Урок на тему «Работа с одаренными детьми»

Работа с одаренными детьми

Введение.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Одаренные дети – национальная гордость. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.   

В развитие отечественной психологии по проблеме способностей внесли большой вклад работы Л.С. Выготского «Избранные психологические исследования», «Развитие высших функций», «Психология искусства»; Б. М. Теплова «Способности и одаренность», «Проблемы индивидуальных различий»; Лейтеса «Об умственной одаренности», «Умственные способности и возраст», «Способности и одаренность в детские годы» и многие другие.

Согласно этим исследованиям, для отбора одаренных детей, работы с ними нужна психолого-педагогическая служба, которая должна выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать специализированные программы. 

Общая характеристика творческой одаренности. 

Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать под­тверждения своего открытия у специалистов? Наиболее частое проявление одаренности — это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («Она все замечает!»), ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!») и отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).

Хотя такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности, отнюдь не все одаренные и талантливые дети сызмаль­ства поражают родителей своими талантами. Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США (Marland, 1972): «Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого и продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере».

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

В сфере опережающего развития познания обычно отмечается следующее.

Существуют особые «сензитивные» периоды, когда дети «впитывают» все окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу. Такие дети очень любопытны: «А как это устроено?», «Почему так происходит?», «Что будет, если изменить условия?» Им необходимо активно исследовать окружающий их мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений на свои исследования. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания» через этапы) и присуща исключительно одаренным детям. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием вое принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

-сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано

-личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки.

-они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Телевидения приносит в наши дома картины далеких проблем, а юные одаренные зрители ждут, а иногда и требуют, чтобы их родители что-нибудь сделали для голодающих в Африке, для беженцев из Юго-Восточной Азии, да и сами они для этого готовы разбить свои копилки.

Обычно дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут четко развести реальность и фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей, что порой учителя и родители демонстрируют излишнюю озабоченность но поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Это яркое воображение рождает несуществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет многие из них как в работе так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход качества, которые столько дали человечеству и в материальном, и в эстетическом развитии.Одной из наиболее важных черт для внутреннего paвновесия одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора.

Свежие документы:  Родительское собрание на тему: «Дети. Родители. Школа»

Исследования показывают, что страхи маленьких детей обычно лишены реализма. Для одаренных же детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.

Замечено, что талантливых взрослых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. Но только ли талантливым взрослым это свойственно? Большинство опрошенных родителей утверждает, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и слишком рано отказались от дневного сна.

Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятие и механическим движением гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать может быть сложнее чем читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка. В составлении ранних программ обучения для одаренных детей требуется точная индивидуализация, с тем чтобы не допустить отвращения к основным навыкам, которое может остаться у ребенка на всю жизнь.

Все вышесказанное предлагает краткое описание лишь немногих граней одаренности. Здесь упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают исследователи и родители, характеризуя одаренных детей. Каждый ребенок обладает и уникальными свойствами, которые придают ребенку особую привлекательность.

 Стратегия работы с одаренными детьми.

На сегодняшний день хорошо зарекомендовал  себя комплекс мероприятий для работы со способными детьми, предложенный челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Григорьевских. Комплекс состоит из трех этапов:

1. Выявление детей с помощью родителей, педагогов; групповых тестирований, социальных групповых листов;

2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, с учетом их склонностей и интересов;

3. Работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление из способностей.

А. Пассов выделял три стратегии обучения одаренных:

·       Ускорение обучения,

·       Стимулирование одаренных детей на углубленное проникновение в изучаемый материал при более широком его охвате,

·       Качественно иное, принципиально новое содержание, не являющееся ни продолжением, ни более широким изложением материалов, включаемых в общепринятые учебные программы.   

 Ускорение обучения

Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров как среди ученых-психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение — односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие.

 Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания, того, чему учат.

Все специалисты сходятся в том, что в каком либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Также единодушны они в том, что ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Очевидно, несопровождаемое какими-то ещё изменениями в программе, ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.

Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения следующие:

— учащиеся должны быть определенно заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности  в той сфере, где будет использовано ускорение;

— дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

— необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

Следует заметить, что ускорение возможно не только, как это представляют, в форме «перескакивания» через класс. Существует несколько организационных форм ускорения: ранее поступление в школу; ускорение в обычном классе; занятия в другом классе; «перепрыгивание» через класс; профильные классы; радикальное ускорение (возможность заниматься по университетской программе); частные школы; раннее поступление в высшее учебное заведение.

Обогащение обучения.

Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше.

Свежие документы:  Первый раз в пятый класс. Проблемный период или начало нового пути?

В некоторых случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета,  и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.

Важное значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся.

Учебные программы, рассчитанные на развитие познавательных процессов, включают разные виды игровой активности: шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр.

Обогащение обучения может быть специально направленно на развитие творческого  мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д. занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов, могут включать упражнения на релаксацию, медитацию визуализацию и т.п.

 Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам.

 Подготовка учителя для одаренных детей.

Большое внимание должно уделяться подготовке учителей для работы со способными и одаренными детьми. Необходимы целевое финансирование и специальная подготовка для такой работы. Педагоги должны научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика.

По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения неподготовленному к этому учителю? Чаще всего нет. 

Данные исследований подтверждают это:

— неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей;

— неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять);

— иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету;

— такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:

—  учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;

—  учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

— учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.

Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя:

— представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных;

— представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я привлекателен как человек;

—  цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества по меньшей мере тремя путями: с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других; предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей; тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы. 


Дети Индиго — что это вымысел или реальность.

Итак, вообще в жизни — индиго, это такой цвет между темно синим и фиолетовым. В психологии он является успокаивающим цветом, помогает при негативных и психических состояниях. Но вернемся к детям, дети тысячелетия, как их тоже называют, это детки с необычным цветом ауры, с цветом индиго, отсюда и пошло название «Дети Индиго». Термин индиго был введен американским экстрасенсом и психологом Нэнси Тэпп, в 1982, которая заявила о появлении детей «нового сознания», «карма» которых окрашена в цвет индиго, в темно-синий цвет.

Дети Индиго — это не просто дети с необычным цветом ауры, это неординарные дети, которые практически всем отличаются от обычного представления о детях. С малого возраста дети индиго рассуждают о судьбах мира, проявляют уникальные феномены и таланты, отличаются от других необычной линией поведения, обладают уникальными лидерскими качествами и т.д. Так же дети индиго обладают паранормальными способностями…. Загадка? или кто Они?

Свежие документы:  Урок на тему "Синдром отличника"

Всю необычность детей Индиго поначалу вообще классифицировали в медицине как нечто иное как — синдром мозговых дисфункций, позднее точнее называться стал — синдром дефицита внимания-гиперактивности, сокращенно — СДВГ. Как следует из самого названия синдрома, детям с данным диагнозом свойственны нарушения внимания (дефицит), импульсивность и резко повышенная активность. А это такие особенности поведения, что отнюдь не способствуют освоению школьной программы и выстраиванию идеальных взаимоотношений с родителями. Как считалось, такие детки испытывали проблемы в обществе, в основном они общались в кругу родителей, воспитателей и с психологами. Но прошло время, и сейчас как показывает статистика таких деток (дети индиго) около 90 процентов.

И как определить что ваш ребенок Индиго? Вот характерные черты детей индиго: они настойчивы и решительны, с развитой отличной интуицией, они способны принимать верные решения. У них очень большой коэффициент интеллекта. Дети индиго независимы и горды даже в унизительных для себя ситуациях. Дети индиго способны на ярость и жестокость в том случае, если натыкаются на непреодолимую стену равнодушия. Дети индиго могут предсказывать будущее, например, как известная нам Ванга, или Нострадамус, и лечить людей. У множества из таких детей индиго постоянные проблемы в садах, школе, они не слышат педагогов, иногда замыкаются в себе. Кроме того, родителям приходится сталкиваться с приступами абсолютной неуправляемости детей индиго. По всему миру психологические консультации и центры здоровья принимают таких детей, и жалобы родителей схожи: не слушается, на замечания не реагирует, не учится, не контактирует с одноклассниками, замыкается в себе.

Но, все равно, дети индиго — это наши дети, мы их любим такими, какие они есть, и только от нас родителей, а я сама мама прекрасного малыша, зависит их будущее. Надо уважать своих детей, любить. Но даже если у вас такой ребенок, общайтесь с ним на равных, детки хотят, чтобы все в семье чувствовали себя равными, будь-то ребенок или взрослый. Они хотят, чтобы с ними считались. Чувствуйте и понимайте своих детей, тем более что современные малыши невероятно духовны и появляются на свет с врожденными знаниями. Всегда давайте понять своим деткам, что вы поддерживаете их начинания, тогда они будут более восприимчивы к вашим словам, будут понимать и слушать. Воспитание детей индиго, не простое, это сложный жизненный процесс, от которого зависит будущее вашего ребенка. Проявляйте к детям уважение, ничуть не меньшее, чем к родителям или близкому человеку. Если вы говорите, что любите их, но при этом относитесь неуважительно, они не поверят вашим словам. Не слова, а поступки — образ жизни, поведение в семье докажут ребенку, что вы его любите.

Давайте просто любить своих детей – они самое дорогое, что у нас есть. И так ли важно ребенок Индиго растет в твоей семье или нет, если ты уверен – твой ребенок самый талантливый, умный и неповторимый. И если воспринимать его именно таким, он обязательно проявит именно эти качества.

И нет разницы, какой у вас ребенок, главное вы его любите таким, каким растет ваше чадо! Берегите ваших деток, любите, уважайте, радуйте. И дарите друг другу счастье!


Заключение


В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию. Сегодня  создаются  специальные  программы  для  работы  с  одаренными  детьми,  школы  во  многих  странах  перестраиваются  в  сторону  дифференцированного  обучения. Наиболее известные программы работы с одаренными детьми :методика полного усвоения Дж.Кэррол и Б.Блум, программа С.Каплан, педагогика индивидуализации Р.Кузине, «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Блума.


            Проблема изучения одаренности требует дальнейшей разработки.

Список использованной литературы.

1.     Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991.

2.     Общие основы педагогики. В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002

3.     Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.















Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: