Урок на тему «Новые подходы в организации педагогической деятельности учителя начальных классов»










Новые подходы в организации педагогической деятельности



учителя начальных классов










Подготовила:

Тупикина Людмила Александровна

учитель начальных классов

МОУ «Пятницкая средняя

общеобразовательная школа

Волоконовского района

Белгородской области»












Новые подходы в организации педагогической деятельности учителя начальных классов.


Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Свою задачу мы видим в том, чтобы сде­лать годы учебы радостными, не отталки­вать от себя детей, а стать им другом и това­рищем, жить с ними одной жизнью. Для этого педагог не должен идеализи­ровать, упрощать природу ребенка. Ему следует признать возможность негативных и даже деструктивных тенденций и явле­ний в процессе развития детей. Однако не­обходимо понимать, что в каждом ребенке есть внутренние силы и возможности для конструктивного разрешения встающих перед ним проблем.

Важную роль в повышении эффективности учебно-познавательной деятельности уч-ся играет усиление коммуникативной стороны процесса обучения, т.е. использование диалоговых форм в организации урока. Этот приём позволяет обеспечить активную позицию каждого школьника на уроке, учит их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки, одновременно осуществляя взаимопроверку и элементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания.

Коммуникация в обучении предполагает при изучении большой темы в цикле разных типов уроков продумать не только содержание учебного материала по теме, но и модели взаимодействия при его усвоении: «учитель — ученики» (при изучении нового материала), «ученик-ученик» (парная работа при закреплении), «ученик — микрогруппа учеников» ( групповая работа на уроках с заданиями повышенной трудности или проблемного характера), «ученик — большая группа» (обсуждение итогов выполненного задания методом беседы), «ученик — учебный материал» (индивидуальная работа уч-ся с учебником, задачником). Такое разнообразие коммуникации и последовательность включения в них учащихся открывает обучаемых к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения.

На какие же потенциальные возможнос­ти школьников может опираться учитель начальной школы, чтобы воспитывать сво­их питомцев успехом, пробуждать у них старание к достижениям в учебной деятель­ности?

К ним относятся тип высшей нерв­ной деятельности и основные свойства нервной системы, связанные со скоростью протекания психических процессов (актив­ная и инертная динамика).

Дети с активной динамикой основных психических процес­сов быстро включаются в работу, быстро переключаются с одного задания на другое, любят устные ответы, обсуждения, с удо­вольствием работают в парах и микрогруп­пах, не боятся высказываться. Как правило, они быстро заканчивают работу. Однако эти дети не любят долго слушать учителя, планировать свою работу, работать по пред­писанию (алгоритму), осуществлять само­контроль. Они устают от однотипных зада­ний со сложными преобразованиями и дли­тельными вычислениями. Эти дети не всег­да прилежны.

Свежие документы:  Неделя истории и обществознания

Дети с инертной динамикой психиче­ских процессов медленно включаются в ра­боту, медленно переключаются с одного за­дания на другое, боятся внезапных ответов, лучше выполняют письменные задания. Они не могут работать в шумной обстанов­ке, затрудняются при выполнении одновре­менно сложных и разнообразных по содер­жанию и способам выполнения заданий. Нужно давать им сначала серию заданий с постепенным усложнением, а затем серию заданий разнообразных по форме и содер­жанию.

Эти учащиеся могут долго слушать учителя, работать с одним

материалом, вникать в суть, в детали. Они любят читать, расширять кругозор, умеют рассчитывать свои силы. У них склонность к самостоятельной работе. Эти дети хорошо запоминают, достаточно при­лежны, но работают медленно.

Наблюдая за детьми и выявляя их раз­личия, учитель должен четко осознавать, что дети одного и другого генотипа имеют много положительных особенностей, зна­чит, могут быть успешными. В то же время и те и другие испытывают затруднения, но эти затруднения разные.

Поэтому нужен индивидуальный и дифференцированный подход. При этом в пары и микрогруппы желательно объединять детей с одинако­вой динамикой психических процессов, чтобы каждая микрогруппа смогла выпол­нить задание своим темпом. Те дети, кото­рые справятся раньше, могут осуществить взаимопроверку. За это время более мед­лительные дети закончат выполнять зада­ние и можно переходить к обсуждению ре­зультатов.

Педагог должен принимать ребенка та­ким, какой он есть, что и позволяет сделать социоигровая педагогика, включающая в себя разные формы обучения: групповую, игровую, гостевую, а также метод конструк­тивного диалога.

Групповое обучение включает в себя ра­боту в парах, тройках и пятерках сменного состава. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации.

Игра сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание и активизируется речь.

Девизом гостевой формы обучения являются слова: «Умеешь сам — научи другого». Правила гостеприимства знает каждый ребенок. Главное из них — уважение. На основе делового общения дети могут организовать работу в группе, классе или между классами.

Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, нахо­дить аргументы и убедительно использо­вать их.

Развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, которая складывается в случае признания педагогом безусловной ценности каждого ребенка, отказе от внешнего оценивания, глубоком эмпатическом понимании, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условия для проявления самостоятельности.

Подведем итог. Для воспитания личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия требуется иной подход. Необходимо воспитывать умения: думать раньше, чем действовать, действовать безо всякого принуждения; уважать выбор личности, считаться с её позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое, личностно-ориентированное образование.

Использованная литература:


  1. Станкин М.И. Профессинальные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. — М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. — 368 с.

  2. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ.- Уфа, 1997.- 131 с.

  3. Воробьев Н.В., В.К.Суханцева, Т.В. Иванова О педагогической культуре будущего учителя //Педагогика.- 1997.- N 10.

  4. Соколова Л.Б. Методологическая культура как фактор становления педагогической деятельности.- Оренбург., 1995.- 120 с.

  5. Соколова Л.Б. Философия образования как сущность мировоззренческих оснований образовательного процесса //Credo.-1997.- N 4.- С. 34 — 42.

  6. Педагогическая компетентность преподавателя. — С-Пб., 1995. — с.8-17, 87-91, 94-97.



Свежие документы:  Доклад на тему «Рисование с детьми, страдающими ранним детским аутизмом»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: