Проектная деятельность как продуктивное средство развития двигательной одаренности


«Проектная деятельность как продуктивное средство развития двигательной одаренности»

Учитель физической культуры

ВКК

МОУ СОШ №16 с УИОП

БуринаГ.Я.
Комсомольск-на Амуре


В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности :умственная ,социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей Моторной организации человека и его психических способностей, которые Могут быть врожденными так и приобретенными в процессе деятельности.Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических ,морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности. Для выявления двигательной одаренности используется различные диагностики двигательной активности (тестирование,антропометрия,функциональная диагностика) и длительная идентификация во времени и разных ситуациях.Проявления одаренности включает любые модели поведения в которых проявляется взаимодействия трех основных групп черт-способностей выше среднего уровня, высокой степени увлеченности задачей и высокого уровня креативности . Человек у которого проявляется совокупность этих свойств нуждается в дополнительных возможностях и образовательных услугах, которые обычно не предусматриваются традиционной программой обучения. Соответственно задача учителя состоит в том чтобы создать такую ситуацию которая максимально нагружала бы ведущую способность данного ребенка –в данном случае его спортивную активность в соответствии с дидактической парадигмой или создать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия творческого потенциала,на удовлетворение потребностей данного учащегося.

В своей работе мы используем следующие признаки одаренности для диагностики- быстрое освоение деятельности и ее выполнение, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах ,наблюдение. При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем,что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты,как условие и средство формирования самооценки ,Я-концепции, самоактуализации.Мы стараемся включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими ,поскольку конкуренция идаже опыт поражения дает хорошие результаты. Источник склонности к соревновательности у одаренных детей, следует искать в превышающих средние возможности ребенка к высоко дифференцированной оценке. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований. В урочной работе используем форму селективной дифференциации, опережающее обучение и привлекаем детей к внеурочным занятиям в спортивных кружках и секциях где с ними будет проводиться индивидуально-ориентированная работа.Для старшего возраста (16-17 лет)ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника.При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. В 10-11 классе по разделу спортивная гимнастика, оздоровительно-рекреационная деятельность одаренные дети создают индивидуальные проекты тренировочных или концертных программ соответственно уровню и виду своей одаренности, привлекаются к участию в соревнованиях и конкурсах, участвуют в работе научно-исследовательских конференциях учащихся в школе, предметных олимпиадах различного уровня. В процессе обучения использую проектную технологию в разделе физкультурная деятельность с оздоровительно-корригирующей направленностью, по теме шейпинг, для разработки проекта индивидуальной тренировочной программы. После прохождения 2-х летней программы обучения по теме, когда учащиеся в полном объеме получат теоретические и практические знания по теме, в которую входят материалы и по здоровому образу жизни, по программе рационального питания, по принципам составления тренировочных программ, научатся основам индивидуального тестирования и тогда они осознанно подойдут к выбору средств для решения своих проблем. Весь арсенал разнообразных физических упражнений полученный на занятиях с 10 по 11класс пригодится им для работы над проектом.

Свежие документы:  Спецификация Итоговой работы для 7 класса по музыке

Разумеется, реализация проектной деятельности требует много знаний сверх программы, поэтому дополнительные знания по проекту учащиеся могут получить посещая занятия в группе спортивной аэробики, рассчитанному на период обучения в 10-11классах.

Создать личную мотивацию для работы над проектом также помогает проведение индивидуального тестирования объемов фигуры в течение 2-х лет, повышенного внимания к своей внешности у девушек старших классов и желания измениться в лучшую сторону. Одаренность при разработке проектов проявляется и в неординарном подборе упражнений, многие из которых дети изобретают сами, используя базовые упражнения, изученные ранее , и в оформлении проектов.

Обобщая все выше сказанное можно сказать, что подбирая или разрабатывая образовательную технологию в работе с классом мы ориентируемся на специфику контингента обучающихся –повышенная готовность к обучению(легко осваивают упражнения повышенной трудности), наличие одаренности к определенному виду спорта (футбол,волейбол) ,определяем какие цели и задачи являются приоритетными:обучающие,развивающие,обучающее-развивающее,развитие уже явно выраженных способностей или напротив недостаточно выраженных .Определить принципы обучения(дифференциация, предельной трудности,сочетание индивидуальных и групповых форм обучения),определить методы обучения (игровые,соревновательные,обучающие,развивающие)и конечно учитывать тип образовательного учреждения.


Литература:

Андреев Н.И. Учебный курс для творческого саморазвития.Казань.Центр инновационных технологий.2000

Бальсевич В.К.Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей,подростков,молодежи//Теория и практика физической культуры.2002 №3.-с.35

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.М.,Воронеж,1997

Панов В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие//Педагогика.2001.№4 с.30-44

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: