Родительское собрание «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»


МАДОУ «ЦРР – д/с № 68»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 68»













Родительское собрание

«Развитие познавательной активности

детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»



старший воспитатель

Рудакова Ирина Сергеевна













г. Ставрополь

Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста дома.



Ход родительского собрания

На экране красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в музыкальный зал.

Вводная часть.

«Детское экспериментирование претендует
на роль ведущей деятельности
в период дошкольного развития ребёнка»

Н.Н. Подьяков, 1995г.

Собрание мы начнем с вопроса: Кто может сказать какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?  (ответы родителей).

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.


После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление — превращается в игру, второе  — в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность,
деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

  • Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира

  • Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

  • Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

  • Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать — научиться — познать»

  • Средства: язык, речь, поисковые действия

  • Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

  • Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

  • Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.



Последовательность детского экспериментирования.

На слайде родителям представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:

  • Проблемная ситуация.

  • Целеполагание.

  • Выдвижение гипотез.

  • Проверка предположения.

  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

  • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

    • Как я это делаю?

    • Почему я это делаю именно так, а не иначе?

    • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?



Примерная структура экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

  •  Уточнение плана исследования.

  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение ребенком в зоне исследования.

  • Анализ и обобщение полученных ребенком результатов экспериментирования.

 

Видеофильм «Уголок экспериментальной деятельности».

Воспитатель предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм с участием их детей. Интересные рассуждения детей привлекут внимание родителей к теме собрания и активизируют их внимание.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки)

выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного, «бросового»);

3) место для проведения опытов;

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Старший дошкольный возраст

 

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

—  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

— серии картин с изображением природных сообществ;

— книги познавательного характера, атласы;

— тематические альбомы;
— коллекции

— мини-музей (тематика различна), например
«Часы бывают разные:»,  «Изделия из камня».

— материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,  «Стекло», «Резина»;

— природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

— утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

— технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

— разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
— красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

— медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

— прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

— сито, воронки

— половинки мыльниц, формы для льда

-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

— клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

— мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;

— личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
— карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»
—  персонажи, наделанные определенными чертами
(«почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.



Экспериментирование с детьми по теме «Воздух».

Воспитатель предлагает родителям посмотреть на экспериментальную деятельность детей.



Программное содержание: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Материалы и оборудование: сумка-холодильник, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник), ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насосы.

Ход экспериментирования

Воспитатель в одежде магистра, на груди бейджик: магистр естественных наук. Приглашает детей в зал и загадывает загадку:

«Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всеже

Без него мы жить не можем». (Воздух).



Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались. 

— Для чего нам с вами нужен воздух? Сделаем глубокий вдох… и затем выдох. Воздух нам нужен чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
— Можем ли мы его увидеть?

— Нет, он невидим.

— Можем ли мы его почувствовать? Возьмем веер или салфетку и помашем возле лица.

— А чем воздух пахнет?

Если дети затрудняются, детям предлагают закрыть глаза и отгадать запах (апельсина, духов, чеснока, лекарства или ванилина). Что вы почувствовали?

Воспитатель: вы почувствовали запах того вещества, которое я предлагала вам понюхать? Если в помещении ели апельсин, пользовались духами или чем-то еще, то воздух будет иметь запах этого вещества или продукта. Так имеет ли свой запах воздух? (нет).

— Посмотрите, сегодня у нас в зале много воздушных шариков. Как вы думаете, что   внутри этих шаров? (воздух).

— А в не надутых шарах есть воздух?

—  Какой шар тяжелее — надутый или не надутый? Как проверить? (можно взвесить).

—  Чем будем взвешивать? (чашечными весами).

Дети берут шары, укладывают их на весы.

—  Какой шарик тяжелее?

(надутый)                                                                                             
— Почему? (воздух имеет вес).

Воспитатель: Скажите, ребята, а как вы обычно надуваете шарики?

Дети приставляют ко рту шарики.

Воспитатель: А хотите, я покажу вам, как можно по-другому надувать шары?

Воспитатель достает из сумки – холодильника пустую открытую пластиковую бутылку, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит в миску с горячей водой.

— Что происходит? Почему шарик надувается? (Воздух при нагревании расширяется).
— Как можно теперь сдуть шарик? (дети отвечают: снять с бутылки).

Воспитатель:

— Попробуем поставить его снова в  холодильник. Пока у нас шарик охлаждается, я хочу рассказать вам, кто первым изобрел воздушный шар.

— Первыми воздушный шар построили братья Жозеф и Жан Монгольфье. Это было очень давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался всего 8 минут. После стали летать и люди – первый человек летал всего 25 минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты сейчас стали популярными, экстремальным видом спорта.

Воспитатель:

— Ой, нам пора посмотреть, что же стало с нашим шариком? Шарик сдулся. Почему? При охлаждении воздух сжимается, как ещё можно надувать шары?                    

— Насосом (отвечают дети)

Детям предоставляется возможность надувать шары насосом.

— А теперь давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.

  1. Воздух невидим.

  2.  Воздух имеет вес.

  3. При нагревании воздух расширяется.

  4. При охлаждении воздух сжимается.

  5. Воздухом дышат люди и животные.

В конце эксперимента педагог предлагает детям подарить шарики гостям.



Подведение итогов собрания, обмен мнениями.



















































Приложение №1





В помощь родителю:



ПАМЯТКА


Примерная структура экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.


  • Упражнения на развитие  внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).


  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.


  •  Уточнение плана исследования.


  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.


  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.


  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

 



















Приложение №2



В помощь родителю:



ПАМЯТКА


«Работа с детьми по экспериментированию»

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми родителем в процессе экспериментирования, являются:

1)  активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности;

2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки — носки), форме (шарф — платок — косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое — шерстяное), плотности, фактуре (игра «Кто назовёт больше качеств и свойств?»).

Основное содержание исследований, проводимых ребенком, предполагает формирование у него следующих представлений:

1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день — ночь, месяц, сезон, год).

3. Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

5. О предметном мире (родовые и видовые признаки — транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь ребенка за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того ребенок знакомится с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий — тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

Приложение №3



Анкета для родителей.



 Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.

1. В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?

3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда).

4. Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности ребенка?

5. Делится ли ребенок с вами результатами исследований (своими открытиями)?

























Приложение №4

С целью привлечения родителей к исследовательской деятельности нами разработана информативно-тестовая анкета для родителей по теме: «Детское экспериментирование»

I. Информативная часть

«Экспериментатор принуждает природу разоблачаться»

К. Бернар

Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира.

Структура проведения игры-экспериментирования:

— постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); — выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; — проверка гипотез; — подведение итогов, вывод.

Цель детского экспериментирования: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

II. Тестовая часть.

Опрошено анонимно 20 родителей девочек Д и 20 родителей мальчиков М

30% Д и 20% М назвали тему успешного опыта проведенного в семье.

Среди них:

Д: — смешивание красок М: — конструирование — кулинария — опыты с линзой — опыты с водой — пазлы

Из перечисленных материалов, используемых при опытах, наиболее популярны:

— природные материалы: Д = 65%, М= 75%; — бумага: Д = 75%, М = 55%; — красители: Д = 50%, М = 40%.

В силу объективности коллективного воспитания различия между Д и М несущественно тем не менее необходимо отметить рассогласования:



Девочки

Мальчики

Чаще задают вопросы типа: почему? 95 %

Чаще задают вопросы типа: почему? 88 %

Чаще проводят дома опыты – эксперименты 30%

Чаще проводят дома опыты – эксперименты 20%

Чаще используется бумага 75%

Чаще используется бумага 55%

Чаще используются прочие материалы (зеркала и т.д.) 35%

Чаще используются прочие материалы (зеркала и т.д.) 30%

Чаще используются технические материалы 0%

Чаще используются технические материалы 45%

Чаще используется бросовый материал (проволока) 25%

Чаще используется бросовый материал (проволока) 45%

Т.о. различия между Д и М закономерны, отражают их интересы.

Вывод:

— Экспресс – опрос определил уровень участия родителей в развитии исследовательских устремлений своих детей.

— Анкета представила родителям алгоритм проведения опытов-экспериментов, являясь методической подсказкой.

— Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

— В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования) на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

— Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

— В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы.

— Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.



Свежие документы:  Технологическая карта урока истории "Особенности древнерусской культуры" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: