Выступление на методическом объединении «Анкетирование как форма работы с родителями»






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Г.Сафонова Смоленской области






Выступление на ГМО классных руководителей




АНКЕТИРОВАНИЕ

КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ





Коровина Ирина Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ» № 9

г.Сафонова Смоленской области










Г.Сафоново

2012г.


АНКЕТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.



В словаре слово «анкета» — (французское)- 1)опросный лист для получения каких-л. сведений о том, кто его заполняет; 2) в социологических исследованиях а.- составляемый исследователем список вопросов обследуемому контингенту лиц, ответы на которые служат исходным эмпирическим материалом для обобщений.

Основной формой работы с родителями являются, вне всякого сомнения, родительские собрания, на которых обсуждается и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Результативность его во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета. Одним из этапов подготовки к собранию является: проведение микроисследования в сообществе детей и родителей. Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах её решения. Чаще всего используются экспресс — методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К таким исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. Я соглашусь с мнением опытных педагогов, которые считают важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования. Мне РК часто помогает изготовить бланки анкет и тестов, оформить таблицы с результатами исследований.

На каждом отдельном собрании анкетирование имеет свои определённые цели и задачи.

Например, при подготовке к Р/С в 4 классе «Чтобы ребёнок учился» предлагается школьникам заполнить анкету. (Анкета №1) Её цель – изучение взаимоотношений «ребёнок – родитель». Учитель просит учащихся подписать свои имя и фамилию по желанию.

После проведения анкеты учитель подсчитывает результаты, они записываются – т.к. пригодятся для проведения Р/С.

На Р/С прежде чем предложить родителям ответить на вопросы анкеты (Анкета №2), подобной той, что была предложена детям, учитель (один на один) сообщает им результаты анкетирования учащихся. Эта работа необходима для того, чтобы каждый из родителей задумался о своих отношениях с ребёнком, сопоставив обе цифры: свою и своего ребёнка.

После объявления результатов, родители сопоставляют свои результаты с результатами детей и общей интерпретацией. Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных данных?

Если учитель видит заинтересованность родителей, он может предложить им оценить себя как родителя в следующих тестах. (Тест №1; Тест №2 )

Изучение взаимоотношений «ребёнок – родитель» начинается с момента поступления в школу 7-летнего малыша. Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. На помощь приходят следующие методы: наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, тестирование и др.

Не секрет, что довольно часто встречаются «жёсткие» формы воспитания родителями своих детей, поэтому классному руководителю приходится корректировать детско – родительские отношения.

Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим ученикам разрешить следующие ситуации, содержащиеся в анкете № 3, когда речь идёт о первоклассниках, то это скорее устный опрос, беседа – игра.

  1. У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял(а) с собой на представление?

  2. Твоя семья идёт в гости, но один человек заболел и должен остаться дома. Кто это?

  3. Ты потерял(а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

После того как педагог установит доверительный контакт с родителями, становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми – трансляции родителям положительного образа ребёнка. Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребёнком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточившись на негативных проявлениях. Поэтому умение похвалить каждого ребёнка в присутствии всех родителей, показать и рассказать чему он научился за определённый промежуток времени, способность почувствовать и по возможности «снять» родительскую тревожность, являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.

Часто случается так, что учитель может не заметить, что кто-то из его учеников остался в стороне от общих дел, интересов. Как правило, такие дети относятся к категории «тихонь», они ничем не выделяются, у них хорошее поведение, средние успехи в учёбе, поэтому они не на виду, «не бросаются в глаза». Однако у них есть проблема, требующая вмешательства педагога. И вот следующая анкета позволяет выявить таких детей, которые остаются в «стороне», одиноки, тех кому требуется срочная помощь.

Это анкета «С другом в путь…» Она основана на методе исключения – кто из ребят ни разу не назван ни в одной – тот ждёт вашей поддержки. А дальше ваш опыт подскажет каким образом вы будете помогать, исправлять, корректировать.

Все учителя начальных классов нашей школы работают в тесном контакте с классным руководителем, принимающим его учеников в 5 классе, вопросу преемственности уделяется серьёзное внимание, т.к. для детей этот переход бывает труден.

Для знакомства с детьми, их интересами, кроме рекомендаций первого учителя, новый классный руководитель может провести анкету №5.

Обратите внимание на Анкету № 6, её классный руководитель проводит в самом начале учебного года в 5 классе до первого классного родительского собрания для того, чтобы узнать, какая атмосфера царит в семье каждого ребёнка, какие взаимоотношения у родителей с детьми.

Чтобы лучше узнать родителей, можно попросить их ответить на вопросы,

приведённые в Анкете №7.

Такая форма работы как анкетирование позволяет, во-первых, выявить чем живёт каждый ребёнок и класс в целом; во-вторых, помочь ребёнку в трудную минуту принять решение; в-третьих, узнать о взаимоотношениях в семье и помочь наладить их; в-четвёртых, правильно спланировать работу с классным коллективом.

Анкетирование можно проводить по любым темам: дружбы, любви, отношения к животным и т.д.


Оно (анкетирование) целесообразно, когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время; респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Инструментом этого метода является анкета.

Достоинства данного метода:

  • Оперативность;

  • Относительная экономичность;

  • Простота использования (в сравнении с другими методами).

Недостатки метода анкетирования:

  • Полученная информация может быть неполной, не особо достоверной и глубокой по содержанию.


Несмотря на это, не стоит бояться анкетирования, попробуйте, и Вы увидите, что некоторые ответы детей и родителей – это подсказка темы дискуссии, беседы или устного журнала. Своими ответами дети помогут составить план воспитательной работы и поставить перед Вами столько проблем, о которых Вы и не догадывались, но которые ждут разрешения.


Вообще, говоря о деятельности педагога (в особенности классного руководителя), важно знать и соблюдать следующие правила:

  • Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения;

  • Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической;

  • Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей;

  • Психолого – педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

Я закончу своё выступление словами Сухомлинского : «Наиболее полноценное общественное воспитание – это, как известно, школьно – семейное»


Анкета №1(для учащихся)


Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти»

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?

  2. Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по своим личным делам?

  3. Интересуются ли родители вашей учёбой, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?

  4. Знают ли родители ваших друзей?

  5. Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?

  6. Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки?

  7. Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?

  8. Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?

  9. Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?

  10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?

  11. Обсуждаете ли вы с родителями телевизионные передачи, фильмы?

  12. Бываете ли вы с родителями в кино, театре, музее?

  13. Бываете ли вы с родителями на прогулках, в походах?

  14. Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск?


За каждое «да» — 2 балла, «отчасти, иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов

(Полученный результат записывается, он пригодится для проведения Р/С)


Анкета №2 (для родителей)


Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти»


  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по « личным делам»?

  3. Интересуются ли они вашей работой?

  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

  5. Участвуют дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

  6. Проверяете ли вы, как они готовят уроки?

  7. Есть ли у вас и ваших детей общие занятия, увлечения?

  8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

  9. На «детских праздниках» — предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?

  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты?

  11. Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи, фильмы?

  12. Бываете ли вместе в кино, театре, музее?

  13. Бываете ли вместе на прогулках, в походах?

  14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе или нет?


За каждое «да» — 2 балла, «отчасти, иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.





Анкета № 3.

Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим ученикам разрешить следующие ситуации:


  1. У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял(а) с собой на представление?

  2. Твоя семья идёт в гости, но один человек заболел и должен остаться дома. Кто это?

  3. Ты потерял(а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?



Анкета №4 «С другом в путь…»


Если мы классом собрались в поездку, то

  1. Я сяду в автобусе с …

  2. Если его нет, то с …

  3. Если и он не поехал, то рядом будет …


Анкета позволяет выявить тех детей, которые остаются в «стороне», одиноки, тех кому требуется срочная помощь.



Тест №1 для родителей: «Какой вы родитель?»


Отметьте те фразы, которые вы часто используете в своей семье.

  1. Сколько раз тебе повторять!

  2. Посоветуй мне, пожалуйста.

  3. Не знаю, чтобы я без тебя делал(а).

  4. И в кого ты такой(ая) уродился(ась)!

  5. Какие у тебя занимательные друзья!

  6. Ну на кого ты похож(а)!

  7. Вот я в твоё время!

  8. Ты моя опора и помощник(ца)!

  9. Ну что за друзья у тебя!

  10. О чём ты только думаешь!

  11. Какая ты у меня умница!

  12. А как ты считаешь, сынок(доченька)?

  13. У всех дети как дети, аты?

  14. Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы №1,4,6,7,9, 10, 13

1 балл за все остальные ответы.

7 – 8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас.

9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок уважает вас, но не всегда откровенен.

11 -12 баллов. Необходимо быть к ребёнку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13 – 14 баллов. Идёте по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком. Уделяйте ему больше времени.






Тест №2: «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребёнка?»

1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребёнка добавилось в этом учебном году?

а) 4

б) 3

в) 2

2. Знаете ли вы всех преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребёнок?

а) знаю всех;

б) знаю половину;

в) знаю лишь некоторых

3. Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребёнка ради интереса?

а) постоянно;

б) 1 – 2 раза в четверть;

в) ни разу

4. Если вы обнаружили, что ребёнок испытывает трудности пол одному или нескольким предметам, и не способны ему помочь, что вы будете делать?

а) обращусь за помощью к учителям;

б) пойду к завучу;

в) заставлю ребёнка более серьёзно учить предмет

5. Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребёнка?

а) да, знаю;

б) частично;

в) догадываюсь, но точно не знаю

6. Знаете ли вы, где и с кем ребёнок проводит своё свободное время?

а) да;

б) иногда;

в) нет, но догадываюсь.


Посчитайте количество высказываний а,б,в.

Если лидирует ответ а) – Вы знаете, что ребёнок нуждается в вашей помощи, и оказываете эту помощь своевременно.

Если лидирует ответ б) – Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учёбой могут привести к дестабилизации всей остальной деятельности ребёнка.

Если лидирует ответ в) – Вы и другие члены вашей семьи должны помочь ребёнку.



Анкета №5.


Классному руководителю, получившему 5 класс (либо новый класс), после данной анкеты становится понятно, в чём каждый из ребят может проявить себя наиболее полно.


  1. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

  2. Много ли у тебя друзей? Кто они, если не секрет?

  3. Любишь ли читать? Твои любимые книги.

  4. Сколько времени проводишь у телевизора? Твои любимые телепередачи.

  5. Как относишься к спорту? Чем занимаешься?

  6. Какие кружки (секции) хотел бы посещать?

  7. Какое поручение хотел бы иметь в классе?

  8. Какие интересные дела ты предлагаешь провести в этом учебном году?







Анкета № 6 «Взаимоотношения в семье»


  1. Кто больше внимания уделяет тебе в семье?

  2. Кому ты рассказываешь о своей школьной жизни, о прожитом дне?

  3. Слушают ли тебя дома с интересом или говорят, что некогда, потом поговорим?

  4. Мама для тебя просто мама или ещё подруга?

  5. Наказывают ли тебя дома? Как?

  6. Считаешь ли ты своих родителей справедливыми?





Анкета № 7


  1. Кто занимается воспитанием ребёнка в Вашей семье?

  2. Ваши мнения по вопросам воспитания в Вашей семье совпадают или же они разные?

  3. В чём Вы испытываете трудности?

  4. Как Вы стараетесь разрешить эти трудности?

  5. Могли бы Вы поделиться своим опытом воспитания в семье?

  6. В каком вопросе Вы нуждаетесь в помощи?



Использованы материалы:

  • С.И.Ожегов Толковый словарь

  • Анкеты – журналы «Классный руководитель» 2008г.

  • Обобщение личного опыта



Свежие документы:  Доклад на тему «Роль семьи в воспитании подрастающего поколения»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: