МОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа Вехнеуслонского района Республики Татарстан
Составила учитель русского
языка и литературы высшей
квалификационной категории
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная закономерность процесса обучения требует такой организации учебной деятельности школьников, которая учитывала бы их индивидуально-психологические особенности и позволила бы учителю в условиях коллективной работы с классом успешно обучать каждого из них.
Решению этих вопросов способствует использование на уроках современных образовательных технологий, индивидуализация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая материально- техническая база кабинета. Именно над решением этих задач и предстоит работать мне в течение трёх лет. А для того, чтобы результат работы был ощутим, следует самому учителю совершенствовать своё мастерство, обогащать свои знания достижениями современной методики, шагать в ногу со временем, стараться идти на шаг впереди от своих воспитанников в освоении информационно-компьютерных технологий. Н.И.Луначарский писал: «Искусство воспитателей: открыть Гений, обогатить его познаниями и дать свободу следовать его внушениям». Считаю, что для того, чтобы ученик последовал за учителем, нужно не только учить, но в первую очередь учиться самому каждый день, каждый час. Для этого сегодня есть все возможности: большой выбор научной и методической литературы, Интернет-ресурсы, совершенствование технической базы школы. Этим обусловлено и содержание моей программы самообразования.
Цель: расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования технологий обучения и воспитания.
Задачи:
углубление знаний по разным технологиям;
овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
создание базы для реализации детско-юношеского творческого потенциала;
укрепление здоровья и физического развития школьников;
повышение общекультурного уровня;
Общение с высококлассными педагогами Решение конкретных задач, имеющих практический характер Критический обзор периодической печати
Разноуровневое обучение
Проектные методы обучения
Исследовательские методы обучения
Информационно-коммуникационные
Технология развития критического мышления
Здоровьесберегающие
технологии
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
I. Повышение научного уровня преподавания.
Создание соответствующей материальной базы.
Сроки | Формы деятельности | Применение | Литература | |
1. Изучение новых учебных пособий по русскому языку и литературе. | По мере появления в книжных магазинах, библиотеках | 1.Обзор «Новые учебные пособия по русскому языку и литературе» 2.Написание рекомендаций по использованию методического материала для коллег | На семинарах районного и школьного методических объединений | |
2.Применять онлайновые проекты с использованием Интернет-ресурсов | | Включение материалов сети в содержание уроков | Использовать для самостоятельного поиска учащимися информации в рамках работы над проектом; для самостоятельного углублённого изучения, для ликвидации пробелов в знаниях, для изучения определённого курса русского языка дистанционно | Сайты МО РФ и МО РТ |
3.Посещение тренингов-семинаров по преподаванию русского языка и литературы | В течение пяти лет | Создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях | Освоение и внедрение новых педагогических и информационных технологий, направленных на индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения | Сайты МО РФ и МО РТ |
4.Внедрение новых методических приёмов и подходов в преподавании русского языка и литературы с применением Интернет-технологий и мультимедийных ресурсов на CD. | 2008-2010 годы | | | |
5. Работа над развитием речи учащихся, правильным употреблением и произношением слов, совершенствовать словарную работу на уроках: а) вести орфоэпические словари, проводить диктанты по орфоэпии; б) разработать карточки с творческими заданиями, развивающими умение употреблять многозначные слова в различных значениях, фразеологизмы, синонимы, антонимы, составлять с ними предложения. | В течение пяти лет | Орфоэпические диктанты, зачёты, интеллектуальные игры | На уроках и внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка, при подготовке к ЕГЭ | Материалы предметных журналов, тестовых заданий, учебных пособий по лексике и орфоэпии |
6. С целью развития творческих способностей учащихся, продумать систему письменных работ как по русскому языку, так и по литературе; развивать умение писать сочинения в жанре литературно-критической статьи, интервью, репортажа, эссе, дневника, рекламы, эпистолярного жанра. | В соответствии с тематическим планом | 1.Уроки по развитию речи; 2.Индивидуальные занятия; 3.Элективные курсы «Слово в речевом общении», «Развивай дар слова» | На уроках и внеклассных мероприятиях, при подготовке к ЕГЭ | 1.Т.О.Скиргайло, «Сочинения разных жанров»; 2.Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло, «Диалоговое общение»; 3.»Русский язык. Речь и риторика», ИРО РТ; 4.С.И.Львова «Язык в речевом общении»; 5.Материалы предметных журналов и других пособий |
7.Совершенствовать кружковую работу: разработать программы и апробировать их: а) «Юные корреспонденты» (интеграция в обучении написания статей разного жанра и работе на компьютере ), 6 класс; б) «Рифы и мифы ЕГЭ», 10 класс; в) «Как сдать экзамен на «5»?», 11 класс; | 2008-2009 г. 2009-2010 г.. 2010-2011 г. | Занятия в кружке. Изучение теории литературы, анализ лирических текстов и отрывков из прозаических произведений, работа над сочинениями-рассуждениями по данным текстам. Анализ и выполнение заданий из материалов ЕГЭ. | Выступления на страницах районной газеты «Волжская новь», участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, для успешной сдачи ЕГЭ Обобщение опыта работы на семинаре РМО | 1.Все новинки методической литературы по ЕГЭ; 2.«Развивай дар слова» 3.»Язык мой – друг мой»; 4 «Занимательная грамматика»; 5.»Учимся, играя»» 6.»Русский язык в кроссвордах» и др. 7. Материалы предметных газет и журналов |
8. Систематизировать работу с одарёнными детьми, для чего готовить к урокам карточки с заданиями различной сложности, применять компьютерное тестирование, создание презентаций к урокам, анализировать вопросы и задания олимпиад и ЕГЭ | В течение пяти лет; особенно при подготовке к олимпиадам и экзаменам | 1.Индивидуальные занятия; 2.Элективные курсы; 3.Консультации; 4.Олимпиады 5.Кружок 6.Реализация программы «Одарённые дети» | Районные и республиканские олимпиады, научно-практические конференции, работа консультантами со слабоуспевающими учениками | Сборники контрольных работ, тестовых заданий, материалы районных, республиканских и всероссийских олимпиад |
9.С целью изучения учащимися истории родного края, возобновить занятия элективного курса «Литературные традиции Татарстана» с посещением музеев, памятных мест. | 2011-2012 г. 9класс | Занятия теоретического характера, исследовательская работа, экскурсии | На уроках, научно-практических конференциях | Список используемой литературы прилагается к программе элективного курса |
10.Работать над индивидуализацией и дифференциацией обучения, с этой целью вести диагностические карты для выявления пробелов в знаниях по русскому языку и литературе и их устранения. Вести мониторинг уровня знаний учащихся по русскому языку. | В течение учебного года, итог подводить в конце каждой четверти | Тестирование, работа по перфокартам, тестирование на компьютере. | | 1.Г.А.Богданова, «Опрос на уроках русского языка» 2.Тестовые задания 3.Материалы предметных журналов |
11.Совершенствовать мастерство по использованию на уроках и во внеклассной работе компьютерных технологий, для чего пройти дистанционное обучение по данной проблеме. | 2010-2011 г. | | На уроках и внеклассных мероприятиях, при подготовке учащихся к ЕГЭ | |
12.Принимать участие в работе РМО и ШМО учителей русского языка и литературы, районных, республиканских и всероссийских научно-практических конференциях, педчтениях, интернет-конференциях, конкурсах авторских программ, разработок уроков и мероприятий. | В течение пяти лет ( по мере проведения конкурсов, конференций) | Выступления, рефераты, презентации | Аттестация работников образования | |
13. Обобщение опыта работы на страницах республиканских и российских методических изданий. | 2-3 раза в год | Публикации | Аттестация работников образования | |
14.Проводить мастер-классы для молодых специалистов. | По плану работы РМО | | Распространение опыта работы | |
15. Активизировать участие обучающихся в конкурсах и конференциях различного уровня. | Ежегодно, по мере проведения конкурсов и конференций | Творческие работы, рефераты, презентации, размещение работ на педагогических сайтах. | Портфолио ученика | |
16. Размещение материала из опыта работы на педагогических сайтах. | В течение пяти лет | | | |
17. В работе с классом применять современные воспитательные технологии, способствующие самореализации личности ученика, вести мониторинг уровня воспитанности, социометрию. | В течение пяти лет, итог подводить в конце учебного года | Классные часы, тренинги, экскурсии, встречи, походы, анкетирование, мероприятия для детей и их родителей | На родительских собраниях, для составления характеристик | Материалы журналов «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Праздники в школе», книги по воспитанию школьников |
18. Разработать программу воспитательной системы класса «Доброград», содействующую воспитанию нравственной культуры ученика. | 2008-2009 г. 5-8 классы | | Воспитательная работа с классом | Вся имеющаяся литература по нравственному воспитанию школьников |
19. Вести работу по обновлению оборудования кабинета русского языка и литературы в соответствии с современными требованиями Министерства образования и науки РТ и санпина. Приобрести компьютер, мультимедийный и DVD проектор, новые диски с учебными программами. Приобрести новые словари. | 2008 г. 2008 г. | Самообразование | На уроках и внеурочных занятиях | |
20. Пополнять новым материалом папки «К экзаменам», «Олимпиадные задания», «Внеклассные мероприятия по предмету», «Комплексный анализ текста» и другие. | В течение пяти лет | | | |
21. Участвовать в различных профессиональных конкурсах: 2.Республиканский конкурс кабинетов русского языка и литературы в рамках реализации программы «Русский язык в Татарстане. 2006-2010г.» | 2009г. | | | |
II. Повышение педагогического мастерства.
Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы.
Сроки | Формы деятельности | Применение | Литература | |
1.Изучение новых программ, учебников, методической литературы. | По мере выхода | Выступления на ШМО, РМО | При составлении тематического и поурочного планирования, на уроках | |
2.Принимать активное участие в работе районного методического объединения учителей русского языка и литературы, в зональных и республиканских мероприятиях, изучать опыт коллег. | По плану работы РМО | Посещение открытых уроков, внеклассных мероприятий, анализ посещённых уроков, выступления из опыта работы | Опыт коллег применять на практике | |
3.Проводить открытые уроки для коллег, родителей. | По плану работы ШМО и РМО | Дни открытых дверей, семинары | | |
4.Посещение уроков в начальных классах с целью решения проблемы преемственности и перспективности в преподавании русского языка и литературы между начальным и средним звеном. | В течение года | Открытые уроки, выступления на совместных семинарах учителей-словесников и начальных классов, обмен опытом работы, составление единых требований | При составлении тематического планирования и проведении уроков | Материал предметных журналов и пособий по данному вопросу |
6 Курсы экспертов по проверке работ ЕГЭ, часть С | 2009г. | | Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы | |
7. Курсы учителей русского языка и литературы в ИРО РТ по изучению новых образовательных технологий. | 2012 г. | | Работа в республиканской комиссии по проверке экзаменационных работ | |
III.Совершенствование связи с родителями и общественностью.
По мере необходимости | Беседы, экскурсии, поездки, решение проблем жизни класса | | | |
2.На родительских собраниях, помимо докладов на воспитательные темы, проводить анкетирование, ролевые игры, решение педагогических ситуаций. | По плану классного руководителя | | | Журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель», пособие «Новые формы родительских собраний» |
3.Практиковать совместные собрания родителей и детей. | 1 раз в год | | | |
4.Проводить мероприятия с участием детей и родителей: походы, поездки, «Папа, мама, я – интеллектуальная семья» (спортивная, читающая и т.д.), праздник пап, мам. | 1 раз в год | | | |
5.Обобщать опыт работы отдельных родителей в воспитании детей. | | Выпуск газет, бюллетеней, презентаций, выступления на родительских собраниях | На родительских собраниях | |
6.Информировать родителей об успеваемости детей через ведомости текущих оценок за 3 недели до окончания четверти. | Каждую четверть | | | |
IV.Работа с сильными и слабыми учениками
В течение года по расписанию работы со слабоуспевающими учениками | | | | |
2.Индивидуальные и групповые занятия с целью решения заданий повышенной сложности. Подготовкам к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам, научно-практическим конференциям. | В течение года по расписанию работы с сильными учениками | | | |
3. Работа по реализации районной программы «Одарённые дети». | По плану | | | |
4.Участие в интеллектуальной игре «Русский медвежонок» и филологическом чемпионате. | Ежегодно | | | |
При составлении данной программы никакая литература автором не использовалась.