Рабочая программа кружка «Радуга творчества» на 2014-2015 уч год


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Правдинская СШ»




«Рассмотрено»

Руководитель МО классных руководителей

___________Мадышева Т.М.

Протокол от « ___» _______ 2014 г.



«Утверждаю»

Директор МОУ «Правдинская СШ» _______________В.В.Проворная

«____»______________2014 г.









Рабочая программа

кружка

«Радуга творчества»

на 2014-2015 уч год















Составитель: учитель начальных классов Натарова В.В.






2014


Пояснительная записка

Организация внеурочной деятельности способствует расширению круга интересов детей, что создает условия для продуктивной преобразовательной творческой деятельности,

Основными целями курса «Радуга творчества» является саморазвитие личности каждого ребенка, отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности в процессе освоения окружающего мира через собственную продуктивную творческую деятельность.

Задачи курса.

Образовательные:

— формирование умений, связанных с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах творческой деятельности;

Развивающие:

— развитие наблюдательности, умения видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать между собой;

— развитие способностей к дизайнерской деятельности (чувство цвета, формы, композиции, воображению и творчеству.

Воспитательные:

  • приобщать учащихся к основам рукоделия;

  • воспитывать у учащихся личностную позицию при восприятии произведений прикладного искусства.

Содержание программы направленно на выявление и развитие способностей детей к различным видам деятельности. Программа представлена в виде взаимосвязанных разделав: «природные материалы, пластичные материалы, бумага и картон, проволока и фольга, текстильные материалы». Программа рассчитана на реализацию данного содержания — один час в неделю.

Общее количество часов в год: 1 класс – 66.

Формы работы: экскурсии; клубные занятия; выставки; презентации готовых изделий.

Содержание программы

Раздел «Природные материалы»

Теоретические сведения. Природные материалы (листья, цветы, плоды, семена, ветви, кора), их свойства, технология использования для изготовления разнообразных поделок. Правила сбора, хранения и подготовки природного материала к работе.

Аппликационные композиции из целых растительных форм и приемы составления. Характерные особенности растительных форм. Орнаменты, тематические сюжеты; композиции из растительного материала в декоративно-прикладном творчестве, Закономерности цветосочетания.

Организация рабочего места при работе с природным материалом.

Качество изделий и критерий: красота, аккуратность, оригинальность, прочность.

Факторы, влияющие на качество изделий: старательность, терпение, точность и др.

Правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; правила безопасной работы.

Технология изготовления изделий на основе общих приемов: техника аппликации, объемные композиции.

Практические работы. Экскурсия для сбора природных мате­риалов. Подготовка и обработка материалов. Упражнения на анализ особенностей растительных форм. Разработка и изготовление изделий в технике аппликации из целых растительных форм (листьев, цветов, трав), объемные композиции — из природных материалов.

Варианты объектов труда

Аппликация, коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков. Что нам дарит листопад? Букеты, зоологический портрет, летний луг, лесная полянка, узоры и орнаменты,зеркальные композиции, моделирование.


Раздел «Пластичные материалы»

Теоретические сведения. Применение пластичных материалов для изготовления предметов, изделий. Традиции лепки, приемы работы, подготовка к работе, способы декорирования. Глиняная игрушка: традиции и современность. Особенности народных игрушек.

Практические работы. Лепка изделий пластическим способом. Наблюдения и опыты по изучению свойств пластичных материалов.

Варианты объектов труда,

Пластилиновый фон, процарапывание на пластилине, панно из пластилиновых «колбасок», «аппликация» из пластилина, объемные поделки из шаров, вытянутых шаров, изготовление чайного сервиза.

Раздел «Бумага и картон»

Теоретические сведения. Общее представление о назначении бумаги. Заглянем в прошлое. Виды бумаги и свойства, производство. Разъемные и неразъемные соединения деталей. Конструирование особенностей изделий. Объемная аппликация и ее виды. Виды картона и его свойства, правила и приемы работы.

Технология изготовления изделий (на основе общих приемов) в технике оригами, плоской, обрывной аппликации, мозаики, плетения. Правила и приемы работы.

Практические работы.

Упражнения на изготовление изделий по шаблону, на глаз, с помощью копировальной бумаги; разметка, симметрия деталей, резание и вырезание.

Варианты объектов труда.

Бумагопластика — цветочные мотивы. Обрывная аппликация, симметричная аппликация. Бумагопластика – осенний лес, веточка яблони.

Раздел «Проволока и фольга»

Технические сведения. Общие представления о металлах, сплавах и их свойствах. Виды, свойства, области применения проволоки, фольги. Правила и приемы работы с проволокой и фольгой. Технология изготовления изделий на основе общих приемов.

Практические работы. Упражнения на обработку проволоки (сгибание, скручивание); обработку фольги (выравнивание, создание рельефов, крепление к основе). Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.

Варианты объектов труда.

Изготовление изделий из проволоки (фигурки), изготовление цветов из проволоки, объемные изделия из фольги.

Раздел «Текстильные материалы»

Технические сведения. Общие сведения о назначении, производстве текстильных материалов. Виды переплетений. Украшение одежды. Вышивка. Аппликация и коллаж из текстильных материалов. Соединение деталей. Технология изготовления изделий на основе общих приемов. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани.

Практические работы. Упражнения на выполнение стежков, подбор ниток. Раскрой деталей изделия из ткани. Соединение деталей. Обработка кроя.

Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.

Варианты объектов труда. Изделия из разных веревок, ткани и трикотажа, аппликация из ниток, ткани. Материал и образ. Изготовление куклы путем скручивания ткани.

Требования к уровню подготовки

Ученик должен знать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;

  • виды труда и технологий, содержание общих приемов трудовой
    деятельности;

— назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластичных, текстильных);

  • взаимосвязь назначения, конструкции и дизайна изделия;

  • личную или социальную значимость продуктов своего труда или результат труда других людей,

Уметь (владеть способами и приемами умственной и практической трудовой деятельности):

— определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, проволоку и фольгу) по внешним признакам, используя различные ощущения;

  • определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий;

  • подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;

  • осуществлять рациональную и экономичную разметку деталей, их сборку в изделие; а также декоративную отделку изделия различными способами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограниченных условий;

  • планировать свою деятельность и осуществлять контроль за ее ходом;

  • изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, собственному замыслу;

  • уметь сотрудничать в трудовом коллективе;

  • рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок после завершения трудовой деятельности на рабочем месте.

Прогнозируемый результат.

В процессе занятий по программе «Радуга творчества» накапливается практический опыт учащихся, от простых изделий они постепенно переходят к овладению более сложными образцами. При работе над изделием учащиеся знакомятся с различными видами материалов, их свойствами, технологией изготовления, с историей появления, оформлением изделий.

Результатом работы с детьми по формированию интереса к рукотворчеству является:

— повышение уровня социально-бытовой адаптации и развитие самостоятельности;

— формирование интереса к рукоделию, способствующему развитию эстетического вкуса у учащихся, созданию вокруг себя приятной атмосферы;

— совершенствование мелкой и общей моторики руки.

Формы работы: тематические праздники, коллективно-творческие дела, декоративно-прикладное творчество, экскурсии по родному краю, устные журналы, сбор и оформление материалов, проектная и исследовательская деятельность.






Тематическое планирование

Название раздела

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности

Кол-во

часов

Дата

«Природные материалы» (9 ч.)


1.

Листопад в ладошках

Общее представление о природных материалах — листьях, цветах, семенах, плодах, коре. Знакомство с природным материалом. Рассказ о правилах сбора и хранения различного природного материала. Познакомить с флористикой, учить создавать сложные композиции из листьев, Знакомство с аппликацией из засушенных листьев деревьев; изучение приемов их наклеивания на бумагу. Технология составления линейного и центрического узора и орнамента на разных силуэтах и формах

Сбор даров природы (листьев, цветов, трав) для урока; составление образцов из целых листьев и их частей

1

2.09

2

Осенний букет


Работа с красками, изображение листьев.

1

9

3

Ветер в осеннем лесу.

Природа-художница. Рисование деревьев.

1

16

4

Лесная полянка

Представление утреннего и весеннего пейзажа

1

23

5

6

Зеркальные композиции

(с отражением)

Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков

2

30

7

8

Узоры и орнаменты

Составление узора и орнамента из мелких засушенных листьев

1

7.10

9

Моделирование из семян, шишек, сухоцветов

В сентябре у рябины именины. Конструирование из природных материалов

1

14

Пластичные материалы (7 часов)

10

Пластилиновый фон

Знакомство со скульптурными материалами; формирование навыка работы с пластилином; развитие чувство формы; творческое воображение. Знакомство со способом изображения пластилином. Работа с пластилином. Методика работы с пластилином в технике «плоская лепка». Проектирование предметов по принципу стилевого единства

Втирание пластилина в картоне большим и указательным пальцами, придание предмету сходства с образцом

1

21

11

Процарапывание на пластилине

Процарапывание на пластилине «Рыжий лакомка»

1

28.10



12

«Аппликация из соленого теста»


Рисование на соленом тесте

1

11.11

13

Объемные поделки из шаров, вытянутых шаров

Лепка объемных изделий из шаров

1

18

14

Изготовление чайного сервиза

Изготовление и оформление поделки из пластилина. Выполнение предметов сервиза из пластилина и оформление

1

25

15

Тестопластика

«полянка»


Изготовление и оформление поделки из теста.

1

2.12

16

Тестопластика

«Картина»

1

9

«Бумага и картон» (5 ч.)


17

Бумагопластика — цветочные мотивы

Технические приемы изготовления разнообразных цветочных композиции в технике «бумагопластика». Разновидность аппликации «обрывная аппликация»; приемы работы. Приемы складывания симметричного и ассиметричного вырезания изделия. Работа с бумагой и картоном, Элементы бумагопластика.


Изготовление из бумаги цветов – астра, одуванчик

1

16

18

Обрывная аппликация

Выполнение изделий в технике обрывная аппликация: бычок, бабочка, осенний лес, зима-красавица

1

23

19

Симметричная аппликация

Симметричное вырезание из бумаги. Узор в квадрате по образцу

1


20

21

Бумагопластика (осенний лес, ветка яблони)

Технология изготовления работ «Осенний лес», «Ветка яблони»

2




Проволока и фольга (4часа)

22

23

Изготовление цветов из проволоки

Свойства проволоки и навыки работы с ней, правила техники безо­пасности. Освоение технологии создания изделий из проволоки

Создание цветов из проволоки разного сечения. Выполнение объемных изделий из фольги

2




24

25

Объемные изделия из фольги



2


Текстильные материалы (7часов)

26

Изделия из разных веревок

Познакомить с различными видами текстильных материалов: видами ткани, веревок, ниток, технологией работы с текстильными материалами, видами обработки.

Познакомить с традицией изготовления кукол-скруток

Моделирование из шнура и ниток

Аппликация из распущенного трикотажа «Кудрявая шерстка»

Изготовление аппликации из ниток «Донские мотивы»

Изготовление куклы — скрутки в народном костюме

2


27

28

Ткань и трикотаж

2


29

30

Аппликация из ниток, ткани

2


31

32

Материал и образ. «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную»

2



Свежие документы:  Консультация для воспитателей "Тренажеры для развития мелкой моторики рук и их использование"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: