Элективный курс «Учись любить гимнастику и своё тело в совершенстве»


МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородской области Белгородского района с углубленным изучением предметов


Элективный курс


«Учись любить гимнастику и своё тело в совершенстве»


Ивакина Е.И.


Пояснительная записка


Элективный курс «Учись любить гимнастику и своё тело в совершенстве» ориентирован для учащихся (девушек) 10-11 классов на профильном уровне.

Содержание программы профильного обучения в области «Гимнастики» на старшей ступени общего образования предлагает наличие у девушек устойчивого интереса к выбранному предмету, интереса к показателям своего здоровья, своего развития и физического совершенствования, требующих сложной координации движений, большой физической силы, мобилизации воли, выдержки, смелости для поддержания жизненного тонуса на высоком уровне.

Изучение данного курса позволили девушкам углубить знания в области спортивной гимнастики, оздоровительной гимнастики и медицине. Приобщиться к миру прекрасного, выполнению упражнения, требующие грации, пластичности, чувство ритма.

Понять особенность врачебного контроля и правильно строить занятия физической культуры и спорта с учетом анатомо-физеологических особенностей и биологической функции материнства, которая имеет огромное и социальное значение.

Программа ориентирована на обучающихся увлекающихся гимнастикой и содержит знания вызывающие познавательный интерес. Элективный курс рассчитан на 36 часов. Достаточно внимания уделяется теоретической, практической и самостоятельной работе девушек. Именно поэтому в 10-11 классах спортивно-педагогического профиля целесообразно вводить элективный курс.

Цели курса:

освоение знаний в области спортивной гимнастики, оздоровительной гимнастики, медицине;

— формирование совокупности физических и духовных качеств, здорового образа жизни;

— познание функций своего организма.

Задачи курса:

  • углубленное изучение знаний в области медико-биологических, психолого-педагогических и исторических основ физической культуры;

  • воспитание потребности к систематическим занятиям гимнастикой, ритмикой, хореографией.

  • обеспечение прочного и сознательного овладения учащихся объёма знаний предусмотренных программой техники по спортивной гимнастике.

Учебный материал включает теоретические (лекции), практические занятия и семинары. В содержании семинарских занятий входит материал для углубления и проверки знаний, творческих способностей учащихся.

Девушки овладевают формами организаций занятий, способами применения физических упражнений в целях направленного воздействия на функции отдельных органов систем и организма в целом.


Учебно-тематический план изучения курса



П/п


Наименование тем


Всего часов


Лекции

Семинары

и практические занятия

1.

Введение. Учись любить гимнастику и своё тело в совершенстве

1


1


2.

История спортивной гимнастики

2

1

1


3.

Значение хореографии и ритмической гимнастики в становлении гимнастов

3

1

2

4.

Формирование правильной осанки и её значение в жизнедеятельности человека

4

2

2

5.

Некоторые особенности тренировки гимнасток

2

1

1

6.

Классификация упражнений на гимнастических снарядах (девушки)

10

2

8

7.

Особенности врачебного контроля за девушками занимающимися физической культурой и спортом

6

2

4

8.

Личная гигиена

4

2

2

9

Итоговое занятие

2

1

1

10.

Итого часов:

34

13

21


Содержание курса


Тема № 1. «Учись любить гимнастику и своё тело в совершенстве»

Значение спортивной гимнастики. Влияние занятий спортивной гимнастики на организм. Влияние гимнастических упражнений на телосложение. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по общей профессионально-прикладной подготовке и по формированию телосложения. Средства спортивной гимнастики.

Контроль за знаниями учащихся:

  1. Каким образом могут повлиять занятия физическими упражнениями на развитие телосложения?

  2. Какие типы телосложения вы знаете?

  3. Назовите современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений для формирования телосложения?

  4. Раскройте содержание средств спортивной гимнастике?


Тема № 2. «История спортивной гимнастики»

Возникновение спортивной гимнастики. Спортивная гимнастика в дореволюционной России. Спортивная гимнастика в СССР. Лучшие представители спортивной гимнастики в современной России и на Белгородщине.

Контроль за знаниями учащихся:

  1. Что понималось под гимнастикой с древних времён и до прошлого века?

  2. С какого года в России начали проводить соревнования по гимнастике?

  3. В каком году наши гимнасты впервые заняли общекомандное I место на Олимпийских играх?

  4. Назовите лучших гимнастов России и Белгородщины?


Тема № 3. «Значение хореографии и ритмической гимнастики в становлении гимнастов»


Хореографическая подготовка. Задачи хореографической подготовки. Примерные хореографические упражнения. Задачи ритмической гимнастики. Составление комплексов ритмической гимнастики.

Контроль за знаниями учащихся:

  1. Что понимается под хореографической подготовкой?

  2. Какие задачи решаются при занятиях хореографической подготовкой?

  3. Какие задачи решаются при занятиях ритмической гимнастикой?

  4. Составить комплекс ритмической гимнастики.


Тема № 4. «Формирование правильной осанки и её значение в жизнедеятельности человека»

Определение понятия «Осанка». Классификация нарушений осанки, их характеристика. Основные причины вызывающие нарушение хорошей осанки. Составление комплексов упражнений для формирования правильной осанки.

Контроль за знаниями учащихся:

  1. Составить комплекс упражнений для укрепления мышц шеи, рук и плечевого пояса;

  2. Составить комплекс упражнений для укрепления мышц туловища;

  3. Составить комплекс упражнений для укрепления мышц ног;

  4. Составить комплекс упражнений для формирования навыка в правильном держании головы и туловища;

  5. Какой характер носят упражнения на осанку?


Тема № 5. «Некоторые особенности тренировки гимнасток»

Определение понятия «Тренировка». Роль тренировки в подготовке спортсменов. Основные разделы подготовки юных гимнасток. Средства и методы спортивной тренировки. Принципы спортивной тренировки. Структура построения тренировочного процесса гимнасток.

Контроль за знаниями учащихся:

  1. Что означает термин «Тренировка», из чего складывается процесс тренировки гимнастов?

  2. Раскройте значение физической, технической, волевой и тактической подготовки гимнастов?

  3. Для чего полезны упражнения хореографии и художественной гимнастики в процессе занятий спортивной гимнастики?

  4. Назовите структуру тренировочного занятия оздоровительной направленности?

Тема № 6. «Классификация упражнений на гимнастических снарядах»

Упражнения на брусьях разной высоты. Характеристика упражнений. Методические указания. Базовые основные упражнения. Упражнения на бревне. Характеристика упражнений. Методические указания. Базовые основные упражнения. Основы техники: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полёт до толчка руками, толчок руками, полёт после толчка руками и приземление. Базовые опорные прыжки.

Контроль за знаниями учащихся:

  1. Составить оригинальную комбинацию на брусьях разной высоты и на бревне из базовых основных упражнений;

  2. Описать технику опорного прыжка (по выбору);

  3. Составить акробатическую комбинацию из базовых основных упражнений;

  4. Составить схему методики обучения на гимнастических снарядах (по выбору).


Тема № 7. «Особенности врачебного контроля за девушками занимающимися физической культурой и спортом».

Учет анатомо-физиологических особенностей девушек и биологической функции материнства. Социальное значение материнства. Женский организм и особенности состояние функции отдельных систем и организма в целом, в степени развития основных физических качеств – силы, скорости, гибкости и выносливости. Типологические особенности нервной системы девушек. Физиологические процессы, связанные с овариально-менструальным циклом.

Контроль за знаниями учащихся:


  1. Каковы особенности построения занятий физическими упражнениями с девушками?

  2. Раскройте соде6ржания понятия: «Социальное значение материнства»?

  3. Дайте краткую характеристику физиологическим процессам, происходящим в предменструальный и менструальный периоды?

  4. Перечислите основные анатомо-физиологические особенности женского организма.


Тема № 8. «Личная гигиена».

Распорядок дня. Рациональное питание и его режим. Гигиеническое содержание кожи тела, белья, постельных принадлежностей, обуви и других предметов бытовой и производственной обстановки. Режим труда и отдыха.

Контроль за знаниями учащихся:


  1. Что такое личная гигиена? Расскажите, какие элементы она в себя включает? Объясните, почему необходимо соблюдать правила личной гигиены, регулярно занимаясь физической культурой?

  2. Какие физиологические функции выполняет кожа?

  3. Что следует понимать под рациональным питанием?

  4. Составить свой комплексный подход в решении проблем труда и отдыха.


Основные требования к уровню подготовленности учащихся.

В ходе изучения курса девушки должны:

  • Любить гимнастику;

  • Знать историю спортивной гимнастики;

  • Овладеть основами хореографии и уметь составлять комплексы ритмической гимнастики;

  • Уметь определять правильную осанку и составлять комплексы упражнений на формирование правильной осанки;

  • Классифицировать упражнения на гимнастических снарядах и составлять композиции из базовых основных упражнений;

  • Овладеть знаниями анатомо-физиологических особенностей девушек и биологической функции материнства;

  • Применять знания на занятиях физической культурой и спортом, которые связаны с овариально-менструальным циклом;

  • Уметь соблюдать правила личной гигиены как профилактические мероприятия, направленные на борьбу с заболеваниями, укрепление и сохранение здоровья.


Примерный план – конспект занятия по теме № 4


Задачи: 1. Развитие физических качеств (силы, гибкости)

2. Формирование правильной осанки

3.Воспитаниме устойчивого интереса к здоровому образу жизни

4. Обучение знаний материнства, как естественный процесс понятия жизни

Место проведения:

Спортивный зал

  1. Вводно – подготовительная часть 151.

  1. Построение. Сообщение задач урока. Упражнения на внимание.

  2. В некотором царстве, в некотором государстве, в Дубовской школе, в волшебном замке спортзала, — жила добрая фея физкультура. Молва гласила, что в хрустальном ларце она хранила чудесный эликсир. Выпьешь его и сразу превратишься в красивую, стройную, сильную девушку. И в этот замок – спортзал пришли девушки, чтобы добыть чудесный эликсир. Фея физкультура встретила их приветливо и отдать согласилась, но нужно пройти испытания.

Песня о матери

    • Угадать песню, которую вы сейчас прослушали

    • Назвать любимые сказки

    • Ответить на вопрос: «Какое самое большое счастье для женщины?»

    • Какие вы знаете колыбельные песни

    • Выполнить упражнения

  1. Основная часть — 251.

Оздоровительная гимнастика 51.

Упражнения для шейно – грудного отдела

Все упражнения выполняются в медленном темпе на 12 счетов

  1. И.п. – руки к плечам согнуты, поднимание и опускание рук;

отведение, сведение рук назад – вперед

2. И.п. – левая рука на лопатке, правая на левой руке;

отведение левой руки назад с помощью правой

тоже, правой рукой

3. И.п. – руки к плечам

круговые движения рук вперед – назад

4. И.п. – руки в стороны – замок на лопатках (держать до 5 счетов)

5. И.п. – руки в стороны

поочередное сгибание и разгибание пальцев

6. И.п. – руки в стороны — вдох

руки за плечами – выдох

7. И.п. – руки в стороны, кисти сжать в кулак

круговое вращение кисти вперед – назад

8. И.п. – тоже, круговые вращения рук, с небольшой амплитудой вперед – назад

9. И.п. – тоже, круговые вращения рук, с большой амплитудой вперед – назад

10. И.п. – тоже, поднимание и опускание рук вниз – вверх с небольшой амплитудой

11. И.п. – тоже, поднимание и опускание рук вниз – вверх с большой амплитудой

Упражнение на расслабление

  1. И.п. – тоже сгибание и разгибание рук

  2. И.п. – руки вперед, кисти сжать в кулак, поочередное поднимание и опускание рук вниз – вверх, в стороны

  3. И.п. – тоже, растягивание веревочки в стороны

  4. И.п. – тоже, растягивание веревочки вверх – вниз – назад

  5. И.п. – руки перед грудью в замок, волна

  6. И.п. – руки вперед в замок

круговые вращения рук влево – вправо

  1. И.п. – тоже, наклоны влево – вправо

  2. И.п. – о.с. руки произвольно

наклоны головы влево – вправо, вперед – назад

  1. И.п. – тоже, повороты головы – влево – вправо

  2. И.п. – тоже, круговые движения головы влево – вправо

  3. И.п. – голова на груди

точка вперед

  1. И.п. – тоже, рисуем ромашку

  2. И.п. – тоже, пишем цифры от 0 до 10

Упражнения на поясничный отдел брюшной полости,

низ живота и тазобедренного сустава;

упражнения выполняются медленно на 12 счетов

  1. И.п. – о.с. руки согнуты на брюшном отделе, напряжение и расслабление

брюшной полости

  1. И.п. – тоже, круговые вращения живота

вверх – вниз и обратно

3. И.п. – о.с. руки внизу

на 12 счетов напряжение мышц брюшной полости, низа живота, тазового дна, бедер с последующим расслаблением

4. И.п. – тоже,

напряжение, расслабление на каждый счет

  1. И.п. – тоже,

круговые вращения таза влево – вправо (мышцы в напряжении)

  1. И.п. – тоже,

отведение тазобедренного сустава влево – вправо (мышцы в напряжении)

  1. И.п. – о.с. ноги на ширине плеч

круговые вращения коленного сустава вперед – назад (мышцы в напряжении)

  1. И.п. – о.с.

круговые вращения коленного сустава влево – вправо (мышцы в напряжении)

  1. И.п. – о.с.

руки вверх, левую ногу назад – вдох

руки вниз – приставляем ногу – выдох

тоже, с правой ноги

  1. И.п. – о.с.

дыхательные упражнения с последовательным расслаблением ног

III.Заключительная часть

  1. Подвижные игры.

    • «Лови мяч — назови имя»

    • «Защити своих цыплят»

    • «Гусеница»

  2. Подведение итога урока.

Вот и прошли вы все испытания с честью. Вы заслужили чудесный эликсир. Фея Физкультура откроет вам свой секрет. Чудесного эликсира на самом деле нет. Эта сказка для надежд. Чтобы быть сильным, красивым, здоровым, умным, нужно много трудиться, каждый день заниматься физкультурой. Всем известно, что спорт – это здоровье.


Рекомендуемая литература

  1. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М: 2001

  2. Матвеев А.П. Экзамен по физической культуре: Вопросы и ответы. – М.; Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  3. Физическое воспитание в специальных медицинских группах (Э.Г. Булич, М., Высшая школа, 1986)

  4. Занятия по физической культуре со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (под редакцией М.Д. Рипы. М. «Просвещение»).

  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учеб. для высших спец. физк. учеб. завед. – 3-е изд. – 2003

  6. Теория и методика спорта: Учебное пособие для УОР/ Под общ. Ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997.

  7. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе. Пособие для учителя/ В.П. Богословский, М.Н. Давыденко, В.И. Дробыш и др. Под ред. М.Д. Рипы. – М.: Просвещение, 1985.

  8. Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам. – СПБ.: Питер, 2004.

  9. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студентов вузов. Изд. 2-е, исправленное и доп. М., 2001


Учитель физической культуры Ивакина Елена Николаевна

Свежие документы:  Методика обучения волейболу учащихся 5-11 классов

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: