«ИДЕМ В ПОХОД»



«ИДЕМ В ПОХОД»


Туризм, как известно, располагает большими воспитывающими возможностями. Он создает благоприятные условия для воспитания. В походе ребята учатся преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Поход позволяет ученикам расширять и углублять знания, полученные в школе. Педагог, совершающий туристские походы с классом, воспитывает у ребят любовь к родной земле, ее полям, лесам, рекам, городам, наследию прошлых веков, которое надо ценить, изучать и беречь.


Рекомендации по организации туристских походов.


Обязанности и права руководителя туристического похода.

Руководитель похода несет ответственность за жизнь и здоровье детей, безопасность проведения похода, выполнение плана намеченных мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры.

Руководитель похода обязан:

— до начала похода обеспечить комплектование туристской группы, организовать подготовку участников похода, проверить наличие у них знаний м навыков, обеспечивающих безопасность, подготовить маршрутный лист и приказ на проведение похода;

— совместно с участниками ознакомиться с районом похода, на основе картографического материала разработать маршрут, наметить место и время сбора группы, сроки возвращения с маршрута;

— в походе принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до изменения маршрута и прекращения похода в связи с возникшими опасностями, принимать срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников в ближайшее медицинское учреждение, организовывать в случае необходимости оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в этом районе.

За нарушение инструкции руководитель похода несет дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством.


Организация безопасности.

Главная задача — обеспечение безопасности похода. Эффективным способом является инструктаж по правилам безопасности. Инструктаж может быть зачитан ребятам как «Правила безопасности в туристическом походе» с комментариями учителя.

Правила безопасности в туристическом походе.

1. Точно выполняй все распоряжения руководителя.

2. При замеченной опасности немедленно сообщай руководителю.

3. Во время следования по железной дороге: выходить из вагона только с разрешения руководителя; в тамбурах не стоять; на ходу поезда двери не открывать, из вагона не высовываться; садиться в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда.

4. Не использовать попутный автотранспорт, пользоваться только оборудованными машинами и автобусами.

5. Строго соблюдать правила уличного движения. При движении вдоль дороги из строя не выходить. Движение производить по левой обочине, навстречу транспорту, быть предельно внимательными при переходе через дорогу, не мешать движению группы.

6. Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения, выходить на маршрут с тем снаряжением, которое указано руководителем.

7. При движении соблюдать установленный интервал.

8. В ветреную и холодную погоду привалов на открытых местах не устраивать.

9. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить.

10. Без разрешения руководителя воду из колодцев, рек и водоемов не пить, соблюдать питьевой режим. Снег не есть.

11. Обо всех признаках недомоганий немедленно сообщать руководителю группы.

12. Без разрешения руководителя не подходить к воде, не купаться.

13. В лесу не разводить костры без разрешения руководителя. Свечи и спички в палатках не зажигать.

14. Аккуратно обращаться с огнем и с кипятком, работать у костра только в одежде, иметь рукавицы.

15. Топоры, пилы и другие режущие инструменты упаковывать в чехлы и переносить внутри рюкзака.


Подготовка к походу и распределение обязанностей.

К руководству походом выходного дня допускаются лица не моложе 18 лет, а количественный состав группы должен быть 6-10 , человек. Если в поход идет более 10 человек, то необходим заместитель руководителя. При проведении походов следует уделить большое внимание познавательной и литературно-краеведческой работе. В целях развития самодеятельности, активности, самостоятельности и творчества детей, каждому участнику похода поручается выполнение определенных обязанностей: командира группы, завхоза по питанию, медицинского инструктора, ремонтного мастера, физкультурного руководителя, художника, зоолога, летописца, завхоза по снаряжению, топографа, казначея, фотографа, биолога, кострового. Каждый участник похода ведет записи наблюдений, принимает активное участие в оформлении собранных материалов.

Свежие документы:  КТП по физкультуре 6 класс (В. И. Лях, А. А. Зданевич)





Туристическое снаряжение.

Большое значение для здоровья туриста и успеха похода имеет снаряжение. В поход берут только самое необходимое. Недаром говорится, что в походе и иголка пуд весит. Основные требования, которым должно отвечать туристское снаряжение, — это легкость, надежность, прочность, портативность и удобство при эксплуатации. Снаряжение делится на личное (индивидуальное) и групповое (общего пользования).

Личное снаряжение для похода выходного дня: 1. Рюкзак. 2. Коврик (полиуретановый, двухслойный). 3. Спортивный костюм. 4. Накидка от дождя. 5. Головной убор. 6. Кеды или кроссовки. 7. Носки хлопчатобумажные — 2 пары. 8. КЛМН (кружка, ложка, миска, ножик). 9. Блокнот, ручка, простой карандаш. 10. При необходимости индивидуальные лекарства.

Групповое снаряжение для похода выходного дня: 1. Костровой инвентарь (топор, лопатка, пила, таганок, котлы, объем которых зависит от количественного состава группы). 2. Полиэтилен. 3. Ремонтный набор (нитки простые и капроновые, иглы, наперсток, клей «Момент», изолента, капроновый шнур). 4. Фотоаппарат. 5. Картографические материалы, путеводители.

Аптечка. В любом, даже однодневном, походе или на прогулке необходимо иметь с собой медицинскую аптечку с набором средств для оказания первой доврачебной помощи.

В медицинскую аптечку для туристского похода должны входить: бинты стерильные (4 шт.), вата (50 г), жгут (1 шт.), лейкопластырь (2 уп.), спиртовой раствор йода (5%, 10 мл), анальгин (10 табл.), валидол (10 табл.), сульфадиметоксин (10 табл.), активированный уголь (20 табл.), рас-вор перекиси водорода (50 мл), марганцовокислый калий (кристаллы, 5 г), сода двууглекислая, питьевая (10 г), нашатырный спирт (25 мл), левомицетин (10 табл.), крем «Детский» (1 тюбик), термометр (1 шт.), нашатырный спирт (1 уп.), эластичный бинт (1 шт.), спирт (96%, 100 мл.), аспирин (Ютабл.), ножницы (1 шт.).


Туристический строй.

В туристических походах принято ходить строем, в колонне по одному. Это облегчает учителю управление группой. Все на виду. Движение упорядочено — никто не отстанет и не потеряется. Строем по лесу идти гораздо безопаснее и легче: за меньшее время можно пройти большее расстояние, затратив меньше сил. На красивый, организованный строй приятно смотреть. Всё это до похода можно объяснить ребятам, шутливо обыграв: «Бараны ходят стадом, в детском саду — парами, туристы ходят строем!» Это запомнится надолго.

Где место педагога в туристическом строю? Удобнее идти вначале колонны. Легче регулировать темп и направление движения. В конце замыкающим лучше поставить сильного, смекалистого, авторитетного помощника. Ведь его задача — помощь всем нуждающимся, чтобы никто не отстал. Он поможет учителю «видеть» весь строй. Хорошо заранее оговорить способы сигнализации между замыкающим, направляющим и руководителем группы.

Любой класс разделен на микроколлективы ребят, которые дружат между собой. Им приятно и интересно быть друг с другом. Эти малые группы имеют своих неформальных лидеров. В походе члены микрогрупп также будут стремиться к совместному общению, и педагогу нужно это использовать. В строю члены микрогрупп могут идти вместе. А их лидерам учитель официально поручает руководить ребятами при движении по маршруту. Он может подсказать неформальным вожакам, что им удобнее идти в конце своего микроколлектива, замыкая его: так нет необходимости оглядываться, не отстал ли кто-нибудь, всегда видно тех, кому нужна помощь.

Такая организация движения по маршруту способствует развитию ростков самоуправления, дисциплинирует группу. А в походе дисциплина — форма достижения цели безопасного его проведения.


Организация бивака.

Успех похода выходного дня во многом зависит от того, как была организована лагерная стоянка. Определяя место разбивки бивака, руководителю нужно учитывать многое: есть ли близко питьевая вода, дрова, нет ли подгнивших деревьев, которые могут быть повалены ветром.

Нельзя располагать бивак на возвышенностях, около одиноких деревьев, так как при грозе в них может ударить молния. Опасно располагаться и под проводами электрических линий, в лесу под низко опущенными кронами деревьев, у подножия крутых берегов, где могут быть обвалы. Но самое главное — место бивака должно быть безопасным во всех отношениях.

Свежие документы:  Исследовательская работа "Целой жизни не хватит для музыки..." И.Д.Свинарев

Выбрав место для бивака, туристы по команде руководителя снимают рюкзаки, затем в течение 5-10 мин. отдыхают и переодеваются, после чего приступают к выполнению своих обязанностей.

Место для костра выбирают в отдалении от сухого леса, торфяников. При возможности нужно использовать место, где уже разводили костер. Если такого места нет, то следует аккуратно снять слой дерна и сохранить его, чтобы перед уходом с бивака (предварительно погасив костер) заложить на место кострища. Костры бывают разные: для приготовления пищи, обогрева, просушки вещей и снаряжения, отпугивания комаров и мошки, подачи сигналов. Туристам необходимо знать, какие существуют типы костров.

Для приготовления пищи на костре большой костер неудобен. Наиболее целесообразны «шалашик» или «колодец». Если группа большая, полезен костер из параллельно лежащих бревен. Для согревания и ночевки под открытым небом удобен «таежный» костер, когда на толстое бревно кладется 3—4 более тонких, и по мере их сгорания они пододвигаются друг к другу.

Лучшее топливо для костра — сушняк. Удобны также маленькие палочки и сухие сосновые ветки с хвоей. Снизу кладут тонкие сухие ветки, потом более крупные. Когда костер разгорится, на самый верх укладывают дрова. Для сохранения растительности рекомендуется использовать примусы типа «Шмель», газовые плитки.

Воду для питья и приготовления пищи берут из проверенного источника. Нельзя пить воду из реки, озера, особенно вблизи населенных пунктов, так как в ней могут оказаться болезнетворные микроорганизмы.

Любую воду (кроме родниковой) обязательно надо кипятить. В загрязненную воду предварительно бросают дезинфицирующие средства — алюминиевые квасцы (щепотку на ведро), кристаллики марганцовки (до очень слабой розовой окраски воды), таблетки пантоцида (одна таблетка на 0,75 л воды в течение 30 мин.) или хотя бы поваренную соль. При этом вода светлеет, а муть оседает на дно, ее сливают.


Походный быт.

Распорядок дня в походе зависит от состава группы, но общее правило состоит в следующем: поднимайтесь пораньше, так как утренние часы наиболее приятны. Дежурные встают на один-два часа раньше времени общего подъема.

Выходите на маршрут как можно раньше, а на ночлег становитесь за 1-2 часа до темноты.

Когда стемнеет, лагерь уже должен стоять, дрова должны быть заготовлены, а ужин вариться на костре. Продолжительность дневного привала на обед определяется погодой, маршрутом, режимом времени. При движении с рюкзаками необходимо делать регулярные остановки через 40-60 мин. хода продолжительностью 10-15 мин.

Умение находить чистую питьевую воду — необходимый навык туристов. Очень хороша вода из родника. Интенсивное кипячение воды — наиболее простой способ ее очистки. Если нет времени кипятить воду, можно ее дезинфицировать несколькими каплями йода или марганцовки. Существуют также специальные таблетки для обеззараживания некипяченой воды.

При выборе места для лагеря нужно учитывать: его безопасность, обеспеченность дровами и водой, комфортность существования (защищенность от ветра, сухость места, относительно удобное расположение костра и палаток, устройство кухни).

Придя на место ночевки, выделите 5-10 мин. для короткого отдыха и переодевания. Затем приступайте к организации лагеря. Необходимо расчистить место для установки палаток, определить, где будет находиться кухня, производиться заготовка дров.

Когда большая часть дров собрана и общее размещение лагеря определилось, дежурные разводят костер, а остальные ребята устанавливают палатки и помогают на кухне.

Денежные нормы расходов на питание в туристических мероприятиях устанавливаются руководителями учреждений и организаций, проводящих эти мероприятия, исходя из натуральных норм по фактическим ценам, складывающимся в регионе их проведения в пределах имеющихся средств.


После нас лучше, чем до нас.

Участники похода должны осознавать, что идут в чужой дом, гостеприимный, но живущий по своим законам. Сломанная зеленая ветка, сорванные и выброшенные цветы не прибавят радости в общении с природой. Идти лучше по тропинкам, так меньше риска потревожить какое-нибудь животное или птицу на гнезде. Костер, разведенный просто на траве, когда дерн не снят, будет потом чернеть несколько лет. А в городских лесопарках разведение костров вообще запрещено.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "ТВОРЧЕСТВО Л.Н.ТОЛСТОГО"

Туристическая группа школьников задержалась на обеденном привале. А нужно успеть на электричку. Чтобы аккуратно сложить оставшийся хворост, убрать мусор, залить огонь, заложить место костра дерном, требуется время, а поезд ждать не будет. И школьники во главе с учителем быстро собирают рюкзаки и уходят, оставив место привала неубранным. Вот уж урок практической «экологии»! Его запомнят лучше всякой лекции.

Куда девать мусор? Мусор, конечно, нужно убрать, а еще лучше просто не мусорить, предусмотрев специальные пакеты из ненужных, оставшихся после обеда упаковок и бумаги, и всё это забрать с собой. Горючий мусор (бумагу, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты) сожгите на костре, консервные банки обожгите на костре и закопайте, а места туалетов заройте. Оставшиеся дрова закройте ветками или прислоните к стволам деревьев: на земле они скорее сгниют. Костер необходимо залить водой, а кострище закрыть дерном. Всё, что могут съесть птицы и звери, оставляют под деревьями на видном месте. Уходя с бивака, проверяют, не забыл ли кто своих вещей.


Подведение итогов похода.

Давно уже на туризм не смотрят как на веселое время препровождение, как на примитивный отдых и развлечение на природе. Туризм — это поиск, это новые открытия, новые впечатления.

Поход, как правило, создает эмоционально-радостное настроение у ребят. Они стремятся обменяться мнениями. Это удобная для педагога возможность на классном часе вместе с учениками подвести итоги похода. Что запомнилось? Что было самым интересным на маршруте? Какой вклад внес каждый в общее дело? Какие недостатки мешали нам? Что в следующем походе мы сделаем по-другому?

Значимым и памятным событием для ребят станет награждение их значками «Юный турист» и «Турист России».

Поход принесет ребятам больше удовлетворения, если каждый вложит в его подготовку и проведение частичку своего труда: подготовит с помощью учителя-предметника тематический краеведческий реферат, сделает фотографии похода, видеофильм, изготовит нужное группе снаряжение, поможет в оформлении туристской летописи.

После туристической прогулки или похода, как правило, появляются фотографии памятных мест, наиболее интересных событий. Увиденным, пережитым все хотят поделиться, продлить радость общения с природой, с друзьями. Традицией стало размещение этих фотографий и отзывов в стенной газете или на стенде. Это оперативно и увлекательно. Можно оформить одну или несколько страниц материалов о пройденном маршруте. Постепенно таких туристических страничек станет много. Будут новые походы, экскурсии, поездки, и за несколько лет совместной учебы в школе появится интересная и памятная туристская летопись класса. Материалы прогулки или похода могут иметь следующие разделы: дата похода, основная «нитка» маршрута, список группы, обязанности участников туристской группы, карта или схема маршрута, на которой нужно показать путь группы. Описывая маршрут, полезно рассказать, как подъехать к его начальному пункту, привести расписание движения транспорта. Это поможет другим группам, которые воспользуются вашими материалами. В этом же разделе дают описание пути, по которому шла группа, помещают информацию, где находятся удобные места для привала. В разделе «Краеведческий материал» рассказывают о том, что узнала туристская группа о достопримечательностях данной местности, какие здесь находятся исторические, архитектурные и природные памятники. К материалам похода относят также отзывы участников похода, фотографии, иллюстрации, рисунки ребят.

Если каждый педагог за год проведет хотя бы один поход и составит его туристическую летопись, школа получит прекрасную библиотеку методических разработок туристских маршрутов. В этой работе может найти свой интерес каждый учитель. В разработках маршрутов реализуется на практике краеведческий подход в преподавании. Материалы, собранные туристическими группами в походах, можно использовать на уроках.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: