Использование исследовательской деятельности с учащимися в области физической культуры и спорта


Использование исследовательской деятельности с учащимися в области физической культуры и спорта.


Одной из прогрессивных форм обучения в современной школе является научно-исследовательская деятельность учащихся.

Способом организации такой деятельности служит метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. Согласно ему обучение осуществляется через организацию целевых актов. Ученики в процессе учебной деятельности планируют и решают конкретные практические задачи, включая и учебную деятельность. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей терпения. Руководитель исследования должен всегда помнить — работа должна быть посильна для учащихся. Успех исследовательской работы школьников в большой степени зависит от научного руководителя. В школьной исследовательской деятельности роль научного руководителя должна представлять собой именно руководство: выбор темы, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, рекомендация первоисточников, обсуждение полученных результатов, формулировка выводов. Причем практически все перечисленное необходимо проводить совместно с учащимися. Так как я по специальности учитель физкультуры, то и тематику исследовательских работ с учащимися выбираем связанную с физической культурой и спортом, но в интеграции с такими предметами, как психология, экология, биология и т.п. Поделюсь своим опытом работы по организации исследовательской деятельности учащихся. Любое исследование включает в себя следующие этапы и их содержание:

  1. Выбор темы. Тема работы должна быть актуальна, интересна и понятна для молодых исследователей. Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия.

  2. Выбор направлений исследований. Основное требование к исследовательской работе – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершенность будущей работы. Объем исследований должен быть ограничен одним или двумя годами.

  3. Формулировка цели и задач исследования. Успех любой исследовательской работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи.

  4. Анализ литературы. Литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении.

  5. Методика исследования. Вооруженные знаниями об объекте исследования и о состоянии проблемы в целом, пониманием цели и задач, а также нулевой гипотезой, необходимо перейти к выбору методики проведения исследования.

  6. Фиксация и предварительная обработка данных. На этом этапе проводятся непосредственные наблюдения, эксперименты, их результаты фиксируются, затем подвергаются математической обработке.

  7. Выводы. Научно-исследовательская работа завершается выводами, в которых в виде тезисов, по порядку, излагаются результаты работы.

  8. Библиографический список. Содержит список использованных литературных источников с указанием авторов, названия книги или статьи, издательства и места издания, необходимо указать год издания.

В своей работе по организации научно-исследовательской деятельности учащихся я руководствуюсь вышеизложенными принципами. В течение нескольких лет мои учащиеся принимают участие в интеллектуальных конкурсах и занимают призовые места:

2009- 2010 учебный год – 3 место в XII Студенческой и VII Школьной научно-практической конференции Естественно-географического факультета НГГУ;

2010-2011 учебный год – 2 место в секции «Психология» VII городского Слета научных обществ учащихся образовательных учреждений города;

2011-2012 учебный год — 1 место в конкурсе научных работ II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием “Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма» в НГГУ. Секция: «Физическая культура в жизни современного школьника»;

3 место — в конкурсе научных работ II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием “Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма» в НГГУ. Секция: «Физическая культура в жизни современного школьника»;

2012-2013 учебный год – участие в заочном туре научно-исследовательских работ «Открытие мира» — 2 человека (имеются сертификаты участников);1 человек – участие в очном туре III научно-практической конференции НГУ, секция «Физическая культура и спорт» (имеется сертификат участия).

Тематика исследовательских работ следующая: «Взаимосвязь темперамента ребенка с его достижениями в спорте», «Влияние компьютера на зрение школьника», «Личный пример родителей в занятиях спортом», «Предстартовое состояние и результат в соревнованиях».

Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим.







Свежие документы:  Опыт создания учебного пособия по курсу «Баскетбол» в начальной школе

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: