Программа подготовки учащихся к олимпиаде по истории и культуре народов, 9 класс


Республика Марий Эл

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»










Спецкурс



Программа подготовки учащихся к олимпиаде

по истории и культуре народов Марий Эл












Составила учитель истории

и культуры народов

Петруханова Эдита Евтихиановна










Козьмодемьянск

2013



Программа спецкурса

«Подготовка учащихся к олимпиаде по истории и культуре народов Марий Эл»


Пояснительная записка

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к истории и духовным ценностям народов, населяющих нашу республику, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде — прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

Актуальность проблемы подготовки учащихся к олимпиаде обусловлена целевыми установками современного образования. Именно школа дает ученику систематизированные знания, и именно в ней должны даваться глубокие знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

К сожалению, по истории и культуре народов Марий Эл нет разработанных и опубликованных программ, по которым можно было ситематизированно и целенаправленно готовить учащихся к олимпиаде по предмету.

Цель настоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по истории и культуре народов Республики Марий Эл

Задачи:

  • подготовить учащихся к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;

  • дать глубокие теоретические и практические знания в области этнографии, культуры и краеведения;

  • научить анализировать документы краеведческого характера;

  • сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;

  • научить пользоваться справочной литературой и словарями.

Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.

Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.

В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

  • уметь выполнять различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);

  • углубленно знать теоретический материал в области этнографии, культуры, краеведения;

  • уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по истории и культуре народов.

  • уметь анализировать документы краеведческого характера

К сожалению, невозможно за короткий период ознакомиться со всеми заданиями «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, проанализировать все краеведческие документы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о своем крае. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и видит учитель свою роль.

Программа построена по тематическому принципу с календарной раскладкой тем и указанием числа часов на изучение соответствующего материала.

  • Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 9 класса



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Сроки проведения

1

Разные виды олимпиадных заданий

1

январь

2







История и этнография


Происхождение марийского народа

Присоединение марийцев к русскому государству

Марийский край в составе Русского государства (конец XVIXVII вв.)

Марийский край в Российской империи (XVIII век)

Марийский край в XIX веке

Марийский край в начале XX века

Марийский край в годы революции

Марийский край в годы «строительства социализма»

Марийский край в годы Великой Отечественной войны

Марийский край в послевоенные годы и нынешнее время

6

январь

3

Фольклор


Прошлое народов марийского края в их эпосе

Народные загадки марийцев, татар, удмуртов, чувашей.

Народные приметы

Народные игры марийского края

Сказки народов края

Пословицы и поговорки народов марийского края

3

февраль

4

Литература и театр


Русские писатели о марийском народе, крае.

Известные писатели края и их произведения.

Театры республики.

Драматурги, режиссеры, актеры республики.


6

март

5

Изобразительное искусство


Первобытное искусство марийского края.

Известные художники республики.

Живопись, графика, скульптура, архитектура марийских художников.

4

апрель

6

Народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство


Марийские художественные промыслы:

  • народная вышивка

  • резьба по дереву

  • плетение из лозы, бересты и лыка

  • роспись по дереву

  • изготовление изделий из серебра

4

май

7

Архитектура


Деревянное зодчество марийцев

Памятники гражданской архитектуры

Культовые памятники архитектуры родного края (часовни, святые источники, священные рощи, церкви, монастыри, мечети)


4

сентябрь

8

Музыка


Марийские народные инструменты

Музыкальные инструменты народов марийского края

Известные композиторы, певцы марийского края.

Фольклорные и профессиональные ансамбли.

Произведения композиторов края (марийские оперы, балеты, песни и т.д.)

4

октябрь

9

Педагогика и этнопедагогика


Образование и просветительское движение в марийском крае (Просветители, школы, учебники, методы преподавания)

Народная педагогика марийцев, удмуртов, татар, чувашей.

4

ноябрь


Методические рекомендации по работе с краеведческим документом (на основе варианта анализа исторического документа, предлагаемого профессором С. Шехтером (США)

1. Кто автор документа? Что вы знаете о нем? Что дополнительно вы смогли узнать об автореиз изучаемого документа? Какие выводы можно сделать об авторах, исходя из текста?

2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа? Что можно сказать о дате написания документа и о влиянии времени на текст?

3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?

4. Какие факты (фактическая информация) приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?

5. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?

6. Как изучаемый документ помог вам узнать больше о своем крае? Как текст помог вам лучше понять прошлое?



Список использованной литературы:



  1. История и культура народов Марий Эл: примерная общеобразовательная программа для 1-11 классов/ сост. Л.Е.Майкова, Г.И.Соловьева. – Йошкар-Ола, 2009.

  2. Кто есть кто в Марий Эл: Библиографический справочник. 1384 библиографи известных людей республики /сост. В.Мочаев. Йошкар-Ола, 2002.

  3. Марийская библиографическая энциклопедия. 3849 имен в истории Марийского края и марийского народа /Авт. И руководитель проекта В.Мочаев. – Йошкар-Ола, 2007.

  4. Сборник олимпиадных заданий по истории и культуре народов:2000 – 2004 годы /Под редакцией И.В.Золотухиной и АМ.Новоселова. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2005.

  5. Тестовые задания по истории Марий Эл: В помощь учащимся, студентам, педагогам . – Йошкар-Ола: ГОУДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2005.

Ресурсы Интернет:

1 . https://rudocs.exdat.com/





















Свежие документы:  Роль учителя музыки в создании творческой атмосферы урока

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: