Родительское собрание на тему «Развитие устной речи дошкольников»






Родительское собрание на тему: «Развитие устной речи дошкольников». G:КАРТИНКИФон1.Новые фоныdb071495ae8f.jpg


Подготовила и провела: воспитатель Саркеева О.А.


Цель: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у дошкольников.

Задачи:

Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи будущих первоклассников.

Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.

Определить роль родителей в формировании устной речи учащихся.


Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. Дошкольник станет школьником. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменятся жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть успехи ребенка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде. В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной (в школе) ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Давайте определим:

Что входит в понятие «речевая готовность к школе».

Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой .

Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

  1. Дети должны уметь слушать и слышать других.

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

  1. Звуковая сторона речи.

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух,является необходимым условием для освоения письма. Дети должны уметь:

— четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

— говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

— изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи.

3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь:

— делить предложения на слова;

— делить слова на слоги;G:КАРТИНКИФон1.Новые фоныdb071495ae8f.jpg

— уметь выделять все звуки в словах;

— устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.

Наиболее характерны следующие ошибки:

— слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

— пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

— пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

— перестановки букв (комната – «конмата»).

4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:

— точно подбирать слова;

— ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

— дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

— употреблять сложные слова (например: длинноногий);

— пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

— подбирать метафоры (например: туча комаров);

— использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

— подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь:

— изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

— употреблять различные предлоги;

— согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

— согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

— правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

— ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

— пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

— ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования: Дети должны уметь:

— образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

— образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

— образовывать название детенышей животных;

— образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья). G:КАРТИНКИФон1.Новые фоныdb071495ae8f.jpg

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

— замены суффиксов (козлята – «козленки»);

— замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

6. Связная речь. Проблемы первоклассника. Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Дети должны уметь:

— свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

— поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

— рассказывать о пережитых событиях;

— пересказывать содержание сказки, рассказа;

— описывать окружающие предметы;

— раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности. Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь в детском учреждении служит средством успешного обучения в школе. Педагогами нашего детского сада ведется планомерная, систематическая работа по развитию речи. Она осуществляется через различные мероприятия проводимые с детьми, создание предметной развивающей среды в группе ДОУ, целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности, повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников, изучению состояния устной речи детей и, конечно же, она невозможна без помощи вас, уважаемые родители. Потому что, только совместные, каждодневные усилия педагогов ДОУ (воспитатели, узкие специалисты) и родителей, шагающих в одном направлении, достигнут хороших результатов.



F:ФОТОМБДОУ ДС КОЛОБОК2014ФОТО.КОЛОБОКDSCN9272.JPG


Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса на тему "Текстовый процессор MS.Word и его возможности. Экран MS.Word"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: