Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия города Гурьевска
Калининградской области
«Знатоки природы»
Викторина для учащихся 5 классов
подготовила
учитель географии
Переплетчикова Ольга Вячеславовна
г. Гурьевск
2013
Задачи мероприятия: развитие познавательной активности учащихся, худо-жественно-эстетическое, экологическое воспитание, осуществление меж-
предметных связей в рамках внеклассной работы, сплочение классных кол-
лективов.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, иллюстративный материал на слайдах презентации, музыкальные фрагменты, пронумерованные карточки для ответов (комплект из 40 штук на каждую команду), ручка (одна на команду).
Ход викторины
В игре может участвовать неограниченное число команд. Количество участников одной команды – 6 человек. Для каждой команды в зале стоят 6 стульев и стол.
Ведущий задает вопрос, а затем произносит слово «время». С этого момента команды приступают к обсуждению, для которого дается не более 30 секунд. Ответ каждая команда записывает на карточке и сдаёт помощникам ведущего. После того как все команды передадут карточки с ответом на данный вопрос, ведущий объявляет правильный ответ.
За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
Счетная комиссия подводит итоги. Победителем викторины является команда, получившая наибольшее количество баллов. Команды награждаются грамотами.
Вопросы
Когда отмечается Всемирный день охраны окружающей среды? Назовите число и месяц.
Как называется самая близкая к Земле звезда?
Посмотрит на слайд и ответьте, как называется растение.
Из чего изготавливают манную крупу?
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…
Назовите фамилию автора строк.
Прослушайте музыкальный фрагмент и назовите насекомое.
Какой зверь самый быстрый?
Почему торф и каменный уголь называют родными братьями?
Какая птица считается символом мудрости и познания?
Куда зайцу легче бежать – в гору или с горы? Почему?
Посмотрите на слайд и назовите растение.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
Назовите фамилию автора строк.
Каких домашних животных изучает наука фелинология?
Сколько лучиков у снежинки?
Посмотрите на репродукцию картины и назовите фамилию художника.
Прослушайте запись и назовите птиц.
Перечислите минералы, из которых состоит гранит.
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит верно,
Что весна пришла…
Назовите фамилию поэтессы, автора строк.
Какой цветок в народе называют шпажником?
Зачем растущему в пустыне кактусу толстый мясистый стебель?
Посмотрите на репродукцию картины и скажите, как называются плоды, изображенные художником.
Отгадайте загадку о растении: «В землю – зубочек, из земли – клубочек».
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами.
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит…
Как называется ода Гавриила Державина?
Посмотрите на фотографию и назовите обитателя Беловежской пущи.
Какой корнеплод называют «копилкой каротина»?
Как называется предложенный Луи Пастером способ уничтожения микробов в жидкостях и пищевых продуктах?
Посмотрите на репродукцию картины и назовите фамилию художника.
Как называются высушенные абрикосы без косточки, разделенные на половинки?
Прослушайте музыкальный фрагмент и ответьте, кому посвятил эту часть Большой зоологической фантазии «Карнавал животных» композитор Камиль Сен-Санс.
Отгадайте загадку о растении:
С листами, а не книжка,
Кругла, а не пышка,
С водой, а не болото,
Скрипит, а не ворота.
«…Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь». О чем так сказал Антуан де Сент-Экзюпери?
Посмотрите на фотографию и скажите, как называется река.
Почему минеральные удобрения нельзя вносить весной на талый снег?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
Назовите фамилию автора строк.
Как называется газ, занимающий примерно четыре пятых объема
воздуха?
Посмотрите на репродукции картин и назовите только месяц.
Что служит термометром для собаки?
Прослушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» и назовите фамилию композитора.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!» Назовите фамилию писателя, автора строк.
Когда отмечается День Земли? Назовите число и месяц.
Ответы, пояснения | № слайда | № муз. фрагмента | |
1 | 5 июня |
|
|
2 | Солнце |
|
|
3 | Облепиха | 2 |
|
4 | Из пшеницы |
|
|
5 | Есенин |
|
|
6 | Шмель (Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане») |
| 1 |
7 | Гепард |
|
|
8 | Они появились благодаря растениям |
|
|
9 | Сова |
|
|
10 | В гору, т.к. задние ноги у зайца длиннее. |
|
|
11 | Хлопчатник | 3 |
|
12 | Пушкин |
|
|
13 | Кошек |
|
|
14 | Шесть |
|
|
15 | Айвазовский («Черное море») | 4 |
|
16 | Чайки |
| 2 |
17 | Слюда, кварц, полевой шпат |
|
|
18 | Барто |
|
|
19 | Гладиолус |
|
|
20 | В стебле запасается влага |
|
|
21 | Персики (В.Серов «Девочка с персиками») | 5 |
|
22 | Чеснок |
|
|
23 | «Водопад» (посвящена водопаду «Кивач») |
|
|
24 | Зубр | 6 |
|
25 | Морковь |
|
|
26 | Пастеризация |
|
|
27 | Шишкин («Сосны, освещенные солнцем») | 7 |
|
28 | Курага |
|
|
29 | Лебедь |
| 3 |
30 | Капуста |
|
|
31 | О воде |
|
|
32 | Москва | 8 |
|
33 | Со стоком талых вод они могут попасть в водные объекты |
|
|
34 | Тютчев |
|
|
35 | Азот |
|
|
36 | Март (И.Левитан «Март», И.Грабарь «Мартовский снег») | 9 |
|
37 | Нос |
|
|
38 | Вивальди («Зима») |
| 4 |
39 | Пришвин |
|
|
40 | 22 апреля |
|
|
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wikipedia.org
Галерея Arttrans [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.arttrans.com.ua/
Загадки про овощи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ladushki.ru
Зооклуб [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zooclub.ru
Поиск музыки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://poiskm.com
Русская поэзия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rupoem.ru/
Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта +, 1996.
Энциклопедия для детей. География. – М.: Аванта +, 1994.