Примерная программа по курсу «Культура народов Саха (Якутия)»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Информационно – технологический лицей №24»

г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)









Примерная программа по курсу

« Культура народов Саха (Якутия)»





Подготовила:

учитель культуры народов Якутии

Каленова Елена Матвеевна





















Нерюнгри, 2012г.



Примерная программа по курсу « Культура народов Саха (Якутия)» для 5 класса

Автор: Каленова Елена Матвеевна

Учитель КНЯ, 2 категория

МОУ ИТЛ №24, г.Нерюнгри



Пояснительная записка


Общая характеристика учебного курса.

Республика Саха (Якутия) является субъектом Российской Федерации, где проживает более 120 национальностей. По этническому составу жителей является небольшой моделью нашего государства. Важной особенностью является сохранение национального своеобразия. Особое значение в общеобразовательной школе является развитие и воспитание личности каждого ребенка, знающей культуру своего коренного народа и уважающей культуру других народов, формирование потребности развивать и сохранять культуру и язык коренных народов Республики Саха ( Якутия).


Место учебного курса в учебном плане.

С 1992-1993 учебного года в базовые учебные планы якутской школы с родным языком впервые был введен цикл новых предметов «Якутская культура». В результате изучения курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в средней общеобразовательной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Учащиеся должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)»:

  • уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития культур;

  • культуры каждого народа вне зависимости от численности и проживания;


Основной целью предмета «Национальная культура коренных народов Республики Саха» в русскоязычных школах является:

  • Приобщение обуучающихся к материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики Саха, их традициям и обычаям, нравственно-этическим ценностям, т.е. общее развитие, расширение кругозора школьников общеобразовательных школ города.

  • Формирование интереса детей к национальной культуре, к известным исполнителям, создателям материальных и духовных ценностей народа;

  • Воспитание подлинного чувства уважения, основанного на знании, понимании и уважении к труду и таланту народа, независимо от его численности.

Задачи курса:

  • Формирование основных знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания.

  • Умение соблюдать обычаи и традиции коренного народа, представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.

  • Воспитание позитивного отношения к культуре других народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), понимания и сотрудничество с людьми другой культуры, верования и национальной принадлежности.

Развитие умений:

  • соблюдать традиции коренного народа в повседневной жизни;

  • ставить приоритеты ценностей ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к окружающим, к себе, к социальному миру;

  • умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения как в республике так и в России.


Программа разработана как системный курс, рассчитанный для обучающихся 5 классов, и состоит из нескольких разделов:

  • Материальная культура народов Республики Саха ( Якутия),

  • «Духовная культура народа-саха»;

  • «Якутский фольклор»;

  • « Якутская литература»;

  • « Современная Якутская культура и искусство».

Программа рассчитано на 32 часа (по 1ч в неделю, реализуемых в учебной деятельности). Уроки национальной культуры должны носить практический характер. Программа предусматривает посещение музеев, театра, библиотек, встречи с интересными и талантливыми представителями искусств и культуры. На уроках предусмотрено использование ИКТ , проектная деятельность, позволяющие развивать кругозор каждого ученика. Целью программы « Культура народов Республики ( Саха)» в средней общеобразовательной школе является формирование этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире.


Программа

V класс(32)

Вводная тема. Культура народа как его материальное и духовное наследие.(1 час)

Понятие народ, коренные народы Республики Саха (Якутия). Происхождение якутского народа. Места проживания якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчи, русских и других народов. Другие народы, населяющие республику (украинцы, белорусы, татары, башкиры, буряты, азербайджанцы, армяне и другие).

Национальная культура коренных народов Якутии – своеобразное отражение истории и быта, ведущих своеобразный образ жизни.


Летние и осенние календарные праздники и обряды коренных народов севера. ( 1час)


Раздел I. Материальная культура народа-саха. Традиционные занятия. (3часа)

Тема 1. Скотоводство.

Домашний скот – богатство и благополучие моего народа. Разведение крупного рогатого скота и лошадей – основная отрасль традиционного хозяйства якутов. Угодья и пастбища. Традиционные орудия сельского хозяйства (косьба и уборка сена).

Пища. Одежда коренных народов. Традиционная одежда народов Якутии (отличии и сходства). Выделка меха. Уход за меховой обувью, одеждой, их хранение. Продукция скотоводства. Основное транспортное средство (верховая лошадь). Подготовить презентацию с использованием средств ИКТ.


Тема 2. Охотничий промысел.

Роль и место охоты в быту якутов. Разновидности зимней и летней охоты на «мясных», хищных, пушных зверей, боровую, водоплавающую дичь. Способы и средства охоты. Технология выделки шкур, меха и хранение. Меховая одежда (шубы, унты).

Практическая работа: рисунки , поделки, презентация( изготовление унтов).


Тема 3. Рыболовство.

Традиционное хозяйство народов.

Ловля речной и озерной рыбы, зимний и летний лов. Способы и средства рыбной ловли: атара (острога), туу (верша), куйуур (сачок), илим (сеть), мунха (невод) и т.д. Национальные блюда моего народа (строганина – нельма, муксун, чир, сиг, омуль).

Выработанная веками уникальная технология ведения хозяйства в условиях сурового севера, традиции безотходной технологии – свидетельство высокой культуры древнего народа.

Практическая работа: ознакомить с блюдом своего народа с демонстрацией рецепта его изготовления.


Раздел II. Духовная культура народа-саха. Представления народа-саха о вселенной. (4часа)

Тема 1. Представление древних якутов о трех мирах: верхнем, среднем, нижнем.

Особенности восприятия социального мира в якутских верованиях.

Девять небес верхнего мира и их обитатели – бессмертные высшие духи, покровители земной жизни.

Деление Вселенной по вертикали. Обряд почитания высших духов. Разновидности национального праздника – ысыах. Благодарственная молитва, мольба о ниспослании благополучия, плодородия. Бескровная жертва духам – кубок, наполненный кумысом. Сэрге( коновязь).Виды сэргэ – расписные столбы-коновязи, символа признания жителям среднего мира власти высших духов. Изготовление коновязи. Коновязи для шаманов.

Практическая работа: Подготовить рассказ о верхнем мире и сделать рисунок.

Тема 2. Средний мир.

Бессмертные духи-иччи среднего мира. Дух земли, огня, воды, лесов, предметов домашнего обихода дорог и т.д. Духи аббасы среднего мира.

Почитание земных духов – жизнь в гармонии с природой, основа благополучия народа-саха. Жизненная необходимость для древнего человека бережного отношения к окружающей природе, ее хозяевам-иччи. Алгыс – песнь-благословенье, свидетельство глубокого понимания человеком его неразрывной связи с природой. Ритуал исполнения песни-алгыс.

Практическая работа: приготовить сообщение.


Тема 3. Нижний мир( широкая преисподняя).

Особенности нижнего мира, его обитатели. Абааhы – духи враждебного мира, приносящие людям беды и несчастья.

Практическая основа представлений народа о злых духах – трудности повседневной жизни, стихийные бедствия, неудачи, болезни, попытка объяснить негативные стороны существования человека. Посещение людьми нижнего мира.

Практическая работа: Нарисовать мифологическое древо.


Тема 4. Священные места, осененные высшими духами.

Облагораживающее, стимулирующее воздействие на человека того места, где он родился. Понятие о Родине, родном крае, родном народе. Беседа о долге, обязанностях человека. Святой долг перед родной землей, сородичами, грядущим поколением.

Отношение человека к природе в наше время. Сэт – понятие о неминуемой расплате за содеянное.

Практическая работа: устное сообщение.


Раздел III. Якутский фольклор. (5часов)

Тема 1. Различные жанры якутского фольклора. Понятие о мифах.

Основные жанры фольклора саха: олонхо – героический эпос, сказки , исторические предания и рассказы , песни , загадки , пословицы и поговорки .

Обрядовая поэзия. Возникновение якутского фольклора.

Практическая работа: подготовить эпос.


Тема 2. Предания и рассказы о первопредках народа-саха.

Омолой Баай – прародитель народа. Эллэй Боотур – культурный герой, создатель материальных благ и основатель культурных ценностей.


Тема 3. Сказки о животных. Сказки, объясняющие происхождение и особенности тех или иных животных, птиц, рыб: Гагара и Ворон. Цука и Тетерев. Нравоучительные сказки: Медведь, Росомаха и Человек. Мышь и Лось. Сказки о животных, отражающие общественную жизнь людей: Чирок и Беркут.

Практическая работа: приготовить рисунок и сказку .

Тема 4. Народные песни.

Импровизационная природа песен саха. Народные певцы. Два типа песен: дьиэрэтии и дэгэрэн. Песен ь природе. Описательный характер песен о природе: Изначальная страна (Аан Ийэ дойду), Лето (Сайын).

Практическая работа: найти якутские песни.


Тема 5. Понятие о скороговорке-чабырлах.

Детские чабырлах – считалки. Жанровые особенности якутских пословиц, поговорок и загадок: созвучие гласных и согласных, рифмованные строки. Загадки об окружающей природе. Обычай оберега. Содержание загадок.

Практическая работа: приготовить загадки и скороговорки.


Раздел IV. Якутская литература. (7часов)

Тема 1. Общее понятие о якутской литературе.

Жанры и основная тематика произведений якутской литературы (краткая характеристика).

Известные якутские писатели. Народные писатели. Якутские поэты, прозаики, драматургию Молодые поэты. Русскоязычные писатели республики (краткий обзор).

Практическая работа: сообщение ( писатели, поэты)


Тема 2. Элляй. «Чурумчуку».

Элляй (Серафим Романович Кулачиков) (1904-1976) – народный поэт Якутии. Участник Великой Отечественной войны. Автор широко известных лирических стихотворений, песен: «Кытыйа», «Олень», «Капитан Гастелло»; поэм «В годы бури и пуль», «Арастал», «Прометей» и др.

«Чурумчуку» (1939) – литературная сказка. Главные герои охотник Чурумчуку и богач Чупчуруйдан. Традиционный сказочный сюжет произведения, оригинальный стих. Описание внешности героев, их жилища. Характеристика героев через их действия, речь. Символическое значение волшебного камня, найденного Чурумчуку в тайге.

Практическая работа: подготовить стихотворение.


Тема 3. Суорун Омоллон. «Дедушкины сказки», «якутские сказки».

Суорун Омоллон (Дмитрий Конович Сивцев) (род. 1906) – народный писатель Якутии, Герой Социалистического труда. Основатель Музея политической ссылки (с. Черкех Таттинского района), Музея дружбы народов (с. Соттинцы Усть-Алданского района). Автор рассказов для детей «Чоочо», «Свет во тьме», социально-психологических и юмористических рассказов «Аанчык», «Ачаа», широко известных драматических произведений «Кузнец Кюкюр», «Сайсары», «Айаал» и др.

«Дедушкины сказки», «Якутские сказки». Своеобразие якутских народных сказок о животных и птицах. Социально-бытовые сказки. Связь с сюжетами мифов о явления природы.

Межпредметная связь: Русские народные сказки, сказки народов мира.

Практическая работа: подготовить любой рассказ.


Тема 4.Эрилик Эристин. «Хачыгыр».

Эрилик Эристин (Семен Степанович Яковлев) (1892-19420 – один из классиков якутской литературы.

Автор широко известных реалистических рассказов, повестей, романа «Марыкчанские ребята» (1941). Жизненный подвиг писателя.

«Хачыгыр» (1938) – рассказ о судьбе мальчика из бедной семьи. Реалистическое описание жизни до революции.

История прихода Хачыгыра в семью Константина-Скряги. Воспоминания мальчика о родных. Вся жизнь Хачыгыр и другие образы в рассказе. Портретная характеристика персонажей. Сравнительное сопоставление двух мальчиков. Гибель Хачыгыра. Образ хамначчыта Айгылла. Финал рассказа.

Межпредметная связь: Русская литература – Короленко В. «Дети подземелья», Куприн А. «Гуттаперчевый мальчик».

Практическая работа: подготовить рассказ.


Тема 5. Анастасия Сыромятникова. «Хопто».

Анастасия Саввична Сыромятникова (род. 1915) – известный якутский писатель. Автор романа «Кыыс-Хотун». Начало литературного творчества – рассказы для детей.

«Хопто» («Чайка») – рассказ о дружбе мальчика Мити с олененком. Родился в стаде слабый тугут. Решение родителей Мити. Первая встреча с олененком. Доброе дело, совершенное мальчиком. Проблема бережного отношения к «Братьям нашим меньшим».

Практическая работа: посетить выставку в школе.


Тема 6. Семен Данилов. Моисей Ефимов. Стихотворения для детей.

Семен Петрович Данилов (1917-1978) – народный поэт Якутии, Лауреат Гос. Премии РСФСР им. М. Горького. Автора широко известных лирических стихотворений, поэм «Разговор с Ойунским», «Счастье орла». Основная тема лирики – тема родной земли.

Моисей Дмитриевич Ефимов (род. 1927) – известный якутский поэт. Автор поэтических сказок, легенд, лирических стихотворений, поэм, юмористической, сатирической прозы малой формы.

Предлагается сборники «Заяц с ружьем» и «Песни снегов и трав».

Поэтическое описание северной природы. Нравоучительные стихотворения-сказки. Основная тема сборников – тема дружбы, любви к природе, к ее обитателям, быт и нравы людей севера: охотников, оленеводов. Обращение авторов к сюжетам якутских мифологических преданий.

Практическая работа: подготовить характеристику писателя и провести конкурс стихов.


Раздел V. Современная якутская культура и искусство. Якутский театр. (6часов)

Тема 1. Гордость якутского народа.

17 октября 1925 г. – дата рождения Якутского государственного драматического театра. 3 этапа в развитии театра: 20-40, 50-70, 80-90 г.г.

Творчество режиссера А. С. Борисова. Спектакли «Голубой желанный берег мой», «Улуу Куданса», «Добрый человек из Сычуани».

Сценография Г. Сотникова. Лауреаты государственной премии Е. Степанов, Г. Васильев, С. Федотов. Гастроли театра по стране (Киргизия, Грузия) и за рубежом (Мексика, Финляндия, Германия, Норвегия и др.). Постановка А. Борисовым спектакля «Прощание с Матерой» В. Распутина в Малом Художественном Академическом театре (1989 г.).


Тема 2. Якутская классика на сцене драматического театра.

Режиссеры театра Ф. Ф. Потапов, С. А. Григорьев, В. В. Местников, художники Г. М. Туралысов, В. Д. Иванов.

Произведения А. И. Сафронова, Н. Д. Неустроева, П. А. Ойунского, С. Ефремова, И. Гоголева и др. на сцене драмтеатра. Реалистический показ разных сторон жизни народа.

Самобытность и народность Якутского тетра.


Тема 3. Обращение театра к народному творчеству.

Успешная постановка в разные годы произведений «Ньургун Боотур», «Лоокуут уонна Ньургуhун», «Красный шаман», « Наара суох», «Айаал», «Куорэгэй», «Суоhалдьыйа Толобонноох», «Кыталыктар кырдаллара» и др. Пропаганда прогрессивных традиций и нравственных идеалов народа.

Выдающиеся артисты Якутского театра: Д. Ф. Ходулов, П. М. Решетников, Д. Д. Слепцова, М. В. Слепцова, И. М. Максимова, А. П. Петров и др. Роль театрального училища им. М. Щепкина в подготовке национальных кадров театрального искусства. 3 поколения выпускников училища.


Тема 4. Русская и мировая классика на сцене Якутского театра.

Постановка произведений Д. Фонвизина, Н. В. Гоголя, Н. А. Островского, А. М. Горького и т.д. Исполнительское мастерство артистов.

Пьесы других народов нашей страны: Ч. Айматова «Материнское поле», Мустая Карима «В ночь лунного затмения» и др. на сцене театра.

Мировая классика на якутском языке: «Отелло», «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Проделки Скапена» Ж. Б. Мольера, «Добрый человек из Сычуани» Б. Брехта и др.


Тема 5. Нюрбинский передвижной театр. Новые начинания молодого коллектива этнического театра.

Театр эстрадных миниатюр «Дьиибэлэр… Дьээбэлэр… Дьаабылар…». Талантливый артист Алексей Павлов.

Роль национального театра в духовном развитии якутского народа.

Посещение театра, обсуждение спектаклей. Сбор материала из газет, выступление с рефератами. Встреча с артистами театра.


Раздел VI. Культура народов Севера. Устное народное творчество. (5часов)

Тема 1. Долганские загадки и приметы.

Повторение фольклорных жанров. Краткие сведения об устном народном творчестве малочисленных народов Севера Якутии (эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган).

Загадки и приметы долган. Отображение в них окружающих долганина с детских лет природы, быта, среды.

Практическая работа: подготовить выставку в классе.


Тема 2. Чукотские мифы.

Миф о девушке, моржом ставшей. Миф о человеке и орле. Миф о большой гагаре. Миф о человеке и белых медведях. Миф о четырех братьях. Миф о вороне и человеке. Миф о женщине и тюлене.

Мифы чукчей как «истинные рассказы», т.е. повествования, в которые они верят. Значение мифов – показ опасности и секретов добычи зверя, необходимости взаимопомощи, человеческой доброты, осуждение жестокости и коварства. Художественные средства мифов: метафоры, сравнения.

Практическая работа: подготовить сообщение.


Тема 3. Юкагирские сказки.

Луна. Травяная нога. Жадный старик. Зуб-помощник. Девочка. Одинокий Адил. Почему спина росомахи черная? (по выбору учителя)

Отражение в сказках веры народа в победу добра над злом. Защита обездоленных, высмеивание человеческих пороков, прославление трудолюбия, мастерства. Художественное своеобразие сказок.

Практическая работа: подготовить сказки.


Тема 4. Эвенские легенды и фольклор.

Женский ключик. Медведь.

Связь легенд с древним представлениями о происхождении одного из эвенских родов. Художественное своеобразие произведений: фантастика и реальность.

Практическая работа: приготовить сообщение.


Тема 5. Эвенкийские предания.

Ганальчи. Женщина и чангит (по выбору учителя).

Связь преданий с историей народа в победе над силами природы и враждебными соседями. Простота и ясность образов идеальных людей-охотников. Традиционное поселение и жилища.

Практическая работа: Знакомство с преданиями.




Список используемой литературы


  1. Ситцев Д.К. –Суорун Омоллон, Ефремов П.Е. Якутские сказки – Якутское книжное издательство, 1990 г.

  2. Якутские народные песни, 1976г

  3. Ойунская Я. Якутские загадки, 1975г.

  4. Сыромятникова А. «Хопто», 1960г.

  5. Эрилик Эристин. Повести и рассказы. – М.: Россия, 1999г.

  6. Емильянов Н.В. якутские пословицы и поговорки, 1962г.






















Свежие документы:  Приказ об организации охраны образовательного учреждения

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: