Педагогический проект на тему: «Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения физике»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 22 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области






Педагогический проект на тему:

«Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения физике».







Выполнила Антипова Наталья Юрьевна

Учитель физики ГБОУ СОШ № 22










2008-2009 учебный год



Введение

В одобренной правительством РФ Концепции модернизации российского образования перед системой образования поставлены новые приоритеты. Выдвигается задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в информационным обществе. Эти задачи решаются в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование». Качество знаний и умений ученика определяет на многие годы его возможности в сфере материальной и духовной культуры, его успешную социализацию. Поэтому в повышении качества образования заинтересованы государство, педагоги, ученики, родители, общество в целом.

Сегодня развитие науки и техники происходит все убыстряющимися темпами. Та информация, которую мы в состоянии передать учащимся на уроках, составляет лишь малую долю всего содержания и только малую часть той информации, которая им потребуется в течение их жизни. Понятно, что ребёнку усвоить в полном объёме всё многообразие школьного материала крайне затруднительно, поэтому важно научить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению проблем. Учебный предмет «физика» открывает для этого много возможностей. Это современные подходы к отбору содержания учебного материала, методов обучения, разнообразных форм организации познавательной деятельности, формирование познавательного интереса учащихся. Но, к сожалению, используя всё это, мы не всегда получаем те результаты, которых ожидаем. Результаты проведенных в последние годы исследований, независимая экспертиза позволяют сделать неутешительные выводы о наметившейся тенденции к некоторому снижению качества обучения, несоответствия его современным требованиям. Успешно решить непростую задачу повышения качества обучения, его совершенствования можно только опираясь на науку, на дидактические разработки наиболее эффективного построения процесса обучения, основанного на анализе педагогической деятельности, рассматриваемой в ее динамике, в реальном практическом осуществлении.

Ускоренный характер развития человеческого познания привел к середине XX столетия к критической точке информационного развития человеческого общества. Информационный взрыв предопределяет общемировую информатизацию общества, превращая его в глобальный социальный процесс. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Человек должен уметь осваивать новые знания в любых формах и видах, должен научиться технологии познавательной информационной деятельности. Исходя из данных особенностей современного социума, главным ускорителем и средством модернизации системы образования становится информатизация образования: внедрения, интеграции информационно – коммуникационных технологий в существующие технологии обучения.

Таким образом, достижение учеником нового качества образования в условиях информационного общества невозможно без использования информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность: Современному выпускнику необходимо  интегрироваться в социальную среду. Формирование его компетентностей, происходящее в процессе обучения, включает новые требования в условиях  информационного общества. Наряду с учебно-организационными, интеллектуальными умениями и навыками, необходимо развивать у него учебно-информационные умения и навыки, которые включают в себя умение пользоваться каталогом и компьютерным источником информации, справочной компьютерной литературой, компьютерными коммуникационными системами.

Цель проекта: разработка модели обучающей среды с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Обучающая среда, разработанная с применением образовательных информационных технологий, позволит создать систему обучения физике, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания по физике, повысит мотивацию учащихся к изучению этой дисциплины.

Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:

1. Развитие личности обучающегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации.

2. Интенсификация образовательного процесса: повышение эффективности и качества образовательного процесса; активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ; углубление межпредметных связей за счет использования ИКТ; реализация идей открытого образования на основе использования сетевых технологий.

Ресурсы проекта: наличие кабинета, оборудованного компьютером, проектором, интерактивной доской, системой оперативного контроля знаний, компьютерная измерительная лаборатория, доступ в Интернет.

Участники проекта: учитель, учащиеся, родители.


Ожидаемый результат.

Модель дает для участников проекта:

Учителю — возможность спроектировать обучающую среду; возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда.

Свежие документы:  Рабочая программа по физике в 11 профильном физико-математическом классе

Учащимся — доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества.

Родителям — возможность участвовать в процессе обучения, начиная от контроля уровня успеваемости, заканчивая участием в совместных проектах.

Сроки исполнения проекта:

1этап — 2008-2009 год

Разработать модель применения компьютера, интерактивной доски как универсального технического средства. Проведение уроков — презентаций по отдельным темам.

2этап — 2010-2011 год

Разработать модель использования компьютерных моделей на уроке, работы с компьютерной лабораторией.

Системное использование цифровых образовательных ресурсов.

3этап — 2012-2013год

Создание сайта, где будет представлена  информация о процессе обучения.

Разработать модель использования Интернет-ресурсов: выполнение виртуальных исследований по изучению физического явления, создание проектов. Применение телекоммуникации на уроке. Организация дистанционного обучения


Основное содержание проекта.

1.Применение компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения:

компьютерные демонстрации;

лабораторно – компьютерный практикум;

компьютерное тестирование;

мультимедийные презентации;

видеофильмы.

Традиционные аудиовизуальные средства обучения заменены компьютером экраном и мультимедийным проектором. Современное программное обеспечение позволяет продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, тексты (формулировки законов, формулы и т.д.), видеозаписи, анимации, физические модели. Учитель сам может скомплектовать из объектов электронного ресурса презентацию, которая будет демонстрироваться по ходу урока. В зависимости от типа урока информационное содержание слайдов будет меняться.

Например, на уроке изучения нового материала целесообразно продемонстрировать видеозапись опыта (в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками и в том случае, если опыт невозможен), затем продемонстрировать анимацию или компьютерную модель процесса (позволяет рассмотреть особенности явления, неоднократно повторять процесс, усложнять его). На этапе закрепления новых знаний можно провести игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме — следует ответ учащегося — возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично можно повторить основные этапы урока, демонстрируя отдельные информационные слайды.

Подобные уроки позволяют отказаться учителю сделать урок ярче, поддержать интерес учащихся к предмету.


Промежуточные результаты сегодня — это:

1. Использование компьютера, проектора и интерактивной доски.

2. Использование презентаций к урокам.

3. Тестирование учащихся.

4. Создание сайта, где представлена  информация о процессе обучения.

5. Работа с компьютерной лабораторией.

6. Создан каталог презентаций кабинета физики:


  1. Виды теплообмена.

  2. Силы трения.

  3. Давление твёрдых тел.

  4. Тепловые явления.

  5. Плавание судов. Воздухоплавание.

  6. Легенда об Архимеде.

  7. Закон Архимеда.

  8. Атмосферное давление.

  9. Закон Паскаля.

  10. Рычаг.

  11. Выталкивающая сила.

  12. Закон Архимеда.

  13. Давление жидкостей и газов.

  14. Атмосферное давление.

  15. Давление и закон Паскаля.


2. Использование компьютерных моделей на уроках физики.

Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.

Можно выделить следующие виды заданий для учащихся к компьютерным моделям:

компьютерные эксперименты;

экспериментальные задачи (то есть задачи, для решения которых необходимо продумать и поставить соответствующий компьютерный эксперимент);

расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой (учащимся предлагается 2 — 3 задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ, поставив компьютерный эксперимент);

задачи с недостающими данными (при решении таких задач учащийся должен разобраться, какого именно параметра не хватает для решения задачи и самостоятельно выбрать его величину);

творческие задания (в рамках данного задания учащемуся предлагается составить одну или несколько задач, самостоятельно решить их, а затем, используя компьютерную модель, проверить правильность полученных результатов);

исследовательские задания (задание, в ходе выполнения которого ученикам необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности.).


Промежуточные результаты сегодня — это:

1. Создана база компьютерных моделей по определенным темам.

2. Модели используются на уроках.

 

3. Использование компьютерной измерительной лаборатории.

Лаборатория служит для проведения демонстрационного и ученического эксперимента. Такой комплекс L-микро состоит из компьютерного измерительного блока, системы датчиков и дополнительного оборудования. Компьютер выступает в качестве универсального измерительного прибора. Информация может подаваться на компьютер с двух датчиков одновременно, она автоматически обрабатывается и результат демонстрируется на экране в виде цифровой информации или уже готового графика. Компьютерная измерительная лаборатория позволяет на современном уровне организовать исследовательскую деятельность учащихся.

 

4. Цифровые образовательные ресурсы

Готовые программные продукты позволяют существенно сократить время на подготовку к уроку. Они содержат хорошего качества наглядно-иллюстративный материал к учебникам, справочную информацию, дополнительный материал, расширяющий кругозор учащихся или более углубленный материал.

Можно использовать программные продукты, которые содержат интерактивные практические работы, действующие модели, таблицы, рисунки, графики. Они позволяют наглядно объяснить явления, процессы, а также продемонстрировать опыты.

На уроках активно используются электронно-образовательные ресурсы «Отрытая физика 2.6», «Физика, 7-11 классы» Физикон, «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «Электронные уроки и тесты «Физика в школе», «Виртуальная физическая лаборатория», «1С:Репетитор. Физика+Варианты ЕГЭ» и другие. Ресурсы программ используются на этапе подготовки и проведения уроков физики, а также для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Мультимедийные комплексы содержат электронные учебники, видеофрагменты, интерактивные модели, лабораторные работы, упражнения, задачи и тесты, позволяют включать их содержание в любой этап урока: в объяснение нового материала, в этапы актуализации знаний, в постановку исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой.

Данные программы также предназначены для уроков практикумов, которые применяются для решения задач с последующей проверкой на компьютерной модели, что стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.

Интерактивные лабораторные работы позволяют в полном объеме выполнить практическую часть учебной программы, особенно в тех случаях, когда опыт нельзя провести по объективным причинам в лабораторных условиях.

 

5 Использование Интернет — ресурсов

Большие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий:

Интернет — учебная, справочная информация;

Интернет – ЕГЭ;

Интернет — практикумы, уроки;

Интернет — профильная подготовка;

Интернет — олимпиады, конкурсы.

Для организации первоначального знакомства учащихся с ресурсами Интернета учитель может предложить список разных электронных адресов с составленной специально для учащихся краткой аннотацией.

Такой список находится на специальном стенде в кабинете.

Интернет-ресурсы которые применяются часто:

«Информационно-образовательный портал РБ» https://www.oprb.ru/

Российский общеобразовательный портал https://www.school.edu.ru/

«Физика Ru» https://www.fizika.ru/

Активная физика: программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики. https://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/

Лабораторные работы по физике. https://phdep.ifmo.ru/labor/common/

Анимации физических процессов. https://physics.nad.ru/

Разработки фирмы «Физикон».  https://www.scph.mipt.ru/

Компьютерные лаборатории L-микро https://www.krev.com

Физика в Открытом колледже http://www.physics.ru

Мир физики: физический эксперимент http://demo.home.nov.ru

Физика вокруг нас http://physics03.narod.ru

Единая коллекция ЦОР https://www.edu.ru

ООО «Физикон» https://www.physicon.ru/.

Федеральная коллекция ЦОР http://www.edu.of.ruiesdefault.asp

Официальный информационный портал ЕГЭ. (https://www.ege.edu.ru/)

ФИПИ (https://www.fipi.ru/)

Собственный сайт https://antipova-n-u.narod2.ru

Материалы сайтов используются при подготовке к урокам, для контроля ЗУН, для подготовки учащихся к олимпиадам и ЕГЭ, дистанционного обучения, для исследовательской работы.


Промежуточные результаты сегодня:

1. Использование ресурсов при подготовке к уроку.

2. Поиск информации по разделам курса.

3. Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам.


6 Проектная деятельность учащихся.

Продуктом проектной деятельности является доклад, плакат, модель, рисунок, информация, презентация.

Проектная деятельность воспитывает и развивает: самостоятельность в проявлениях (в паре, группе, индивидуально); умение выслушать других; умение высказать свое мнение; коммуникативность и заинтересованность в достижении цели; умение научиться понимать и выражать себя.

Мотивация к изучению физики у учащихся повышается и при подготовке домашних проектов. Используя различные цифровые среды, редакторы и ресурсы, приложения MS Office ребята готовят сообщения, доклады, дополнения к материалу урока. Учитель ставит пред учениками конкретную задачу, а технологию выполнения этого задания ученики выбирают сами, учитель же оцениваю конечный результат. Важно чтобы используемый материал (схемы, диаграммы, текстовая информация, анимации, видео, иллюстративный графический материал) был логически выдержан и нес конкретную необходимую информацию.


Промежуточные результаты сегодня:

участие в конкурсах, создание презентаций к урокам.

7. Использование компьютера во внеклассной работе

В школе организована исследовательская деятельность учащихся в научном обществе учащихся (НОУ). Секции НОУ сформированы при всех предметных секций трех основных направлений школы:

физико-математическое направление (физика, математика, программирование);

гуманитарное направление (лингвистика, литературное краеведе­ние, историческое краеведение);

естественнонаучное направление (геогра­фия, химия, экология).


Промежуточные результаты сегодня:

участие в школьном научном обществе учащихся (НОУ) в научно-исследовательских проектах;

ежегодное участие в окружной научной конференции школьников,

участие в городской молодежной научно-практической конференции «Научный потенциал города – XXI веку».


8. Дистанционное обучение

Современные технологии позволяют организовать дистанционную форму обучения. Дистанционное обучение — это обучение, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение дает возможность ученику самому получать требуемые знания.

От традиционных форм обучения дистанционное обучение отличают следующие характерные черты:

-появляется возможность заниматься в удобное для себя время, в подходящем темпе и месте. При этом продолжительность освоения курса может варьироваться;

-обучаемый может осваивать данный курс одновременно с основным обучением или главной профессиональной деятельностью;

-возможность формирования индивидуального учебного плана из набора отдельных курсов;

-учащийся может одновременно обращаться к самым различным источникам информации (библиотекам и базам данных, электронным и обычным пособиям). С помощью Интернета возможно общение, как с преподавателем, так и с другим обучаемым.

Применение новейших информационных технологий способствует продвижению и адаптации человека в современном информационном обществе.

Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых учебных материалов и мастерства педагогов. При организации дистанционного обучения следует обратить внимание на следующие моменты:

-в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность ученика;

-необходимо, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации, умел работать с этой информацией, используя различные способы познавательной деятельности, обладал необходимыми приемами работы с компьютером и в сети Интернет;

-организация самостоятельной деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, соответствующих данной форме обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика. Наиболее удачны в этом отношении обучение в малых группах, метод проектов, исследовательские, проблемные методы.


Промежуточные результаты сегодня:

— на сегодняшний день действует сайт  https://antipova-n-u.narod2.ru, на котором будет в дальнейшем располагаться вся информация по этому проекту;

— проведение дистанционных олимпиад по физике;

— использование электронной переписки (e-mail) для консультаций и научных проектов учащихся, тестирование и самостоятельная подготовка к ЕГЭ и олимпиадам;

— размещение материалов для подготовки к урокам, олимпиадам, научным проектам на страницах сайта.

Вывод.

Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее — за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня можно решать множество дидактических, организационных и методических проблем.

Модель учебного процесса, в которой используются возможности новых информационных технологий, позволяет эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу преподавателя и учащегося, а также интегрировать различные формы и стратегии освоения знаний по предмету, направленные на развитие самостоятельной познавательной учебной деятельности.

Работа по изучению возможностей использования информационно – коммуникационных технологий в процессе преподавания физики как условие достижения нового качества образования осуществляется мной шестой год. Анализ результатов учебной деятельности учащихся за этот период позволяет сделать вывод о действительном повышении эффективности учебно-воспитательного процесса и возможности создания на основе информационно – коммуникационных технологий единой целостной обучающей системы.

Первые результаты данного опыта работы были обобщены на уровне школы. Работа в этом направлении будет продолжена.









Использованная литература:


  1. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования

познавательных интересов учащихся. — М., 1988 г.

  1. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. – М., 1982.

  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В двух т. – М., 1989.

  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

6) Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1990.

7) Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Идеи деятельностного подхода. – М.,

1996.

8) Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Основы программируемого обучения. – М., 1980.

9) Шамова Т. И. Активизация учения школьников. – М., 1976.

10) Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 1972.

11) Губернаторова Л.И., Потехин К.А. Новые информационные

технологии в процессе преподавания физики. – «Собор»,2005.

12) Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000

16


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: