Проблема дистанционного обучения и создания дистанционного курса



ОГБОУ Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов

(Центр дистанционного образования)













ПРОБЛЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И СОЗДАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА









Подготовил учитель английского языка

Тимохова Елена Игоревна





















Смоленск,

2012 г.

«Необходимо ускорить создание

системы дистанционного обучения детей».

Д.А.Медведев



Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

На сегодняшний день дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Поиски путей эффективного обучения на расстоянии, в том числе и иностранным языкам, велись давно во многих странах мира. Для этих целей широко использовались наряду с печатными средствами возможности телевидения, видеозаписи, а в последние годы – CD-ROM. В России проблема дистанционного образования детально разрабатывается многими иссследователями, в т.ч. и Е.С. Полат, д-р пед. наук, проф., зав. лабораторией ДО.

Проблема самообразования на основе автономных курсов, не предполагающих регулярной связи с преподавателем, довольно сложна для большинства обучаемых. При изучении же иностранных языков она приобретает особую сложность, несмотря на разнообразные попытки придать подобным курсам элементы развлекательности, коммуникативности. Дело в том, что без эффективной, причем систематической, обратной связи со стороны квалифицированного преподавателя подобные курсы, как правило,обречены на неудачу.
Именно поэтому самые увлекательные телевизионные и радиокурсы, видеозаписи, CD-ROM сами по себе, вне реального учебного процесса под руководством опытного педагога, редко дают ощутимый эффект. В настоящее время в сети Интернет можно увидеть в свободном доступе достаточно большое количество таких курсов, однако подавляющее большинство из них все-таки предназначены для самообразования.

Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:

  1. эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого;

  2. используемых при этом педагогических технологий;

  3. эффективности разработанных методических материалов и способов их использования;

  4. эффективности обратной связи.

Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от эффективности организации и методического качества используемых материалов, а также руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
Технически решить проблему дистанционного обучения в настоящее время можно, действительно, по-разному. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния.
В этих условиях на первый план в системе дистанционного обучения выходит педагогическая, содержательная его организация. Имеются в виду не только отбор содержания для усвоения, но и структурная организация учебного материала, а также методы обучения.
Поэтому важно, на каких концептуальных педагогических положениях строится курс дистанционного обучения (особенно — иностранным языкам). Коротко их можно свести к следующим.

  • В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Самостоятельная работа по овладению различными видами речевой деятельности, формированию необходимых навыков и умений является спецификой данной области знания.

  • Отсюда, с одной стороны, необходима более гибкая система образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому.

  • С другой стороны, при дистанционном обучении обучаемый должен владеть не только пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. Речь идет о том, что учащиеся должны хорошо владеть различными видами чтения: изучающим, поисковым, ознакомительным, уметь работать с электронными справочниками и словарями, которые могут находиться в данном курсе или существовать автономно на различных серверах. Поэтому важно иметь курсы, нацеленные на обучение этим специфическим видам чтения, работу со справочными электронными материалами.

  • Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных коммуникативных задач в совместной творческой деятельности в группах. С этой целью в курсах иностранных языков особенно эффективны совместные проекты, в первую очередь там, где это возможно, международные, с носителями изучаемого языка.

  • Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении. Для иностранного языка эта проблема практически одна из центральных.

  • Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала, а также в организацию оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Остановимся на особенностях дистанционного курса. Дистанционный курс – это аналог учебно-методического пособия для учащихся, обучающихся по традиционной форме обучения. Приведем основные технологические возможности, которые могут быть реализованы при проектировании курса:

  • Цели курса

  • Управление вниманием

  • Диалоги

  • Вопросы

  • Обратная связь

Цели курса

Перед любым дистанционным курсом стоят конкретные цели. Обычно это обозначено как «после завершения курса слушатель должен знать, уметь и др.». Цель дистанционного курса разбивается на несколько более мелких целей, каждая из которых отвечает за конкретную группу знаний и навыков. В рамках дистанционного курса мы можем автоматически отслеживать эффективность достижения каждой сформулированной цели, связывая ее с конкретными заданиями и оценками курса. Таким образом, после завершения курса мы можем получить не просто общую оценку, а понять, что именно слушателю давалось наиболее легко, а где он нуждается в дополнительном обучении.

Управление вниманием

Электронные технологии обучения позволяют использовать самые различные элементы для управления вниманием слушателя в ходе прохождения дистанционного курса. Это могут быть различные графические элементы, анимация, аудио, видео, запрограммированное взаимодействие объектов. Благодаря этим возможностям мы можем концентрировать внимание слушателя на тех элементах дистанционного курса, которые определены разработчиком.

Диалог является одним из основных элементов обучения.

Электронные технологии дистанционного обучения позволяют реализовать интеллектуальную концепцию диалога. Разумеется, мы пока не можем реализовать концепцию искусственного интеллекта, но запрограммировать многолинейный сценарий общения слушателя и системы нам по силам. Многолинейный – это означает, что слушателю дается определенная свобода в рассуждениях, но в любом случае курс приведет его к поставленной ранее цели. Проще всего продемонстрировать на примере дерева событий.

Вопросы

Классическими типами вопросов в структуре дистанционного курса являются следующие:

  • multiple choice (выбор одного варианта из нескольких)

  • multiple select (выбор нескольких вариантов из нескольких)

  • ordered items (расстановка вариантов в правильном порядке)

  • numerical fill-in-blank (ввод числового значения)

  • text fill-in-blank (ввод текстового значения)

  • matching pairs (парное соответствие)

Этого разнообразия достаточно, чтобы реализовать задачу или тест практически любой сложности.

Обратная связь

Практика показывает, что после прочтения страницы текста читатель (слушатель) усваивает т менее 60% идей, которые хотел донести автор. Для того чтобы увеличить эффективность, вы можете несколько раз прочитать текст. Но, честно говоря, говорить о том, что вы усвоили знание на 100% не приходится – ведь автора нет радом, и он не сможет этого подтвердить.

Для контроля и коррекции получаемых знаний существует механизм обратной связи. Именно благодаря этому механизму система понимает движетесь вы в соответствии с целями, намеченными в дистанционном курсе, или начали отклоняться.

Выглядит этот механизм очень просто. В структуре курса используются промежуточные тесты и вопросы для самопроверки. В самом простом случае система просто знает правильный ответ, и в случае, если вы дали неправильный ответ система не просто скажет вам «неправильно!», но и может дать расширенный комментарий «почему именно этот ответ неправильный». Автор дистанционного курса может сделать систему обратной связи более разнообразной и интеллектуальной. Другими словами автор может предположить несколько вариантов ответа, каждый из которых предполагает некое соотношение правильно усвоенных идей и распространенных ошибок. В этом случае каждый ответ может быть снабжен своим комментарием направленным на преодоление именно того ошибочного суждения, к которому пришел слушатель дистанционного курса.

Так или иначе, нельзя отрицать, что дистанционные технологии обучения — это то будущее, к которому мы на сегодняшний день стремимся, поэтому их распространение и расширение границ использования — всего лишь вопрос времени.



Литература

    1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997 г.

  1. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы / В.Г. Домрачев // Высш. образ. в России. — 1994. — № 3. 25


  1. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.


  1. Полат Е.С. Дистанционное обучение: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, М.Ю. Бухаркина, Ю.В. Аксенов, Т.Ф. Горбунькова. — М.: ВЛАДОС, 1998.

  2. https://www.smart-edu.com/distantsionnoe-obuchenie/distantsionnye-kursy.html (Дата последнего вхождения — 16.03.2012)

  3. https://www.e-joe.ru/sod/98/1_98/st007.html (Дата последнего вхождения — 15.03.2012)














Свежие документы:  Методическая разработка внеклассного мероприятия “Нам песни эти позабыть нельзя”

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: