Внеклассное мероприятие «Интеллектуальная игра «Умники и умницы» 7-8 класс


Конспект внеклассного мероприятия в 7-8 классах


Кузнецова Ирина Николаевна,

учитель-логопед

второй категории

КГКОУ Детский дом 20

с. Хурба Комсомольского района

Хабаровского края

Интеллектуальная игра «Умники и Умницы».











































Задача:

  • развитие сферы социальных навыков личности и формирование стремления к самореализации.

Цели:

  • способствовать развитию у детей любознательности;

  • формировать положительное отношение к знаниям, книгам;

  • развивать у детей умение работать в команде;

  • побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.



Форма: интеллектуальная игра.







































Интеллектуальная игра «Умники и Умницы».

Правила игры: мероприятие проходит по примеру телевизионной игры «Умники и Умницы». В ходе игры используются: таблица «Периодическая система элементов Д.И. Менделеева», дидактические материалы, картинки к заданиям.

Разминка проводится со всеми участниками мероприятия. За каждый правильный ответ выдается отличный знак «Умник» или «Умница». По результатам разминки отбираются участники первого тура, ученик, получивший наибольшее количество отличных знаков, имеет право первым выбрать дорожку.

Дорожки в игровых турах содержит вопросы различной сложности. На первой дорожке (красной) – один трудный вопрос; вторая дорожка (желтая дорожка) – два вопроса средней сложности и право на одну ошибку; третья дорожка (зеленая дорожка) три несложных вопроса и право на две ошибки. Если игрок не может ответить на вопрос, то он выбывает из игрового тура, а на вопрос отвечают зрители. За каждый правильный ответ выдается отличительный знак.

Во второй тур отбираются два человека по результатам первого тура и один наиболее активный зритель.

Для участия в третьем туре отбирают два человека из зала, набравшее количество отличительных знаков, и лучший участник второго тура.



























Разминка.

1. О каком веществе идет речь в таблице Д.И.Менделеева?

«Даю я воду с кислородом

И называюсь…»

Ответ: Водород.


2. О каком животном идёт речь и какому типу и классу оно относится?

«Рот на подошве, мозоль на спине.

Рожки и глазки на пятке,

Может ползти по отвесной стене

И свежевскопанной грядке.

Скользкое тело, серебряный след,

Сладкие овощи ест на обед».

Ответ: слизень, тип — моллюски, класс — брюхоногие.


3. Часто можно видеть, как птица в холодное время становится более пушистой, нахохлившейся. Объясните значение этого явления?

Ответ: в пространстве между перьями находится воздух, который плохо проводит тепло. Чем рыхлее оперенье, тем больше воздуха, значит, и теплее. Распушая перья, птица уменьшает количество теряемого телом тепла.


4. О представителе какого класса животных идет здесь речь?

«Когда стая опустилась…деревья ломались под её тяжестью, а от некогда цветущей земли осталась голая пустыня. В истории человечества известны случаи, когда после больших нашествий этих животных умирало от голода большинство людей».

Ответ: Саранча- представитель класса насекомых.


5. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок вы бы порекомендовали ему: еловый лес, где много мха и лишайников, или берёзовый? Почему?

Ответ: в берёзовой роще — светло, просторно и тепло. В еловом лесу – сумрачно, влажно и прохладно.


6. У молодого петуха удалили бедренную кость, оставив надкостницу. Через некоторое время бедренная кость восстановилась. Как произошло чудо?

Ответ: Кость — живой орган. За счет деления клеток надкостницы происходит срастание костей после переломов или восстановление большого участка кости.


7. Почему говорят, что лягушки глотают пищу при помощи глаз?

Ответ: Действительно, опуская глазные яблоки с помощью специальных мышц, лягушки проталкивают пищу в глотку.


8. Летучие мыши и дельфины хорошо ориентируются в темноте. Какое физическое явление лежит основе этой способности?

Ответ: ориентация этих животных основана на эхолокации. Но издаваемые ими ультразвуки не воспринимаются человеческим ухом?

Тур первый.

«В лаборатории профессора Переливайка»

Предлагаются вопросы, ориентированные на контроль общего уровня знаний по неорганической химии.

Красная дорожка.

1.Какой раствор называется «физиологическим» и где он применяется?

Ответ: 0.9% -ный водный раствор NaCL – его концентрация близка к концентрации плазмы крови, и потому его введение не вызывает разрушения клеток. Применяется в медицине для введения лекарств в кровеносное русло человека.


Желтая дорожка.

1.Угадай элемент:

«Двенадцать пар, не забывай,

У всех людей на свете.

В другом значенье – узкий край.

Так учат в школе дети.

Если «се» ко мне прибавить –

Вмиг в металл я превращусь,

И, к тому ж могу добавить,

В первой группе окажусь» ?

Ответ: ребро – серебро.


2. Рассказ — загадке «Дом дядюшки Вуда».

«Дом, в котором я живу, построен в. По проекту величайшего архитектора всех времен и народов М. Собственно, это не дом, а целый дворец, в котором проживают мои друзья и коллеги. Большой, семиэтажный, дворец. На первом этаже – большой холл и всего три жилых комнаты. Одну из них занимает мой сосед сэр Гел, а две другие –я. На втором и третьем этажах — по 8 квартир, поэтому мы называем их, вместе с первым этажом, «малыми». На верхних, больших этажах, комнат гораздо больше. А седьмой этаж ещё не достроен. Добавить хочу про своего соседа, сэра Гела. С виду – выраженный индивидуалист, ни с кем не заводит дружбу. Но в душе он очень добр. Родился он в 1968г. С первыми лучами солнца. В юности Гел увлекался воздухоплаванием, строил аэростаты, воздушные корабли, его и сейчас можно встретить на просторах космоса».


О каком «доме» идет речь и кто автор проекта? Что вы знаете о семи этажах и жильцах этого «дома»? кто такой сэр Гел?

Ответ: таблица химических элементов Д.И. Менделеева. В ней 7 периодов: 3- малых, 3- больших, 1- незавершенный. Сэр Гел – гелий.




Зеленая дорожка


1.Какие ядра нельзя взять в руки?

Ответ: Ядра атомов химических элементов.


2.Туристы в походе просыпали свой запас соли на песок. Местность безлюдная, взять соль негде, но и без неё плохо, а идти ещё долго. Что делать?

Ответ: разрешить песок с солью в воде, отфильтровать раствор и выпарить воду.


3.Отгадай элемент.

Есть в языке нашем чудное слово

И четверо школьников спорят о нем.

Младший сказал:

«Это, друзья, инструмент для сверленья».

Тут молвил четвертый:

«Секрета здесь нет,

Про эту фамилию знает весь свет».

Чудо при этом совсем не кончается:

Слово в другое легко превращается.

Если к слову «т» подставить,

Преградой может всюду встать.

Ответ: Бор- Нильс Бор – борт.


Тур второй.

Азбука живой природы.

Вопросы и задания этого тура ориентированы на контроль владения основными понятиями ботаники, оологии, анатомии и гигиены человека и умения пользоваться этими знаниями..


Красная дорожка.

1.Лишайники широко распространенны в природе, но почти не встречаются в больших городах. Как вы думаете, с чем это связано?

Ответ: Лишайники очень чувствительны к составу воздуха, их недаром называют «индикаторами чистоты воздуха». Большой город, или мегаполис, похвастаться особой чистотой воздуха не может из-за большого количества выхлопных газов и других продуктов человеческой деятельности.


Желтая дорожка.


1.Был жаркий день. Я пошла с моей собакой гулять. Я устала от долгой прогулки, и, хотя мы шли очень медленно, Бакс шел, высунув язык. Как вы думаете, что с ним случилось?

Ответ: У собаки нет потовых желез. Поэтому в жаркий день для терморегуляции – повышения теплоотдачи – собака высовывает язык, с которого испаряется слюна.


2.Во многих селах России и Украины был обычай – летом для предохранения молоко от скисания помещать в крынку лягушку. Что вы думаете по этому поводу?

Ответ: Фермент , выделяемый железистыми клетками эпителия лягушки и входящих в состав кожной слизи, содержит вещества, вредные для микроорганизмов, в том числе вызывающих скисание молока.




Зеленая дорожка.

1.Отгадай, о каком животном идет речь?

«Живу я на суше, но связан с водой. Тепло приплюснутое, неуклюжее. Охочусь ночью, меня не любят, так как боятся получить от меня бородавки, хотя и совершенно напрасно».

Ответ: Жаба. Класс земноводные.


2.В сказке «Конек — Горбунок» есть выражение «… чудо-юдо рыба-кит…». Правильно ли, на ваш взгляд, так называли животное?

Ответ: Форма тела кита похожа на рыбью. Но кити рыба являются представителями двух разных классов одного типа Хордовые животные. Они различаются и по строению, и по образу жизни. Кит – млекопитающее, существо более высокоорганизованное по сравнению с рыбами.


3.Чем объяснить «любовь» свиней к грязным лужам?

Ответ: Вместе с засохшей грязь свиньи счищают паразитов.


Тур третий.

«В своем ЭЙКОСе»

Вопросы и задания, связанные с основными экологическими проблемами.


Красная дорожка.

1.Двое учеников решили вырастить герань. Один купил глиняный цветочный горшок, положил в него мелкие камни, сверху насыпал слой почвы, а затем посадил герань. Второй взял пластмассовую бутылку с землей. Ухаживали мальчики за растениями одинаково. Но у первого герань скоро зацвела, а у второго – завяла. Почему?

Ответ: керамический горшок пропускает воздух, который свободно проникает к корням, поэтому растение нормально развивается. А в узкой пластмассовой емкости корни «не дышат».


Желтая дорожка

1.Почему при прополке нельзя слишком резко выдергивать сорняки из земли?

Ответ: в этом случае стебли отрываются, корневища остаются в земле. На корневищах располагаются почки, из которых позже разовьются новые побеги.


2.На плантации моллюсков мидий напали морские звезды. Были наняты ныряльщики, которые уничтожали морских звезд, разрезая их на части. Через некоторое время плантация мидий была полностью видимо-невидимо. Дайте объяснение этому явлению.

Ответ: у морской звезды сильно развита способность к регенерации: из оторванного луча может вырасти целая звезда, а на месте утраченного — вырастет новый.


3.Вам сказали, что в одном из водоемов недалеко от вашего дома водятся раки. Где и как вы их будете ловить?

Ответ: искать раков надо в том водоеме, где вода чистая. Ловить лучше на заре, пока они еще не спрятались в норы или под камни.





































Список использованной литературы

1. Сверлова Н.В., Хлус Л.Н., Крамаренко С.С. и др. Фауна, экология и внутривидовая изменчивость наземных моллюсков в урбанизированной среде.- Львов, 2006.-226с.

2.  Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. 13-е изд., стер. — М.: 2012. — 304 с.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. https://tululu.org/b8910/. Барков А. С. «Азбука живой природы»

2. https://www.pip-mollusca.org/ru/page/kds.php. Просветительская интернет программа «Моллюски».

3. https://www.tepka.ru/biologia/29.html. Онлайн учебник по биологии

7 класс.











Свежие документы:  Сценарий фестиваля семейного творчества "Букет талантов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: