МАДОУ «ЦРР – д/с № 68»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 68»
Родительское собрание
«Развитие познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
старший воспитатель
Рудакова Ирина Сергеевна
г. Ставрополь
Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста дома.
Ход родительского собрания
На экране красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в музыкальный зал.
Вводная часть.
«Детское экспериментирование претендует
на роль ведущей деятельности
в период дошкольного развития ребёнка»
Н.Н. Подьяков, 1995г.
Собрание мы начнем с вопроса: Кто может сказать какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? (ответы родителей).
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление — превращается в игру, второе — в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать — научиться — познать»
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования.
На слайде родителям представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза
Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:
Проблемная ситуация.
Целеполагание.
Выдвижение гипотез.
Проверка предположения.
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение ребенком в зоне исследования.
Анализ и обобщение полученных ребенком результатов экспериментирования.
Видеофильм «Уголок экспериментальной деятельности».
Воспитатель предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм с участием их детей. Интересные рассуждения детей привлекут внимание родителей к теме собрания и активизируют их внимание.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки)
выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного, «бросового»);
3) место для проведения опытов;
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Старший дошкольный возраст
Компонент оборудования | Компонент стимулирующий | |
— схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; — серии картин с изображением природных сообществ; — книги познавательного характера, атласы; — тематические альбомы; — мини-музей (тематика различна), например | — материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»; — природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; — утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; — технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; — разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; — медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл — прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. — сито, воронки — половинки мыльниц, формы для льда -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы — клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки | — мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»; — личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; |
Экспериментирование с детьми по теме «Воздух».
Воспитатель предлагает родителям посмотреть на экспериментальную деятельность детей.
Программное содержание: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
Материалы и оборудование: сумка-холодильник, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник), ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насосы.
Воспитатель в одежде магистра, на груди бейджик: магистр естественных наук. Приглашает детей в зал и загадывает загадку:
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всеже
Без него мы жить не можем». (Воздух).
Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались.
— Для чего нам с вами нужен воздух? Сделаем глубокий вдох… и затем выдох. Воздух нам нужен чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
— Можем ли мы его увидеть?
— Нет, он невидим.
— Можем ли мы его почувствовать? Возьмем веер или салфетку и помашем возле лица.
— А чем воздух пахнет?
Если дети затрудняются, детям предлагают закрыть глаза и отгадать запах (апельсина, духов, чеснока, лекарства или ванилина). Что вы почувствовали?
Воспитатель: вы почувствовали запах того вещества, которое я предлагала вам понюхать? Если в помещении ели апельсин, пользовались духами или чем-то еще, то воздух будет иметь запах этого вещества или продукта. Так имеет ли свой запах воздух? (нет).
— Посмотрите, сегодня у нас в зале много воздушных шариков. Как вы думаете, что внутри этих шаров? (воздух).
— А в не надутых шарах есть воздух?
— Какой шар тяжелее — надутый или не надутый? Как проверить? (можно взвесить).
— Чем будем взвешивать? (чашечными весами).
Дети берут шары, укладывают их на весы.
— Какой шарик тяжелее?
(надутый)
— Почему? (воздух имеет вес).
Воспитатель: Скажите, ребята, а как вы обычно надуваете шарики?
Дети приставляют ко рту шарики.
Воспитатель: А хотите, я покажу вам, как можно по-другому надувать шары?
Воспитатель достает из сумки – холодильника пустую открытую пластиковую бутылку, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит в миску с горячей водой.
— Что происходит? Почему шарик надувается? (Воздух при нагревании расширяется).
— Как можно теперь сдуть шарик? (дети отвечают: снять с бутылки).
Воспитатель:
— Попробуем поставить его снова в холодильник. Пока у нас шарик охлаждается, я хочу рассказать вам, кто первым изобрел воздушный шар.
— Первыми воздушный шар построили братья Жозеф и Жан Монгольфье. Это было очень давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался всего 8 минут. После стали летать и люди – первый человек летал всего 25 минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты сейчас стали популярными, экстремальным видом спорта.
Воспитатель:
— Ой, нам пора посмотреть, что же стало с нашим шариком? Шарик сдулся. Почему? При охлаждении воздух сжимается, как ещё можно надувать шары?
— Насосом (отвечают дети)
Детям предоставляется возможность надувать шары насосом.
— А теперь давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.
Воздух невидим.
Воздух имеет вес.
При нагревании воздух расширяется.
При охлаждении воздух сжимается.
Воздухом дышат люди и животные.
В конце эксперимента педагог предлагает детям подарить шарики гостям.
Подведение итогов собрания, обмен мнениями.
Приложение №1
В помощь родителю:
ПАМЯТКА
Примерная структура экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Приложение №2
В помощь родителю:
ПАМЯТКА
«Работа с детьми по экспериментированию»
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми родителем в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности;
2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки — носки), форме (шарф — платок — косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое — шерстяное), плотности, фактуре (игра «Кто назовёт больше качеств и свойств?»).
Основное содержание исследований, проводимых ребенком, предполагает формирование у него следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день — ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки — транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь ребенка за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того ребенок знакомится с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий — тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).
Приложение №3
Анкета для родителей.
Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.
1. В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?
3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда).
4. Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности ребенка?
5. Делится ли ребенок с вами результатами исследований (своими открытиями)?
Приложение №4
С целью привлечения родителей к исследовательской деятельности нами разработана информативно-тестовая анкета для родителей по теме: «Детское экспериментирование»
I. Информативная часть
«Экспериментатор принуждает природу разоблачаться»
К. Бернар
Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира.
Структура проведения игры-экспериментирования:
— постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); — выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; — проверка гипотез; — подведение итогов, вывод.
Цель детского экспериментирования: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
II. Тестовая часть.
Опрошено анонимно 20 родителей девочек Д и 20 родителей мальчиков М
● 30% Д и 20% М назвали тему успешного опыта проведенного в семье.
Среди них:
Д: — смешивание красок М: — конструирование — кулинария — опыты с линзой — опыты с водой — пазлы
● Из перечисленных материалов, используемых при опытах, наиболее популярны:
— природные материалы: Д = 65%, М= 75%; — бумага: Д = 75%, М = 55%; — красители: Д = 50%, М = 40%.
● В силу объективности коллективного воспитания различия между Д и М несущественно тем не менее необходимо отметить рассогласования:
Мальчики | |
Чаще задают вопросы типа: почему? 95 % | Чаще задают вопросы типа: почему? 88 % |
Чаще проводят дома опыты – эксперименты 30% | Чаще проводят дома опыты – эксперименты 20% |
Чаще используется бумага 75% | Чаще используется бумага 55% |
Чаще используются прочие материалы (зеркала и т.д.) 35% | Чаще используются прочие материалы (зеркала и т.д.) 30% |
Чаще используются технические материалы 0% | Чаще используются технические материалы 45% |
Чаще используется бросовый материал (проволока) 25% | Чаще используется бросовый материал (проволока) 45% |
Т.о. различия между Д и М закономерны, отражают их интересы.
Вывод:
— Экспресс – опрос определил уровень участия родителей в развитии исследовательских устремлений своих детей.
— Анкета представила родителям алгоритм проведения опытов-экспериментов, являясь методической подсказкой.
— Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
— В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования) на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
— Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
— В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы.
— Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.