Урок на тему «Ребёнок с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 83»

г.Северск, Томской области














Статья


«Ребёнок с особыми образовательными потребностями

в условиях общеобразовательной школы»






подготовила

учитель — логопед

Вдовина Светлана Львовна













г. Северск

2011

«Ребёнок с особыми образовательными потребностями

в условиях общеобразовательной школы»


Цель логопедического сопровождения: развитие всех компонентов речи учащихся, комплексность в диагностико- консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также определение комплекса мер (лечебных, профилактических, коррекционных и развивающих), способствующих преодолению дефектов речи, компенсации.

Дети с ОВЗ — дети особенные:

  • с тяжёлым нарушением речи;

  • с нарушением зрения и слуха;

  • с детским церебральным параличом (ДЦП);

  • с нарушением оппорно -двигательного аппарата;

Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребёнок, в этот период, самый сензетивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему не будет дано. Как, учителю-логопеду, успеть помочь формированию фундамента развития речи ребёнка?

Выявление и сопровождение детей с ОВЗ начинается уже на этапе предшкольной подготовки. Узкие специалисты школы сотрудничают с учителями-логопедами и психологами коррекционных детских садов, реабилитационных центров. В беседах и наблюдениях происходит личное знакомство с детьми и родителями будущих школьников, школьников с особенностями развития. Уже за 2-3 года до поступления ребёнка в школу мы знаем, какие у него проблемы в развитии, по какому плану, по какой программе работал с ним учитель-логопед и психолог детского сада, социальный статус семьи и можем составить «портрет» будущего ученика, разработать дальнейший индивидуальный маршрут развития ребёнка.

Одной из актуальных проблем в современной школе является создание оптимальных условий для каждого ученика. Для решения образовательных и воспитательных задач осуществляется комплексный подход, т.е. согласованная работа педагога, логопеда, психолога, воспитателя, медицинского работника и родителей.

Немало важную роль играет взаимопонимание с административной службой. Ведь речь идёт о работе с особенными детьми, значит, и условия для развития и коррекции должны быть особенными, специальными: большие светлые классы, у каждого ребёнка индивидуальная парта, в классах выделены учебные зоны и зоны отдыха, озеленение в соответствие с санитарными нормами.

Особое внимание отводится созданию универсальной безбарьерной среды: (т.е. ликвидация барьера архитектурной недоступности здания школы, барьера физической недоступности: отсутствие поручней, приспособлений, пандусов, туалетов и т.д.), психологический барьер принятия особых детей, как сверстниками, так и взрослыми.

Коррекционные занятия проходят в специальном логопедическом кабинете. Кабинет оснащён современным оборудованием: мультимедийная техника, сканер, принтер, «индивидуальное рабочее место учителя» для дистанционного обучения, большое удобное зеркало для групповых занятий, индивидуальные зеркала, электронные репетиторы «Символ-тест», магнитофон, полный набор демонстрационного и раздаточного материала по всем изучаемым темам, информационные стенды, речевые профили, богатая логопедическая библиотека.

Созданные условия позволяют выбирать оптимальные средства помощи детям (не перегружая их), повышать успеваемость, понижать уровень речевого дефекта.

Учитель-логопед работает в современной школе, и, не смотря на узкую направленность своей деятельности, необходимо строить процесс коррекции, используя новые образовательные технологии и новые возможности. Нельзя работать с современными детьми, устаревшими методами и приёмами.


«Нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать устаревшие технологии, изматывающие и ученика, и учителя, требующие временных затрат и не гарантирующие качества образования»

М. Поташник

Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются вместе с обычными детьми, соответственно включаются и успешно осваивают современные образовательные технологии.

  • Проблемное обучение

Данная технология эффективна на каждом этапе обучения. Сначала дети осознают общую проблемную ситуацию, затем её анализируют, далее выдвигают и обосновывают гипотезу и, наконец, проверяют правильность решения проблемы.

  • Метод «6 шляп мышления»

Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли.

Человек, выходя из дома, может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать, правильно выражать свои чувства и мысли, как бы надевать разные шляпы.

  • Проектно-исследовательская деятельность

Учащиеся с ОВЗ принимают активное участие в проектно-исследовательской работе. Работа учителя — логопеда заключается в оказании помощи детям при составлении устной презентации проекта или исследования: систематизация материала, последовательное изложение мыслей, подбор цитат, обобщение опыта, работа над дикцией, интонационной окрашенностью речи.

  • РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

На II и III этапах обучения в коррекционные занятия необходимо включать технологию «Кластер», «Мозговой штурм», «Работа с текстом».

  • Игровые технологии

На коррекционных занятиях можно использовать различные виды учебных игр: предметные, сюжетные, ролевые, игра -драматизации, игры-соревнования, игры путешествия. Данные технологии позволяют учащимся легче усвоить материал, быть активными на уроке, способствуют осуществлению процесса коррекции более качественно и незаметно для самого ребёнка.

  • Здоровьесберегающие технологии

Предупреждение перегрузок, охранительный режим, двигательный режим, пропаганда здорового образа жизни

  • Информационно-коммуникационные технологии

Работая в современной школе, учитель-логопед должен активно использовать компьютер в коррекционно-развивающем процессе на всех этапах обучения. Компьютер является дополнительным источником учебной информации, решаются проблемы наглядных пособий, у учащихся появляется индивидуальное информационное пространство, компьютер используется как тренажёр и как средство диагностики и контроля.

Продуктивно использовать на занятии электронный репетитор «Символ-тест», который позволяет ученику самостоятельно проверить ответы к любым заданиям, обеспечивает психологический комфорт при контроле знаний, вызывает интерес и повышает у учащихся учебную мотивацию.


Именно с помощью электронного репетитора «Символ-тест» на основе диагностики Т.А. Фотековой разработана и апробирована стандартизированная методика обследования речи с балльно — уровневой системой оценки. Опыт показывает, что она удобна для:

  • диагностики;

  • уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений речи;

  • построения системы индивидуальной коррекционной работы;

  • отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия;


МЕТОДИКА ВКЛЮЧАЕТ

Исследование сенсомоторного уровня речи

Исследование навыков языкового анализа

Исследование грамматического строя речи

Исследование словаря и навыков словообразования

Исследование понимания логико-грамматических отношений

Исследование связной речи


Работа учителя-логопеда сложная, трудоёмкая, требующая терпения, глубоких знаний в области педагогики, медицины, психологии. Часто, логопед – это единственный человек в школе, который может научить особенного ребёнка, ребёнка с ОВЗ говорить, читать, писать и думать.



Список использованной литературы


1.Т. А. Фотекова «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников», издательство:»АЙРИС-пресс», 2007г.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. Эдвард де Боно “6 шляп Мышления” https://kolesnik.ru/2005/de-bono-six-hats/

2. Технология РКМЧП https://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

3. Электронный репетитор «Символ-тест» https://www.simvol.biz/


































Свежие документы:  Консультация для родителей «Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: