Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия города Гурьевска Калининградской области
Критерии здоровьесберегающей педагогики
Разработала
Князева Елена Владимировна
учитель немецкого языка
2012 г.
Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.
Здоровьесберегающее пространство школы – это территория грамотной, комплексной и неустанной заботы каждого о своём здоровье и здоровье окружающих.
Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью. Он пример для подражания несёт ответственность за последствия копирования своего опыта.
Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетентности учителя. Если учитель не может заслужить любовь ребёнка и подарить ему любовь, он рискует получить ненависть.
Задачи учителя, начинающего работу в русле здоровьесберегающей педагогики:
включение в цели урока элементов оздоровительной направленности как в организации, так и в содержании;
отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др., необходимо контролировать проветривание класса;
обеспечение психологически здорового климата на уроке;
обеспечение интереса к предмету и к уроку;
учёт индивидуальных особенностей учащихся;
обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объёмом урока без эмоциональной перегрузки;
планирование обоснованных с точки зрения здоровья переходов от одного этапа урока к другому;
чередование труда и отдыха, смены одних форм другими;
проведение на каждом уроке физкультминуток;
постоянное внимание к охране зрения;
соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся, контроль за их осанкой;
соблюдение норм объёма домашних заданий;
реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний;
максимально возможное использование активных методов обучения с минимализацией рутинных видов деятельности;
обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным;
контроль за состоянием учеников (особенно групп риска) после уроков как индикатор влияния урока на их здоровье;
формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Каким не должен быть учитель на уроке, что негативно влияет на психологическое здоровье учащихся:
монотонность речи;
металлический, резкий и крикливый голос;
окрики и упрёки типа «Сидеть», «Молчать», «Не вертеться» и др.;
отсутствие средств наглядности или формальное их использование;
безразличие к пассивной позиции учащихся;
неиспользование новых развивающих технологий и иновационных средств обучения;
несвязность нового материала с ранее изученным;
отсутствие эмоциональной окраски при изложении материала;
однообразие ораторских приёмов.
Какие качества учителя оказывают негативное влияние на учащихся:
авторитарность, категоричность, бескомпромиссность;
несдержанность, вспыльчивость, раздражительность;
равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность;
недоброжелательность, злость, враждебность.
Какие качества учителя оказывают положительное влияние на учащихся:
способность учителя к сочувствию, к сопереживанию;
умение владеть эмоциями;
умение эффективно слушать;
толерантность;
способность к рефлексии;
проявление поисковой активности;
способность прогнозировать эффективные результаты.
Главными причинами, вызывающими переутомление на уроке являются:
профессиональные ошибки и низкий уровень компетентности учителя;
перегруженность учебных программ и интенсификация учебного процесса;
переполненность классов учащимися;
несоблюдение гигиенических условий в школе и в классе;
нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса;
левополушарный перекос содержания учебных программ и методов преподавания.
Существует три вида учеников:
синтетический – художественный тип, обладающий образным мышлением, правополушарный;
аналитический, обладающий словестно-логическим мышлением, левополушарный;
кинестетический, имеющий наглядно-действенное мышление, мыслит руками.
Для установления психологического контакта с учеником учителю необходимо учитывать приоритетный сенсорный канал или каналы восприятия ученика. В соответствии с этим подходом большинство людей делятся на три группы: визуалы, аудиалы, кинестетики. Отпечаток на поведение школьника накладывает также приоритетность одного из полушарий мозга: правое полушарие (эмоциональное восприятие действительности), левое полушарие (абстрактно-логическое мышление).
В результате недостаточной работы полушарий ребёнок:
перестаёт слушаться;
не хочет ходить в школу;
не отвечает, когда его спрашивают, замыкается в себе;
становится нервным, раздражительным;
не успевает выполнять в срок различные дела;
снижает успеваемость;
начинает хуже видеть, слышать, чувствовать и соображать от переживаний своих неуспехов;
часто «убегает» в болезнь, чтобы сидеть дома, где его никто не достаёт;
начинает отставать в развитии, испытывая информационный голод;
старается обвинить других в причине своих неуспехов.
Дисциплина на уроке зависит от:
разумности и обязательности требований учителя;
степени насыщенности урока;
умения учителя переключать фазы урока;
правильного сочетания напряжённо-серьёзного и юмористического;
способности учителя задавать мотивацию и стимулировать успех;
умения держать педагогическую дистанцию;
умения использовать активные методы обучения;
умения переключаться с одного вида деятельности на другой;
глубокого анализа интересов и особенностей учащихся;
индивидуального подхода к учащимся;
степени напряжённости урока и готовности учителя к нему.
Каковы же гигиенические критерии урока.
Уровни гигиенической рациональности урока | ||
| Рациональный | Нерациональный |
1.Плотность урока | Не менее 60%, не более 75-80% | Более 90% |
2.Число видов учебной деятельности | 4-7 | 1-2 |
3.Средняя продолжительность различных видов деятельности | Не более 10 минут | Более 15 минут |
4.Частота чередования видов деятельности | Смена не позже чем через 7-10 минут | Смена через 15-20 минут |
5.Число видов преподавания | Не менее 3 | один |
6.Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 минут | Не чередуются |
7.Наличие эмоциональных разрядок | Две – три | Нет |
8.Длительность использования интерактивной доски или мультимедийного оборудования | Начальная школа: не более 10-15 минут Средняя и старшая школа: 15-20 минут | Произвольная |
9.Чередование позы учащихся | В соответствии с видом работы учитель наблюдает за посадкой учащихся | Не соответствие позы виду работы, учитель не контролирует посадку учащихся |
10.Физкульминутки | В начальной школе обязательно 2 за урок, в средней школе не менее 1 за урок | Не проводятся |
11.Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Преобладают отрицательные эмоции |
12.Момент наступления утомления учащихся | Не ранее чем через 40 минут | Менее чем через 30 минут |
Список используемых источников.
1. М.М. Безруких «Здоровьесберегающая школа», Москва ИД «МПС», 2004
2. Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности», Москва, «Глобус», 2009
3. А.М. Митяева «Здоровьесберегающие педагогические технологии», Москва, «Академия», 2002