Статья «Критерии здоровьесберегающей педагогики»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия города Гурьевска Калининградской области






Критерии здоровьесберегающей педагогики







Разработала

Князева Елена Владимировна

учитель немецкого языка






















2012 г.





Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.

Здоровьесберегающее пространство школы – это территория грамотной, комплексной и неустанной заботы каждого о своём здоровье и здоровье окружающих.

Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью. Он пример для подражания несёт ответственность за последствия копирования своего опыта.

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетентности учителя. Если учитель не может заслужить любовь ребёнка и подарить ему любовь, он рискует получить ненависть.

Задачи учителя, начинающего работу в русле здоровьесберегающей педагогики:

  1. включение в цели урока элементов оздоровительной направленности как в организации, так и в содержании;

  2. отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др., необходимо контролировать проветривание класса;

  3. обеспечение психологически здорового климата на уроке;

  4. обеспечение интереса к предмету и к уроку;

  5. учёт индивидуальных особенностей учащихся;

  6. обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объёмом урока без эмоциональной перегрузки;

  7. планирование обоснованных с точки зрения здоровья переходов от одного этапа урока к другому;

  8. чередование труда и отдыха, смены одних форм другими;

  9. проведение на каждом уроке физкультминуток;

  10. постоянное внимание к охране зрения;

  11. соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся, контроль за их осанкой;

  12. соблюдение норм объёма домашних заданий;

  13. реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний;

  14. максимально возможное использование активных методов обучения с минимализацией рутинных видов деятельности;

  15. обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным;

  16. контроль за состоянием учеников (особенно групп риска) после уроков как индикатор влияния урока на их здоровье;

  17. формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности.


Каким не должен быть учитель на уроке, что негативно влияет на психологическое здоровье учащихся:

  • монотонность речи;

  • металлический, резкий и крикливый голос;

  • окрики и упрёки типа «Сидеть», «Молчать», «Не вертеться» и др.;

  • отсутствие средств наглядности или формальное их использование;

  • безразличие к пассивной позиции учащихся;

  • неиспользование новых развивающих технологий и иновационных средств обучения;

  • несвязность нового материала с ранее изученным;

  • отсутствие эмоциональной окраски при изложении материала;

  • однообразие ораторских приёмов.


Какие качества учителя оказывают негативное влияние на учащихся:

  • авторитарность, категоричность, бескомпромиссность;

  • несдержанность, вспыльчивость, раздражительность;

  • равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность;

  • недоброжелательность, злость, враждебность.


Какие качества учителя оказывают положительное влияние на учащихся:

  • способность учителя к сочувствию, к сопереживанию;

  • умение владеть эмоциями;

  • умение эффективно слушать;

  • толерантность;

  • способность к рефлексии;

  • проявление поисковой активности;

  • способность прогнозировать эффективные результаты.


Главными причинами, вызывающими переутомление на уроке являются:

  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетентности учителя;

  • перегруженность учебных программ и интенсификация учебного процесса;

  • переполненность классов учащимися;

  • несоблюдение гигиенических условий в школе и в классе;

  • нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса;

  • левополушарный перекос содержания учебных программ и методов преподавания.


Существует три вида учеников:

  • синтетический – художественный тип, обладающий образным мышлением, правополушарный;

  • аналитический, обладающий словестно-логическим мышлением, левополушарный;

  • кинестетический, имеющий наглядно-действенное мышление, мыслит руками.

Для установления психологического контакта с учеником учителю необходимо учитывать приоритетный сенсорный канал или каналы восприятия ученика. В соответствии с этим подходом большинство людей делятся на три группы: визуалы, аудиалы, кинестетики. Отпечаток на поведение школьника накладывает также приоритетность одного из полушарий мозга: правое полушарие (эмоциональное восприятие действительности), левое полушарие (абстрактно-логическое мышление).


В результате недостаточной работы полушарий ребёнок:

  • перестаёт слушаться;

  • не хочет ходить в школу;

  • не отвечает, когда его спрашивают, замыкается в себе;

  • становится нервным, раздражительным;

  • не успевает выполнять в срок различные дела;

  • снижает успеваемость;

  • начинает хуже видеть, слышать, чувствовать и соображать от переживаний своих неуспехов;

  • часто «убегает» в болезнь, чтобы сидеть дома, где его никто не достаёт;

  • начинает отставать в развитии, испытывая информационный голод;

  • старается обвинить других в причине своих неуспехов.


Дисциплина на уроке зависит от:

  • разумности и обязательности требований учителя;

  • степени насыщенности урока;

  • умения учителя переключать фазы урока;

  • правильного сочетания напряжённо-серьёзного и юмористического;

  • способности учителя задавать мотивацию и стимулировать успех;

  • умения держать педагогическую дистанцию;

  • умения использовать активные методы обучения;

  • умения переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • глубокого анализа интересов и особенностей учащихся;

  • индивидуального подхода к учащимся;

  • степени напряжённости урока и готовности учителя к нему.

Каковы же гигиенические критерии урока.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока


Рациональный

Нерациональный

1.Плотность урока

Не менее 60%, не более 75-80%

Более 90%

2.Число видов учебной деятельности

4-7

1-2

3.Средняя продолжительность различных видов деятельности

Не более 10 минут

Более 15 минут

4.Частота чередования видов деятельности

Смена не позже чем через 7-10 минут

Смена через 15-20 минут

5.Число видов преподавания

Не менее 3

один

6.Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 минут

Не чередуются

7.Наличие эмоциональных разрядок

Две – три

Нет

8.Длительность использования интерактивной доски или мультимедийного оборудования

Начальная школа: не более 10-15 минут

Средняя и старшая школа: 15-20 минут

Произвольная

9.Чередование позы учащихся

В соответствии с видом работы учитель наблюдает за посадкой учащихся

Не соответствие позы виду работы, учитель не контролирует посадку учащихся

10.Физкульминутки

В начальной школе обязательно 2 за урок, в средней школе не менее 1 за урок

Не проводятся

11.Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Преобладают отрицательные эмоции

12.Момент наступления утомления учащихся

Не ранее чем через 40 минут

Менее чем через 30 минут



Список используемых источников.

  • 1. М.М. Безруких «Здоровьесберегающая школа», Москва ИД «МПС», 2004

  • 2. Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности», Москва, «Глобус», 2009

  • 3. А.М. Митяева «Здоровьесберегающие педагогические технологии», Москва, «Академия», 2002





































Свежие документы:  мама милая моя, 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: