Сценарий внеклассного мероприятия для 9 — 11 класса «Праздник русского языка»




МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области















Сценарий внеклассного мероприятия

9 — 11 класс


«Праздник русского языка»











подготовила

классный руководитель 9 класса

Морозова Алла Станиславовна













с. Погромец

2012

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово…

А.А. Ахматова

Задачи:

углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;

способствовать развитию интереса к родному языку;

воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.


Оборудование:

1) плакаты с высказываниями о русском языке;

2) школьные газеты о русском языке;

3) портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой


Подготовка:

1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;

2) выпуск газет о русском языке;

3) знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;

4) подбор песен с нарушением орфоэпических, лексических, грам­матических норм.



Ход праздника

Ведущий 1: Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашей встрече, посвященной родному языку — главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите зани­мательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать!


Ведущий 2: А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».


Звучит песня «С чего начинается Родина?»


Ведущий 1: Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», которое изучается в 7 классе.


Чтец: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ведущий 2: Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.


Ведущий 1: Сколько замечательных слов сказано о русском языке.


1. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь. (К.Паустовский)

2. Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский)

3. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь)

4. С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский)

5. Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч.

(М. Горький)

6. Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький)


Ведущий 2: Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей! Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и себя.

На фоне музыки звучат стихи.


Ведущий 2: Мурат Паранук, адыгейский поэт

Чтец:

Лесным покоем,

Звоном речек

В моей душе запела Русь.

Горжусь ее певучей речью,

Ее поэзией горжусь.

Она к аульному подпаску

Пришла в холодное жилье,

Согрела лаской, шуткой, сказкой

Сиротство раннее мое.

Она передо мной открыла

Страницами бессмертных книг,

Щедра, легка, ширококрыла,

Неиссякаемый родник.

Открыла горцу и поэту,

Как жизнь любить,

Как мир беречь,

Благословенная вот эта,

Мне ставшая родною речь


Ведущий 1: Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:


Чтец:

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

Но, как родной,

Люблю язык я русский.

Он нужен мне, как небо,

Свежие документы:  Классный час в 1 классе "Великая Отечественная война"

Каждый миг,

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне:

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык —

Я онемею.

Утратив русский —

Стану я глухой.


Ведущий 2: Ростислав Братунь, украинский поэт


Чтец:

Язык России я не в школе —

По книге Пушкина узнал.

Поэт свои мечты о воле

Еще мальцу мне завещал.

Храню я эту книгу свято:

По ней отец, простой мужик,

Учил любить родного брата —

Народ Руси, его язык.

Язык России я не в школе —

По книге Пушкина узнал,

Как правды знаменье и воли.

Порыв к тому, о чем мечтал.


Ведущий 1: А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер


Чтец:

Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —

С ними в план не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу, —

Как знамена в чехле, их в душе берегу.


Ведущий 1: О языке народ сложил много пословиц и поговорок:


Язык до Киева доведет.

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Язык говорит, а голова не ведает.

Язык голову кормит, он же и спину портит.

Язык мал: великим человеком шатает.

Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет.

Языком болтай, а рукам воли не давай.

Языком не спеши, а делом не ленись.


Ведущий 2: Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее… Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только эти языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. Что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивавается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.


Ведущий 1: В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп к обеду приобрел самое худшее. Эзоп пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врага­ми, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.


Ведущий 2: О минувших периодах истории мы судим по сохранив­шимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукопи­сям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порож­дены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они те­перь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.


Чтец

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперед:

Свежие документы:  Cтатья "Библиотерапевтическое воздействие поэзии на алекситимичную личность"

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки сухие всегда!

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идет —

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

«Не дело, мол, воду носить решетом!»

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»


Ведущий 1: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.


Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно го­ворят … (водой не разольешь).

Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки, не надо! Ведь этим ты другу окажешь … (медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова, поют … (кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их не станут: от этой песни … (уши вянут).

1.Валится из рук (не получается);

2.Голыми руками взять (легко, без усилий);

1.Клевать носом (засыпать);

2.Идти в ногу (согласованно);

1.Вставлять палки в колёса (мешать);

2.Давать слово (обещать);

1.В двух словах (сжато);

2.Бросать слова на ветер (обещать напрасно).


Ведущий 2: Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки. Два ученика разыгрывают сценку.


Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.

— Как живешь? — спрашиваю.

— Нормально, — отвечает.

— А с учебой как?

— Нормально.

— Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?

— Нормально.

Вот так поговорили!


Ведущий 1: Плохо, однако, и то, если речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой так, как в рассказе-шутке «Сотрудник института синонимов».


Сценку разыгрывают три ученика.

Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

— Моя фамилия Михайлов, — отрекомендовался посетитель.

— А моя — Сидорчук, — сказал начальник ЖЭКа.

— Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы — это слова, близкие по смыслу, значению…

— Ну и что?

— Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела… Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…

— Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы…

— Хотеть делать, желать, стремиться — это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…

— Но что я должен сотворить? Что? — взорвался Сидорчук.

— Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.

— Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только… вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.

— Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место; не пятая спица в колеснице…

— Но есть же субординация, — начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

— Вот возьмите, — сказал он, вновь войдя в кабинет. — Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

— Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту при­годиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушки­ной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать…»

Свежие документы:  Программа развития ДОУ 2011- 2016 гг.


Ведущий 2: Ребята, мы ходим в школу, чтобы учиться, получить знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в 18 веке пи­сатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митро­фанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но, не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.


Инсценирование фрагмента комедии «Недоросль» (действие 4, явление 8).

Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.


Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Сушествительна да прилагательна.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилага­тельное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.


Ведущий 1: А вы встречали такого Митрофанушку среди своих зна­комых, друзей?


Ведущий 2: Послушайте анекдотическую историю о современном мнимом грамотее.


Сценку разыгрывают три ученика (рассказчик, неграмотный, грамотей).


Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

— Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.

— Нет, не могу, нога болит, — ему ответил тот. — Через неделю прихо­ди, авось болезнь пройдет.

— Да разве пишешь ты ногой? — неграмотный спросил.

— Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил. Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год, но без меня мое письмо никто не разберет.


Ведущий 1: В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекла­ме, на эстраде! Сейчас прозвучат отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.


Группа «Руки вверх», песня «Студент».

Ты звонишь ей домой,

Когда меня рядом нет.

Скажи мне «да» или «нет»

И дай мне свой ответ.


П. Нарцисс, песня «Шоколадный заяц».

Я шоколадный заяц,

Я ласковый мерзавец

И сладкий на все сто…


Бутусов, «Песня идущего домой».

Я шел по мостовой,

Я шел по мокрым лужам,

По скользкой мостовой

Ногами снег утюжил.


группа «Корни»

Твои изумрудные брови

Колосятся под знаком луны…


Ведущий 1: Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культу­рой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.

Ведущий 2: Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный — речь.


Ведущий 1: Наша встреча подходит к завершению. В заключение хо­чется прочитать стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!























Литература


1. Васильева Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

2. Виноградов В.В. История русского литературного языка. — М., 1978

3. Дешнова М.А. Литературная норма и практика разговорной речи //РЯШ. — 1996 — №1

4. Копорский С.А. О культуре языка и речи молодёжи. // Русская речь. — 1991. — №1














скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: