Воинское воспитание как средство целостного развития личности


Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

«Нахимовское военно-морское училище МО РФ»















Статья

«Воинское воспитание как

средство целостного развития личности»





подготовил

педагог дополнительного образования НВМУ

Сазонов Александр Викторович













г. Санкт-Петербург

2014


Цели современного образования, заявленной ФГОС — формирование полноценной личности, воспитание постоянной потребности учиться и способности адаптироваться к изменениям во внешней среде, побуждают вспомнить о целостном подходе к воспитанию человека. Целостность личности в современной трактовке — качество, отражающее ее способность в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженной жизненным позициям и ценностным ориентациям. Чем устойчивее ценности личности, тверже ее убеждения, принципы, идеалы, тем более ярко проявляется и ее целостность. При целостном подходе душевная и материальная жизнь человека рассматривается как подчиненная жизни духовной.

Когда мы говорим о военном или военно-морском образовании, то понимаем, что это именно то образование, из которого выходят первооткрыватели, просветители, созидатели, герои. «Учение должно быть победным!» – когда-то сказал донецкий педагог-новатор В. Шаталов. Нахимовское военно-морское училище, в стенах которого мы собрались сегодня, – наследник лучшего образца «победной» педагогики России — Морского кадетского корпуса, главной особенностью которого был целостный подход к образованию.

Система образования в Морском кадетском корпусе на протяжении более ста лет с позиции целостного воспитания юноши представляла собой абсолютно успешное явление. Морское дело расширяло жизненные горизонты, придавало гибкость и восприимчивость уму, поднимало дух. Воинская служба собирала волю, укрепляла внутренний стержень личности. Знания ложились в основу миропонимания и практической деятельности. Вера придавала духовную устойчивость, становилась фундаментом слов и поступков. Искусство будило и облагораживало чувства. Словесные науки, речевое творчество и обмен опытом через слово помогало установить смысловые связи с миром и самим собой. Кадетское братство, проверенное в ученье, общежитии, морских походах, становилось прообразом народа, приучало мыслить соборно. Опыт мудрых офицеров-наставников, братьев-выпускников служит примером чести и достоинства.

Нахимовские военно-морские, созданные в 1943-45 году, первыми в стране становятся школами-комплексами, где переплетаются военно-морское и общекультурное воспитание. В процессе воспитания приоритетны «Родина», «долг», «честь». За основу образовательного процесса берется система образования в Морском кадетском корпусе, за пример воспитания – личность адмирала П.С. Нахимова.

Павел Степанович Нахимов твердо помнил, внушал своим подчиненным, показывал на личном примере, что воинская мораль основана на присяге. Согласно ей — нельзя причинять обиды мирным жителям, при любых обстоятельствах строго соблюдать дисциплину, хранить воинскую честь. В своих приказах и распоряжениях он неоднократно напоминал подчиненным о строгом, неукоснительном соблюдении Устава воинской службы. «Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живешь, и мундир, который носишь», — говорил адмирал. Нахимовский подход к воспитанию не только обеспечивал порядок в несении службы, но и в целом упорядочивал матроса, развивал в нем ответственность, жертвенность, терпение, которые лежат в основе жизненной стойкости и являются составными любви к Отечеству.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Подбор дидактических игр для сенсорного развития"

Воинская присяга и Устав базируются на духовном фундаменте России – традициях веры и верности. Поэтому военное воспитание в любом возрасте начинается с обращения к Уставу. Интерес к изучению Устава укрепляется мыслью о том, что любой, рожденный мужчиной, — защитник своего Отечества и продолжатель традиций отцов и дедов.

Важная составляющая воинского воспитания – создание условий, находясь в которых воспитанник осознанно учится быть военным. Эти условия должны быть практическим изучением военного дела, поэтому важно, чтобы они были приближены к условиям реальной службы. В организации быта, и в общении важно расставить акценты так, чтобы в человеке развивалась способность преодолевать трудности, трудиться, добиваться успеха. В то же время в каждой казарме должны присутствовать элементы домашней жизни, чтобы человек с детства впитывал в себя доброе, помнил о доме – причале.

Воспитание — это наука и искусство: как наука она требует познания и применения на практике законов, лежащих в основе поведения людей; как искусство — мастерства. Воспитывать молодых людей в военной школе может лишь человек, вооруженной наукой, мастер своего дела, обладающий большой жизненной энергией, высокой духовностью и жизненным опытом. Воспитание чувства собственного достоинства, долга и ответственности перед Отечеством, офицерского призвания, подвижничества и боевого духа, — следует признать приоритетными в воспитании офицерства. Оно должно опираться на широкий фундамент самостоятельности, активности, деятельности, инициативы, свободы и творчества воспитанника.

Задача воспитателей — снять искусственные преграды, дать возможность человеку проявить свои таланты и дарования, направить развитие личности по наилучшему пути развития, вовремя оказать необходимую духовную поддержку. Следует помнить, что воспитывает не слова, а уклад жизни, пример старшего, испытания и трудности, победы и поражения, отдельные люди и сплоченные группы, конкретные дела и поступки. Все это следует использовать естественным образом, в свое время и к месту, избегая шаблонов и формализма.

Лучшей тренировкой в военном деле является соревнование. Соревновательность вызывает интерес, поднимает жизненный тонус, дает возможность проверить свои силы и поучиться у других. Причем, важно научиться и выигрывать, и, проигрывая, не роптать, а продолжать работать над собой.

Все, что связано с проявлением даже малейшего зла в человеке, должно быть непринятым в воинской среде. Воину важно научиться быть сильным, но не агрессивным, добрым, но не добреньким, успешным, но не горделивым, свободным, но не позволяющим себе все без границ.

Свежие документы:  Конспект классного часа "Выбор профессии" 9 класс

Одно из важных требований воинского воспитания – формирование способности ценить время и чувствовать его движение. У четвертой роты НВМУ был интересный опыт сотрудничества с балтийскими морскими пехотинцами – участниками боевых действий в Чечне. Целый день каждого бойца во время практики нахимовцев во взводе морской пехоты был расписан. Ребята несли службу, изучали теоретические вопросы, тренировались, пели песни. Целый день от подъема до отбоя проходил в движении. И чем меньше было пустого времени, тем меньше было уныния и усталости. За время практики нахимовцы между собой подружились еще крепче и стали товарищами героев-пехотинцев.

Те, кто занимается воинским воспитанием, должны требовательно относиться к себе. Не следует допускать чрезмерных послаблений с одной стороны и грубости с другой. В основе общения – мудрое отношение ко всем и каждому без выделения отдельных воспитанников и в соответствии с Уставом. Воинская субординация должна соседствовать с искренностью и простотой. Маленький боец чувствует каждой клеткой. Его не обманешь. Важно, чтобы слово не расходилось с делом.

В системе воспитания НВМУ эффективные и любимые воспитанниками средства воинского воспитания, содержащие себе духовный компонент: участие в параде Победы и дальние походы на военных кораблях, шлюпочная практика и практическое изучение военного дела, приобщение к изучению истории и художественным традициям российского воинства. Встречи с героями Флота, общение с ветеранами, исследовательские экспедиции на малую родину великих моряков позволяют человеку приобщиться к лучшим примерам достойной службы, к воинским, соборным, культурным традициям Отечества.

Военно-морское воспитание остается мощным средством укрепления духа, целостного развития личности и живым интересным делом, направленным на будущее Отечества. Воспитательная школа Нахимовского военно-морского училища, которой в июне 2014 года исполняется 70 лет, и сегодня является образцом для клубов юных моряков, военно-патриотических школ и клубов, кадетских классов не только морской направленности.















































Список литературы


  1. Борисова, Е.В. Воспитание патриотизма в современном социокультурном обществе М., 2010.

  2. Веселаго Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса. СПб., 1852.

  3. Владимиров А.В. О национальной военной мысли, военной науке и профессиональном военном образовании. М., 2008.

  4. Воробьёва А., Пархаев О. Кадетские корпуса в России 1732-1917. М., 2007.

  5. Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. М., 1998.

  6. Воробьёва А., Пархаев О. Кадетские корпуса в России 1732-1917. М., 2003.

  7. Грабарь В.К. Нахимовское училище. История. Традиции. Судьбы. СПб., Искусство-СПб. 2003.

  8. Закон 273-ФЗ «Об образовании». 2013.

  9. Корабельный устав Военно-морского флота. М.: Военное издательство. 2002.

  10. Костоусов Н.С. Военная присяга как нравственная основа профессиональной компетентности офицера. Екатеринбург. 2007.





Свежие документы:  Конспект урока на тему "ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК БЫЛ МАЛЕНЬКИМ ГОВОРУНОМ?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: