Привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом как один из факторов формирования здорового образа жизни


Штовханёв Сергей Николаевич, учитель физической культуры МБОУ СОШ №1

им. А.С.Попова г. Удомли Тверской обл.

2013 г.


Привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом

как один из факторов формирования здорового образа жизни.


Аннотация. Поиск наиболее эффективных путей формирования здорового образа жизни школьников является ведущей задачей современной школы. Основная нагрузка в воспитании бережного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни ложится на учреждения образования, прежде всего общеобразовательные школы. В статье освещены формы привлечения учащихся к занятиям физической культурой.

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ.


Здоровый образ жизни – общепризнанный, надежный, действенный способ сохранения и укрепления здоровья учащихся. Известно, что здоровье нужно беречь смолоду, поэтому и основная нагрузка в воспитании бережного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни ложится на учреждения образования, прежде всего общеобразовательные школы.

На уроках физической культуры в МБОУ УСОШ №1 им. А.с. Попова используются формы проведения занятий, направленные на активизацию и повышение интереса учащихся к урокам физической культуры. Наиболее интересные из них для обучающихся – подвижные и спортивные игры. Подвижные игры – это традиционное, наиболее доступное и эффективное средство воздействия на учащихся при их активной помощи. Игры больше, чем любые другие средства физического воспитания, соответствуют потребностям растущего организма, способствуют всестороннему гармоническому развитию детей.

Правильно организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме, следовательно, укрепляют здоровье учащихся.

Подвижные и спортивные игры воспитывают волевые качества, формируют положительные черты характера. В соответствии с возрастными особенностями учащихся подвижные и спортивные игры решают различные задачи:

  • В IIV классах игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью в движениях, свойственных детям этого возраста. Они растут, и одновременно у них развиваются важнейшие системы и функции организма. Такие движения, как бег, ползание, ритмическая ходьба и прыжки дети лучше усваивают в игре. Двигательный опыт детей этого возраста очень мал, поэтому нужно проводить несложные игры сюжетного характера с элементарными правилами. От простых игр нужно переходить к более сложным, постепенно повышая требования к развитию и совершенствованию координации движения, поведению играющих, проявлению инициативы каждым участником игры. Для проведения большинства игр в 1 — IV классах нужен красочный инвентарь, который легко воспринимается детьми.

  • В VVII классах используются многие игры, разученные в IIV классах. В них включаются более разнообразные движения, вводят усложненные препятствия на пути достижения цели. Учащимся VVII классов рекомендуются игры с быстрыми движениями, требующими проявление ловкости и координации, с преодолением препятствий, метанием и ловлей мяча, прыжками и перелезанием. В этом возрасте большее место занимают игры соревновательного характера, такие как пионербол, борьба за мяч, команда быстроногих, перестрелка и др. Ученики в этом возрасте проявляют больший интерес к спортивным играм, поэтому во многие игры можно включать элементы спортивных игр.

В играх детей данного возраста особое место занимают командные игры с мячом и без мяча.

При проведении игр с учащимися VVII классов учитель физической культуры решает следующие задачи: совершенствование и закрепление в игровой обстановке гимнастических и легкоатлетических движений, элементов ходьбы на лыжах, развитие быстроты бега в сочетании с преодолением различных препятствий; совершенствование навыков в метании и ловле большого и малого мяча; в играх сочетаются сила с ловкостью и быстротой; воспитывается чувство товарищества и взаимопомощи, творческая активность и умение правильно оценивать пространственные и временные отношения.

  • Для учащихся VIIIXI классов в образовательном процессе по физическому воспитанию мы применяем спортивные игры с включением элементов подвижных игр; используем для повышения двигательной активности старшеклассников игровые и соревновательные методы обучения. У учащихся VIIIIX классов процессы возбуждения и торможения еще не установились, и очень часто возбуждение превалирует над торможением, поэтому общий эмоциональный тонус в играх очень высок, особенно у мальчиков. Это должен учитывать учитель на уроках физической культуры. Чтобы не допускать перевозбуждения, необходимо вовремя пресекать неправильное поведение отдельных играющих в виде: внушения, штрафа, удаления из игры. Иногда очень возбужденных игроков целесообразно переключать на роль помощников учителя или судьи, можно поручать им самим составлять новые правила и варианты игр и самостоятельно проводить их.

В подвижных играх происходит решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в тесной взаимосвязи и единстве. Только в этом случае игра становится действенным средством физического развития и нравственного воспитания учащихся.

Но только на трех уроках в неделю физической культуры нельзя решить проблему физического воспитания, получить физическую нагрузку, необходимую для полноценного развития растущего оргазма. Урок физической культуры, хотя и является основной формой занятий, физическими упражнениями обеспечивает 13 – 15% недельной двигательной активности учеников. Примерная норма двигательной активности учеников 5 – 8 классов составляет 10 – 12 часов в неделю. И только организация полноценной внеклассной работы по физической культуре поможет решить эту проблему.

Внеклассная работа по физической культуре позволяет учителю не только привить интерес к физической культуре и спорту, реализовать скрытые возможности каждого ученика, развить необходимые физические качества, но и призвана формировать культуру сохранения и укрепления здоровья средствами физических упражнений, культуру поведения в коллективе, команде.

Дети, увлекающиеся спортом, вырабатывают чувство уверенности в себе, воспитывают волевые качества, успешно учатся в школе.

Внеурочные формы занятий школьников составляют особое содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания и в то же время имеют свои специфические особенности.

Такими задачами являются:

  1. Осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы.

  2. Привить интерес к физической культуре и спорту.

  3. Побудить учащихся к активным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

  4. Реализовать скрытые возможности каждого ученика и развить необходимые физические качества.

  5. Достижение спортивных результатов учащимися на основе Единой спортивной классификации.

  6. Привлечь к физическому воспитанию учащихся педагогический коллектив, родителей, общественные организации.


Решаются данные задачи в нашей школе путем организации объединения дополнительного образования «Крепыш», проведения спортивных мероприятий в рамках Дней Здоровья («Веселые старты на воде», «Зимние забавы»), месячников Здоровья и спорта (посещение боулинга, аквапарка, тренажерного зала, спортивные соревнования), школьных спортивных конкурсов (конкурс спортивных танцев) и соревнований (волейбол, настольный теннис, шашечный турнир). Учащиеся школы принимают активное участие в спортивных мероприятиях района и занимают призовые места как в личном, так и командном зачете.

Поиск наиболее эффективных путей формирования здорового образа жизни школьников является ведущей задачей современной школы. Следовательно, одним из основных направлений в развитии науки о физическом воспитании детей признано физическое воспитание, направленное на оздоровление учащихся, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни и всестороннему развитию личности на основе овладения учащимися личной физической культуры. Реализация данной цели связана с решением ряда задач: укрепление здоровья школьников посредством развития физических способностей и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга и т.д. Таким образом, привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом является одним из главных факторов формирования здорового образа жизни подрастающего поколения.


Свежие документы:  Статья «Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках математики»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: