ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников»


Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Чебаклинская средняя общеобразовательная школа»









ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ




Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников

(Практико-ориентированный проект)











подготовила Рогозина

Людмила Николаевна

учитель начальных классов

МКОУ «Чебаклинская СОШ»


2013 год

Актуальность темы. Проблемный анализ.

Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная),

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяческих благ,

но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

М. Монтень.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение к своему здоровью.

Результаты научных исследований В.Ф. Базарного, Брехмана И.И. , Татарникова Л.Г. свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. Ухудшение социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. С внедрением ФГОС в начальной школе появилась возможность во внеурочной деятельности учащихся вести курс по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, который называется «Уроки докторов здоровья»

Диагностика сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ.

Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ выступили:

1.Знания детей о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.

2.Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.

3.Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

4.Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно — популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.

5.Проявление потребности в выполнении санитарно — гигиенических норм.

Мониторинг знаний о ЗОЖ проводился в сентябре 2012 года в первом и во втором классе с помощью анкеты «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (См. Приложение 1.)



На основании полученных результатов выделены три уровня знаний о ЗОЖ у школьников:

65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы уверенно, чётко, полно. Осознаёт ценность здоровья, имеет представление о системности здорового образа жизни.

46-64 балла: Средний уровень — ребёнок отвечает на вопросы не уверенно, не полно. Представления о здоровом образе жизни ограничены, не конкретны. Ценность здоровья понимает, но с трудом формулирует, что надо делать, чтобы не болеть.

21- 45 баллов: Низкий уровень — ребёнок не может объяснить, привести пример заботы человека о своём здоровье.

Здоровье определяет как противоположное состояние болезни. Результаты анкетирования сведены в таблицу 1.


Таблица 1

Результаты диагностики, сентябрь 2012 г.


Уровень знаний о ЗОЖ


кол-во человек

%

Высокий

1

12,5

Средний

6

75

Низкий

1

12,5







Таблица 2

Результаты диагностики 1-2 класса, сентябрь 2012 г.

Фамилия, имя

Результаты анкетирования, в баллах

Уровень знаний о ЗОЖ

1.

Анк Андрей

52

средний

2.

Егоров Коля

3

низкий

3.

Корякина Лера

49

средний

4.

Левендеева Ангелина

59

средний

5.

Макарова Вика

48

средний

6.

Попов Витя

57

средний

7.

Турсунбаев Равшан

66

высокий

8.

Яковлев Вова

58

средний


Выводы: анкетирование показало, что у 12,5% детей сформирован высокий и 75% средний уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкий уровень показали 12,5% школьников.

Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ путем использования различных форм и методов развития этих знаний.







Цели и задачи проекта.

Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи: Образовательные:

— Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

— Научить элементарным приемам сохранения здоровья.

Воспитательные:

— Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей школьного возраста.

— Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

— Формировать у школьников потребность в положительных привычках.

Профилактические:

— Развивать у детей потребность в активной деятельности.

— Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни.



Основные концептуальные положения проекта.

Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.

Изучением проблемы здорового образа жизни занимались как с медико-биологической точки зрения, так и с социально-психологической, такие ученые, как Попов С.В., Куинджи Н.Н., Зайцев Г.К., Осипова М.П., Казин Э.М., Афанасьев А.Л., Золотников А.Г., Левин Б.М., Немцов А.В., Е.М. Щербакова Е.М., Менделевич В.Д., Донских Т.А., Короленко Ц.П., Кулаков С.А., Акулич М.М. и др.

На современном этапе реформирования школы валеологическому образованию и воспитанию уделяется особое внимание. В сущности, реформирование современной школы базируется на валеологических подходах к обучению и воспитанию.

В этой связи заслуживает особого внимания изучение модели школьно-семейного воспитания «Ориентир», разработанный учеными Осиповой М.П., Козлович С.И., Бесовой М.А. и др., и в частности, проекта «Здоровый образ жизни». Осипова М.П. и др. подчеркивают, что «работая над проектом «Здоровый образ жизни», мы руководствовались тем, что результат воспитания оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения и развитием способностей ребенка к дальнейшему самостоятельному здоровьетворению. В основу процесса формирования культуры здорового образа жизни мы положили правило: лучше знать и уметь меньше, но хорошо, нежели иметь поверхностные сведения по многим вопросам, связанным с совершенствованием здоровья».

Свежие документы:  Викторина по русскому языку "В стране Грамматии"

В проекте дети знакомятся с основными, доступными возрасту способами и методами формирования и сохранения здоровья.


В проекте ЗОЖ выделено три направления: «Я и мое здоровье», «Пути-дороги в мир здоровья» и «Опасно-безопасно». Цель направления «Я и мое здоровье» — формирование представлений детей о нравственном аспекте здоровья, приобщение их к валеологической культуре, культуре здорового образа жизни. Ребята продолжают совершенствовать навыки гигиенического поведения, причем происходит это на базе усвоения элементарных анатомо-физиологических сведений. Блок «Познай себя и соблюдай правила для всех», включенный в проект во втором и третьем классах, способствует накоплению учащимися определенных знаний и навыков режима и гигиены питания.

Отличительные особенности данного проекта.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются  практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги.

Одним из важных приемов формирования знаний о ЗОЖ я считаю практические занятия. Такие занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы. Приведем для примера несколько тем, которые могут быть использованы в процессе профилактической работы с младшими школьниками.

1. Чистые руки:

показать, как правильно мыть руки;

доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

2. Здоровые зубы:

показать на рисунке последовательность чистки зубов;

почистить зубы щеткой и пастой;

доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами;

составить памятку «Что любят наши зубы», «Вредно для зубов».

3. Красивые ногти:

показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;

правильно подстричь ногти на руках;

рассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.

4. Внешний вид:

выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т.д.;

показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;

доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.

Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» например: «Сотвори солнце в себе». Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача


оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

Участники проекта:

— учащиеся 1-2 класса

— родители

— педагоги

Срок реализации проекта — 1 год.

Форма и режим занятий:

по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, столовой.)

Возможные риски проекта:

Низкий уровень мотивации учащихся и родителей на деятельность по формированию ЗОЖ.














Этапы реализации проекта.

ЭТАП I. Подготовительный (август- сентябрь)

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Задачи:

— Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;

— Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;

— Изучить потребности родителей и возможные ресурсы школы в оздоровлении детей;

— Осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента

Содержание I этапа:

— Анализ научно-методической литературы;

— Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;

— Анкетирование родителей;

— Входящая диагностика учащихся.

Ожидаемый результат

Педагог теоретически подготовлен к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведены анкетирование и диагностика.)

ЭТАП II. Прогностический (сентябрь)

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи:

— Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми;

— Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации;

— Разработать программу курса «Уроки докторов здоровья».

Содержание II этапа:

— Подборка мероприятий и разработка программы «Уроки докторов здоровья»

Ожидаемый результат.

Разработана комплексная программа «Уроки докторов здоровья»

ЭТАП III. Практический (сентябрь- май)

Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

Задачи:

— Создать и поддерживать условия для творческой работы;

— Внедрить рабочую программу «Уроки докторов здоровья» с элементами валеологии;

— Разработать занятия с включением здоровьесберегающего компонента;

— Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.

Содержание III этапа:

— Применение педагогом в образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий;

— Проведение занятий курса «Уроки докторов здоровья».

Ожидаемый результат.

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы.

ЭТАП IV. Аналитический (май)

Цель: анализ и обобщение результатов проекта, формулировка выводов.

Задачи:

 Организовать повторную диагностику для выявления учащихся знаний о здоровом образе жизни.

— Организация обобщения опыта работы по формированию ЗОЖ (выступления, публичные отчёты.)

Содержание IV этапа:

— Повторная диагностика;

— Обобщение опыта педагогом;

— Отчёт о проделанной работе.

Ожидаемый результат.

Овладение учащимися знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье.










Система управления проектом

Просветительно-воспитательная работа с учащимися

1. Проведение лекций, бесед, консультаций по проблемам сохранения здоровья, профилактики вредных привычек, необходимости и большой значимости соблюдения режима дня школьника.


2. Организация и проведение конкурсов, праздников, дня здоровья.

3. Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.


Организация системы просветительской и методической работы с педагогическими работниками, родителями

1 Повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья учащихся.

2 Проведение лекций, семинаров, консультаций по вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье.

Свежие документы:  Великий подвиг тружениц тыла

3 .Приобретение необходимой научно-методической литературы.

4. Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.

5. Организация общественного совета по здоровью и совместное (учителя, медицинский работник, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в школе с учетом реальных возможностей и потребностей.





Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.

Должны знать: 

— как правильно надо мыть руки и лицо, как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, знать правила ухода за кожей, как следует питаться, о пользе физических упражнений и закаливания, правила поведения в школе и дома, о вреде курения, о пользе физических упражнений и закаливания, правила безопасного поведения на воде.

Должны уметь: правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз,

содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений, выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, контролировать своё поведение в школе и дома, уметь противостоять при предложении покурить, выполнять физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закаливающие процедуры, соблюдать правила безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе.

Способ проверки: 

диагностика;

наблюдение за внешним видом и поведением детей в школе, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры;

беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ;

опрос на занятиях после пройденной темы.









ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для учащихся 1-2 класса

«Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»


Внимательно прочитай и ответь на вопросы.


1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом:

Мыло, зубная паста, мочалка, зубная щетка шампунь тапочки, полотенце для тела


2. На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи: одно расписание — правильное, другое неправильное. Определи и отметь правильное расписание


Завтрак 8.00

Обед 13.00

Полдник 16.00

Ужин 18.00


Завтрак 9.00

Обед 15.00

Полдник 18.00

Ужин 21.00

3. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:

Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.

Вера: зубы чистят утром и вечером.

Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.

4. Ты назначен дежурным и должен проследить за тем, как твои друзья соблюдают правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:

Перед чтением книги перед едой

Перед посещением туалета, перед тем как идешь гулять

После посещения туалета после игры в баскетбол

После того как заправил постель после того как поиграл с

Кошкой

5. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?

Каждый день, 2-3 раза в неделю, 1 раз в неделю.

6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?

Положить палец в рот

Подставить палец под кран с холодной водой

Помазать ранку йодом

Помазать кожу вокруг ранки йодом


7. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 из них:

Иметь много денег

Иметь интересных друзей

Много знать и уметь

Быть красивым и привлекательным

Быть здоровым

Иметь любимую работу

Быть самостоятельным

Жить в счастливой семье


8. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери 4


Регулярные занятия спортом

Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать

Хороший отдых

Знания о том, как заботиться о здоровье

Хорошие природные условия

Возможность лечиться у хорошего врача

Выполнение правил ЗОЖ

9. Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь цифрами: «1»-ежедневно; «2»- несколько раз в неделю; «3»-очень редко или никогда.

Утренняя зарядка, пробежка

Прогулка на свежем воздухе

Завтрак

Сон не менее 8 часов

Обед

Занятия спортом

Ужин

Душ, ванна


10. Какие мероприятия по охране здоровья проводятся в классе? «1»-проводятся интересно; «2»-проводятся неинтересно; «3»- не проводятся:

Уроки, обучающие здоровью

Спортивные соревнования

Классные часы о том, как заботиться о здоровье

Викторины, конкурсы, игры

Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье

Праздники на тему здоровья.

Анализ анкеты

Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни.

Вопрос

Ответ

Балл

Суммарный балл

Интерпретация

Знание правил пользования средствами гигиены

1

Мыло. Зубная щетка. Мочалка. Зубная паста. Шампунь. Тапочки. Полотенце для рук. Полотенце для тела.

0 2 2 0 0 2 02


6-8 баллов — достаточная осведомленность; 4 балла — недостаточная осведомленность; 0-2 балла — незнание правил пользования средствами гигиены

Осведомленность о правилах организации режима питания

2

Первое расписание. Второе расписание.

4 0


4 балла — ребенок осведомлен о правилах организации режима питания; 0 баллов — не осведомлен

Осведомленность о правилах гигиены

3

По вечерам. Утром и вечером. По утрам.

0 4 0


16-18 баллов — высокий уровень осведомленности; 12-14 баллов — удовлетворительный уровень; 0-10 баллов — недостаточный уровень

4

Перед чтением книги. Перед посещением туалета. После посещения туалета. Когда заправил постель. Перед едой. Перед прогулкой. После игры в баскетбол. После игры с кошкой.

0 2 0 0 2 2 0 2



5

Каждый день. Два-три раза в неделю. Один раз в неделю.

4 2 0



Осведомленность о правилах оказания первой помощи

6

Положить палец в рот. Подставить палец под кран с холодной водой. Помазать ранку йодом. Помазать вокруг ранки.

0 0 4 6


4-6 баллов — ребенок осведомлен о правилах оказания первой помощи; 0 баллов — не осведомлен

Личностная ценность здоровья

7

Иметь много денег. Много знать и уметь. Быть здоровым. Быть самостоятельным. Иметь интересных друзей. Быть красивым и привлекательным. Иметь любимую работу. Жить в счастливой семье.

0 0 2 2 0 0 1 2


6-7 баллов — высокая личностная значимость здоровья; 4-5 баллов — недостаточная; 1-3 балла — низкая

Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья

8

Регулярные занятия спортом. Хороший отдых. Знания о здоровье. Хорошая экология. Хороший врач. Средства для питания .Выполнение правил ЗОЖ.

2 1 2 0 0 0 2


7 баллов — понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья; 4 балла — недостаточное понимание; 0-2 балла — отсутствие понимания

Соответствие распорядка дня учащегося требованиям здорового образа жизни

9

Утренняя зарядка, пробежка. Завтрак. Обед. Ужин. Прогулка на свежем воздухе. Сон не менее 8 часов. Занятия спортом. Душ, ванна

За каждый ответ «1» — 2 балла; «2» — 1 балл; «3» — 0 баллов


14-16 баллов — полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ; 9-13 баллов — неполное соответствие; 0-8 баллов — несоответствие

Оценка учащимися личностной значимости мероприятий, проводимых в школе для формирования здорового образа жизни

10

Уроки, обучающие здоровью. Классные часы о здоровье. Показ фильмов. Спортивные соревнования. Викторины, конкурсы, игры. Праздники.

За каждый ответ «1» — 2 балла; «2» — 1 балл; «3» — 0 баллов


10-12 баллов — высокая значимость мероприятий, проводимых в школе; 6-9 баллов — недостаточная значимость; 0-5 баллов — низкая значимость

Свежие документы:  Разработка внеклассного мероприятия "Чудеса из бабушкиного сундука" 5 класс


65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни.

46-64 балла: средний уровень знаний.

21-45 баллов: низкий уровень знаний.

Анкета на изучение потребностей родителей.

Выберите вопросы, которые бы вы хотели, чтобы были рассмотрены с детьми?

1.Что такое здоровый образ жизни? 

2.Для чего нужно вести здоровый образ жизни?

3.Что нужно делать для укрепления своего здоровья.

4. Режим и рацион питания школьника.

5. Правила гигиены.









ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Содержание занятий

Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)

Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».

Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час)

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)

Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.

Тема 4. Чтобы уши слышали. (1час)

Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.

Тема 5. Почему болят зубы. (1час)

Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации.  Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

Тема 6. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест.

Тема 7. Как сохранить улыбку красивой? (1час)

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.

Тема 8. «Рабочие инструменты» человека. (1час)

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка  «Это полезно знать». Практическая работа.

Тема 9. Зачем человеку кожа. (1час)

Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

Тема 10. Надёжная защита организма. (1час)

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа.     Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».     Моделирование схемы. Тест.

      Тема 11. Если кожа повреждена. (1час)

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

Тема 12. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

Тема 13. Здоровая пища для всей семьи. (1час)

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

Тема 14. Сон – лучшее лекарство. (1час)

Игры «Можно — нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

Тема 15. Как настроение? (1час)

Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.  

Тема 16. Я пришёл из школы. (1час)

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

Тема 17-18 Я – ученик. (2 часа)

 Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

Тема 19-20. Вредные привычки. (2 часа)

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да — нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов.  Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.  

Тема 21. Скелет – наша опора. (1час) 

Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.

Тема 22. Осанка – стройная спина! (1час)

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

Тема 23. Если хочешь быть здоров. (1час)

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

Тема 24. Правила безопасности на воде. (1час)

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

Тема 25-29. Чтобы душа была здорова. Делать добро спеши. Игра « Чем сердиться, лучше помириться»

Тема 30. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».

Тема 31. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».

Тема 32-33 Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.




Список используемых источников.

1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

2.Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии — реальный путь первичной профилактики.-2003.

3. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.

4.Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.

5.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

6.Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа// ОБЖ. – 2003. — №3

7.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

8.М.П.Осипова, С.И.Козлович, М.А.Бесова и др. Воспитание. Первый класс: Пособие/– Мн., 2002

9. Примерная схема режима дня младших школьников www.couo.ru/document_print.asp? document_id=161495

Правила личной гигиены школьников /sch730.edusite.ru/p147aal.html 8 Кб




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: