Физика в нашем доме (программа элективного курса по физике для 9 класса)


Краснодарский край Кавказский район город Кропоткин


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район












ПРОГРАММА

элективного курса


Физика в нашем доме

по курсу физики

для учащихся 9 классов







Разработала: учитель физики

высшей категории

Игнатова Евгения Савельевна





Всего часов: 17 часов







Кропоткин

2012









Пояснительная записка.


Актуальность курса заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин. Каждому учителю физики необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они встречаются ежедневно. Тематическая направленность курса способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии.

Элективный курс «Физика в нашем доме» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. В нем раскрываются пути осуществления межпредметных связей физики с технологией, алгеброй и геометрией, химией, биологией. Занятия элективного курса углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроках, повышают их интерес к предмету. Курс рассчитан на 17 часов.

Цель курса – создание условий для формирования и развития у школьников:

— интереса к изучению предмета физики;

— умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;

— творческих способностей;

— коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Основная задача курса – не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и научить применять полученные знания на практике.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

— выдвигать гипотезы;

— решать задачи практической направленности;

— отбирать необходимые для эксперимента приборы;

— интерпретировать результаты эксперимента;

— делать выводы.

Перечисленные умения формируются на основе знаний принципов работы различных приборов для домашних измерений, законов механики твердых тел, жидкостей и газов, свойств электрического тока, тепловых, звуковых и оптических явлений.

В программе предусмотрена самостоятельная работа учащихся по физическому эксперименту, как наиболее интересная для них форма работы. При этом учащиеся ставятся в условия исследователей, отыскивающих закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении.



















Содержание программы.


Раздел 1. Измерительные приборы – 1ч


Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений.

Демонстрации и опыты: точные приборы для измерения (микрометр, электронный секундомер и весы).


Раздел 2. Законы механики – 3ч


Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц). Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.

Демострации и опыты: демонстрация условий равновесия рычага, устойчивого равновесия тела, имеющего площадь опоры; демонстрация зависимости величины давления от силы давления и площади опоры.


Раздел 3. Механика жидкостей и газов – 2ч

Свежие документы:  Обобщающий урок по теме «Определенный интеграл» для 11 класса


Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода). Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).

Демонстрации и опыты: условия равновесия однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах; действие фонтана, поднятие воды за поршнем, зависимость давления от скорости течения жидкости.


Раздел 4. Теплота – 2ч


Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.

Демонстрации и опыты: опыты по конвекции, показ различной теплопроводности разных материалов, нагревание металлической трубки трением, понижение температуры при испарении, расширение тел при нагревании.


Раздел 5. Свойства электрического тока – 3ч


Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов. Механическое действие тока. Магнитное действие тока. Основы радиопередачи и радиоприема.

Демонстрации и опыты: нагревание проводника электрическим током, движение проводника с током в магнитном поле, работа электромагнита и электромотора, действие генератора УКВ.


Раздел 6. Звуковые явления – 3ч


Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов). Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»). Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов).

Демонстрации и опыты: колебания звучащего тела, резонанс камертонов, отражение звуковых волн, звукопроводность твердых тел и жидкостей.


Раздел 7. Оптика — 2ч


Отражение света от плоских зеркал. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах.

Демонстрации и опыты: модель строения глаза, получение изображения в линзах и зеркалах, ход лучей в поворотной и оборотной призмах.


Итоговое занятие — 1ч


Литература для учителя:


1. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 7 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000

2. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 8 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000

3. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 9 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000

4. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990

5. Луцевич А.А., Равков А.В., Козел Р.Н. Решение задач по механике и молекулярной физике. Книга для учителя- МН.: «Народная асвета», 1989

6. Кабардин О.Ф. Физика. 9 класс: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы.- М.: Дрофа, 2008



Литература для ученика:


1. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физические тела. — М.: «Наука», 1978

Свежие документы:  Тестовое задание по Обществознанию "Конституция РФ" для 7-9 классов

2. Коган Б.Ю. Сто задач по физике: учебное руководство. — М.: «Наука», 1986

3. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике: учебное пособие. — М.: «Высшая школа», 1990

4. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. — М.: «Просвещение», 1993




Поурочно-тематическое планирование учебного материала

9 класс, 17 часов, 1 час в неделю.


п/п

Название раздела (темы)

Количество часов


Раздел 1. Измерительные приборы

1

1

Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений.

1


Раздел 2. Законы механики

3

2

Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов.


1

3

Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц).


1

4

Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.


1


Раздел 3. Механика жидкостей и газов

2

5

Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода).


1

6

Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).


1


Раздел 4. Теплота

27

7

Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения.


1

8

Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.

1


Раздел 5. Свойства электрического тока

3

9

Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов.


1

10

Механическое действие тока. Магнитное действие тока.

1

11

Основы радиопередачи и радиоприема.

1


Раздел 6. Звуковые явления

3

12

Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов).


1

13

Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»).


1

14

Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов).


1


Раздел 7. Оптика

2

15

Отражение света от плоских зеркал.

1

16

Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах.


1

17

Итоговое занятие

1



Методические рекомендации


1. Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений.

История создания метрической системы мер. Бытовые приборы: линейка, рулетка, циркуль, портновский сантиметр, весы, мерные стаканы, часы, счетчик электрической энергии.


2. Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов.

Утверждение Архимеда о возможности передвижения любого груза с помощью рычага.

Наклонная плоскость, ворот, тиски, кусачки, пассатижи, швейная машина с ручным приводом.

3. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц).

Бытовые приборы: ложки, вилки, ножи, хлеборезка, соковыжималка, ножницы. Решение задач.


4. Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.

Бытовые приборы: вазы, фужеры, тарелки, настольные лампы, торшеры, лестницы. Решение задач.


5. Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода).

История флорентийских насосов. История постройки римского водопровода. Водопровод (действующая модель), фонтаны — увлажнители воздуха. Бытовые приборы: чайники, кофейники, кружка — непроливайка.

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Выборы космонавта"


6. Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).

Объяснение работы бытовых приборов: пипетки, авторучки, насос, опрыскиватель. Решение задач. Демонстрация зависимости давления от скорости течения жидкости. Пульверизатор. Смена воды в аквариуме.


7. Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения.

История открытия термометра. Термометры (медицинский, для измерения температуры воды и воздуха). Пламя спички, спиртовки. Водяное отопление (действующая модель). Сковородки, утюги, кастрюли с металлическими и деревянными ручками. Стакан чая с опущенной в него ложкой. Термос. Шерстяная шапка, меховые варежки. Теплозащитные свойства тканей.


8. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.

Объяснение работы бытовых приборов: газовая плита и холодильник. Влажно-тепловая обработка одежды. Тепловая обработка продуктов. Приготовление горячих блюд. Стерилизация продуктов, консервирование. Лужение и пайка проводов. Решение задач.


9. Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов.

От лучины до лампы дневного света. Устройство и действие электролампы, электроплиты, паяльника, утюга, электрического чайника, камина. Решение задач.


10. Механическое действие тока. Магнитное действие тока.

Объяснение работы бытовых приборов: пылесоса, полотера, электробритвы, электродрели, швейной машины, телефона. Решение задач.


11. Основы радиопередачи и радиоприема.

Объяснение работы телефона, радиоприемника, телевизора. Диапазоны электромагнитных волн.


12. Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов).

Из истории музыкальных инструментов. Звуковые характеристики. Решение задач.


13. Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»).

Бытовые приборы: музыкальные инструменты (скрипка, гитара, пианино). Решение задач.


14. Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов).

Макет меблированной комнаты. Звукоизоляционные материалы. Звукопроводность твердых тел и жидкостей.


15. Отражение света от плоских зеркал.

Различные взгляды на природу света. Виды зеркал: плоское, вогнутое и выпуклое. Характеристики. Свойства изображений в различных зеркалах. Применение. Решение задач.


16. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах.

Очки (для близорукого и дальнозоркого глаза), бинокль, фотоаппарат, увеличитель, киноаппарат. Системы линз и зеркал.


17. Итоговое занятие.


Список использованной литературы:


  1. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. М., «Просвещение», 1977

  2. Дик Ю.И., Турышев И.К., Лукьянов Ю.И. Межпредметные связи курса физики в средней школе. — М.: «Просвещение», 1987

  3. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. — М.: «Педагогика», 1981

  4. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе/ Под ред. А.Т. Глазунова, В.А. Фабриканта. — М.: «Просвещение», 1985

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: