Конспект урока для 7 класса «Давление твёрдого тела на опору»


Урок по физике «Давление твёрдого тела на опору», 7 класс.

Методические журналы публикуют достаточно разработок уроков, проводимых лучшими учителями на конкурсах. Такие уроки являются не просто вершиной творчества практиков, но и показывают их изобретательские способности. Если приложить модное словечко, то можно говорить о личностно-ориентированном подходе в методике, когда содержание и идея урока проходят через сердце учителя. Всегда выигрывает тот, чьи уроки не копии параграфов учебника, а педагогическая технология думающего мастера. В этом состоит технологическая карта урока, навыки ремесленничества педагога. Но изобретение урока, построение и реализация его оригинальной модели – процесс творческий, требующий не только большого опыта работы, а огромного запаса духовной и эмоциональной энергии {2}.

Прекрасно, если учитель выбрал какое-то глобальное направление на год или на весь курс 7-9 классов: физика и живая природа; экология; космическое путешествие; физика в быту; физика человека, участие в методическом исследовании или эксперименте и др. В этом случае конструкция уроков формируется с учётом конкретной тематики. Особенно это касается домашних заданий и внеклассных мероприятий по предмету.

Весьма плодотворным для некоторых педагогов оказался приём вовлечения учеников для конструирования уроков. Заранее распределяются темы между детьми и определяется задание — придумать оригинальную форму, экспериментальную и творческую часть урока. Разумеется, что это потребует дополнительного времени на консультации учеников, но выигрыш того стоит.

Привлекая на свои уроки различные приёмы и методы, учитель накапливает личный опыт и уровень педагогического мастерства. Этому способствует умелое ведение картотеки по разделам: модели уроков, приёмы активизации и закрепления, технология контроля знаний, карточки контрольных тематических работ и зачётов на экспериментальной основе, формы домашних заданий, задачи на исследование с применением ЭВМ, эксперименты для уроков и домашних заданий, крылатые выражения и пр.

Безусловно, что каждый урок имеет свои методические особенности, требует неодинакового времени на подготовку, несёт различный эмоциональный заряд, по разному вписывается в психологическую картину конкретного класса.

Необходимо обратить внимание преподавателей на очень важный и, может быть, даже главный момент каждого урока: работа учеников в рабочих тетрадях должна отражать записи на классной доске. Исходя из принципа информационной ёмкости, удобно планировать и размещать материал одного урока на развороте классной доски и, соответственно, на развороте тетради ученика (всё основное, что озвучивается и показывается). Классная доска и тетради учеников заполняются постепенно в течении всего урока. На мой взгляд, полезно приучать детей выстраивать ответ по вопросу так, чтобы в нём была понятна суть самого вопроса. Очень желательно рядом со схемой опыта записывать выводы. В решении задач полезно во всех классах, включая и старшую школу, делать комментарии. На уроках в 7 классе (и не только) можно делать заготовки домашней работы на том же развороте, где и классная работа. В целом, это даёт возможность наглядно анализировать учителю и родителям работу ученика. С такими тетрадями легко организовать повторение на протяжении всего учебного года и начало следующего. Все эти идеи опираются на рекомендации психологов: память хранит информацию, преобразованную в образы; деловое участие в обучении становится личностно значимым.

Свежие документы:  Конспект урока по Физике "Модуль вектора магнитной индукции. Модуль силы Ампера" 9 класс

Вниманию читателей предлагается конструкция урока по физике «Давление твёрдого тела на опору» в 7 классе. Тема урока заявлена как загадка перестановки букв (лев+неида). В игровой форме (готовили подарок Василисе Премудрой или Прекрасной в виде цветка ромашки) провели повторение – актуализацию знаний, необходимых к уроку. В формате беседы по фактам, известным детям, (к примеру о роли лыж ) вводим новое понятие давление. Возвращаемся к зашифрованной теме урока Затем проводим эксперименты с погружением тела в песок и делаем выводы, что результат действия твёрдого тела на опору зависит от величины силы и от площади опоры. Вводим формулу и записываем её по центру цветка- ромашки. Для удобства запоминания рисуем знакомый детям из предыдущих уроков треугольник и совместными усилиями строим три формулы для расчётов. Работаем с учебником и выписываем единицу давления Паскаль. В беседе выясняем, что в практике используется и более крупная единица давления атмосфера. Проводим устный разбор примера на расчёт давления в параграфе учебника. Полезно в устном формате найти похожую задачу в упражнении к параграфу. Убеждаемся на анализе других примеров в этом упражнении, что для их решения необходимо под руками иметь формулы вычислений площади прямоугольника, круга и способ расчёта площади тел неправильной формы (подошвы ботинка). В этом месте урока можно сделать весёлую паузу-загадку: «…мне ответ серьёзный дайте, кто сейчас сказать готов, почему следы в асфальте лишь от женских каблуков?». Возвращаемся к работе и учимся строить ответы по вопросам так, чтобы была ясна суть самого вопроса. Решаем расчётную задачу на три действия с комментариями ( наименьшее давление кирпича на опору). Проводим опыт «уменьшение давления бруска на уклоне», и показываем на примере разложение вектора силы тяжести по правилу параллелограмма. Полезно обсудить известные ученикам факты и записать примеры перегрузок т.е. значительное увеличение веса и давления. На правой стороне разворота ученических тетрадей записываем «Домашняя работа» и делаем заготовки-полуфабрикаты домашних заданий. Разъясняем, что делать по образцу, а что со звёздочкой — по желанию поработать с добавочной литературой или в интернете. Для самых ленивых «затравка» – разрисовать страницу. Вот таким образом презентацию урока делают дети и преподаватель вместе, не отходя от своих «рабочих станков», а это и есть главное в нашей деятельности – познавать в труде! {1}.

Разумеется, что предложенная конструкция урока показывают только направление учебно – методической – изобретательской деятельности. К примеру, вместо цветка – ромашки можно загрузить повторением несколько вагончиков, а на паровозике дать формулу давления; можно высадить десант физических величин на «базу» и построить формулу давления, и многое другое — прочее по фантазии и профессионализму совместной работы с детьми. Можно выстроить с десяток разных моделей одного урока и можно каждый урок раздела сделать оригинальным по форме и конструкции, подбирая различные приёмы (из своей картотеки) на всех этапах урока, включая домашнюю работу. В качестве совета можно сказать, что пресловутые ЗУНы и цели урока всегда легче сочинить по готовой модели урока, а не наоборот. Ценность в том, чтобы видеть в построенных моделях, отражённых в тетрадях и на классной доске, главные элементы урока: использование оборудования кабинета, актуализация опорных знаний и жизненного опыта детей, мотивация обучения, подведение итогов в соответствии с поставленными задачами в начале урока, работа с учебником, доступность дифференцированных заданий, создание условий для творческой индивидуальности личности и пр.

Свежие документы:  Магнитное поле, его свойства



. ****************************************************************************************************************************************************************************************************************

********************************************************************************************************************************************************************************************************************************



Литвиненко Леонид Иванович, учитель – методист, Симферополь.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. ФГОС среднего общего образования,

Москва, 2012 г.

  1. Уроки физики в современной школе.

Сборник под редакцией В.П. Разумовского,

Москва, «Просвещение», 1993 г.











скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: