Конспект урока для 7 класса «Плавание тел»


Технологическая карта урока (18.03.2015г.)



Предмет Физика

Класс 7 класс

Автор УМК: А.В.Перышкин Физика 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений

Тема урока Плавание тел

Тип урока Изучение нового материала

Цель урока: рассмотреть физические основы плавания тел

Формируемые компетенции:

Предметные:     выяснить условия плавания тел, докладывать о результатах своего исследования, применять полученные знания для

решения практических задач из повседневной жизни

Метапредметные: овладение навыками самостоятельной работы, формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами

Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению, умения преодолевать посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности; соблюдать технику безопасности

Оборудование: 1. Компьютер, проектор, презентация,

2. для каждого обучающегося таблица для записи выводов

  1. на каждом столе: инструкция по выполнению опытов, таблица для записи результатов наблюдения

1) сосуд с водой, гвоздь,пробка

2) 1 пара: сосуд с водой, пробка, полиэтилен, пенопласт

2 пара: сосуд с водой, гвоздь железный, проволока медная, проволока алюминиевая

3 пара: сосуд с водой, бутылочка с водой, пробирка с песком

3) сосуд с водой, пипетка, масло подсолнечное

3. для каждого обучающегося «термометр настроения»




Структура урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Включаются в деловой ритм урока.


1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация повторения по теме «Архимедова сила»

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы, решают текстовые задачи

4

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

3

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Проведение опытов и наблюдение

Организация и контроль за процессом проведения опытов

Работают в парах над поставленными задачами.

20

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

4

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся дают оценку своей работы на уроке.

3

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

3






Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап


Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Покажите мне с каким настроением вы пришли на урок.

Учащиеся слушают учителя


На «термометре настроения» показывают свое настроение

2. Актуализация знаний


На предыдущих уроках мы познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в неё.

-Какие силы действуют на тело при погружении его в жидкость или газ?

— Как направлены эти силы?

— От чего зависит архимедова сила? Записать формулу для вычисления архимедовой силы.

— Л.605

— Л.606

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

3. Этап изучение нового материала.


— Как поведет себя тело (камень, кусок пенопласта, лед), если его погрузить в жидкость (например, в воду)?

— Какая тема нашего урока?

Говорит о важности   данной темы, о связи темы с ранее изученным материалом;


— А сможете ли вы дать полный ответ на вопрос: при каких условиях тела плавают? От чего зависит плавание тел?








— Значит целью нашего урока будет ….




— Давайте проверим это опытным путем и сделаем соответствующие выводы

Опыт 1: обучающиеся отпускают в воду тела, с различной массой.














Опыт 2:

Обучающиеся работают в парах, выполняют индивидуальные задания. Заполняют таблицы и делают соответствующие выводы.






















А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Опыт 3. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды,

Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта.

Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла. Опустите пипетку  на глубину 3–4 см в стакан с водой.

Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного  пятна на поверхности воды.

На основе проделанного опыта сделайте вывод.

Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Итак, , жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям плавания тел.




Учащиеся предлагают свои решения.

Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.






Обучающиеся предлагают

1.установить соотношение между Архимедовой силой и силой тяжести при погружении различных тел в жидкость;

2. выяснить зависимость между плотностью жидкости и плотностью вещества, из которого сделано тело

Обучающиеся формулируют цель урока: выяснить условия плавания тел



1. Обучающиеся работают в парах наблюдают поведение тел при погружении их в воду (пробка, гвоздь, бутылочка с водой)

ВЫВОД:

1. если FТ > FА, тело тонет,

Если FТ = FА, тело плавает внутри жидкости,

Если FТ < FА , тело всплывает

— Записывают вывод в таблицу



2. Обучающиеся работают в парах  по индивидуальным заданиям

Наблюдение поведения тела при погружении его в воду.

Пара №1. (тела плавают на поверхности жидкости)

Пара №2. (тела плавают внутри жидкости)

Пара №3. (тела тонут)

ВЫВОД:

Если ρТЕЛА > ρЖИДКОСТИ, то тело тонет.

Если ρТ < ρЖ , то тело всплывает.

Если ρТ =ρЖ, то тело плавает.

— Записывают вывод в таблицу


Обучающиеся проделывают опыт и делают вывод:

Жидкость с меньшей плотностью находиться наверху, а с большей плотностью – внизу.
















Физпауза

5. Физкультминутка

Давайте немного отдохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по — шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.


Этап первичное осмысление и закрепление знаний

— Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.









— А сейчас, ребята, проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

— Выполнение теста и его проверка с помощью слайда.

  1. Пользуясь таблицей плотности, определите, тела из каких металлов будут плавать в ртути, а какие тонуть?

  2. В какой жидкости утонет лёд?

  3. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему?

  4. Кирпич тонет в воде, а полено всплывает. Значит ли это, что на полено действует большая выталкивающая сила?

  5. В какой воде и почему легче плавать?

  6. Учащиеся работают с учебником (стр 123) и выполняют упр. 25 (2)

— каждый самостоятельно выполняет тест по теме «Плавание тел»

— оценивание выполнения теста (самопроверка)

Этап закрепление изученного материала

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?




— А где еще мы встречаемся с плаванием тел?


Крышка для консервирования тонет в воде, а если ее согнуть в виде коробочки, она будет плавать. Почему? Подумайте над этим дома!!!


Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.


— Плавание судов, подводных лодок, рыб, людей

Этап подведение итогов. Домашнее задание.

Итак, вы сегодня мы выяснили условия плавания тел.

Оцените свою работу на уроке.


— Домашнее задание: §50, упр.25 (3)


— Покажите, с каким настроением вы уходите с урока





Учащиеся оценивают свою работу на уроке

Учащиеся записывают домашнее задание,

Демонстрируют свое настроение.(термометр настроения)

























Пара №1.

  • Наблюдение поведения тела при погружении его в воду.

  • Оборудование: сосуд с водой, кусок полиэтилена, парафин

  • Ход выполнения работы:

  • Погрузите тело целиком в воду, отпустите его.

  • Что произошло с телом?

  • Определите с помощью таблицы плотностей плотности тел и плотность жидкости.

  • Сделайте соответствующий вывод о плавании тел в зависимости от плотности тела и плотности жидкости.

Пара №2.

  • Наблюдение поведения тела при погружении его в воду.

  • Оборудование: сосуд с водой, гвоздь, алюминиевая проволока, медная проволока

  • Ход выполнения работы:

  • Погрузите тело целиком в воду, отпустите его.

  • Что произошло с телом?

  • Определите с помощью таблицы плотностей плотности тел и плотность жидкости.

  • Сделайте соответствующий вывод о плавании тел в зависимости от плотности тела и плотности жидкости.

Пара №3.

  • Наблюдение поведения тела при погружении его в воду.

  • Оборудование: сосуд с водой, бутылочка с водой, пробирка с песком

  • Ход выполнения работы:

  • Погрузите тело целиком в воду, отпустите его.

  • Что произошло с телом?

  • Определите с помощью таблицы плотностей плотности тел и плотность жидкости.

  • Сделайте соответствующий вывод о плавании тел в зависимости от плотности тела и плотности жидкости.

Тело

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет, всплывает или плавает внутри жидкости

 Гвоздь стальной

 

 


Проволока медная




Проволока алюминиевая







Тело

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет, всплывает или плавает внутри жидкости

Парафин

 

 


Пробка




Полиэтилен









Тело

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет, плавает или плавает внутри жидкости

Бутылочка с водой

 

 


Пробирка с песком



ВЫВОД:

Тело

В зависимости силы тяжести и архимедовой силы

В зависимости плотности жидкости и плотности тела

ВСПЛЫВАЕТ



ТОНЕТ



ПЛАВАЕТ ВНУТРИ ЖИДКОСТИ







ВЫВОД:

Тело

В зависимости силы тяжести и архимедовой силы

В зависимости плотности жидкости и плотности тела

ВСПЛЫВАЕТ



ТОНЕТ



ПЛАВАЕТ ВНУТРИ ЖИДКОСТИ







ВЫВОД:

Тело

В зависимости силы тяжести и архимедовой силы

В зависимости плотности жидкости и плотности тела

ВСПЛЫВАЕТ



ТОНЕТ



ПЛАВАЕТ ВНУТРИ ЖИДКОСТИ









ВЫВОД:

Тело

В зависимости силы тяжести и архимедовой силы

В зависимости плотности жидкости и плотности тела

ВСПЛЫВАЕТ



ТОНЕТ



ПЛАВАЕТ ВНУТРИ ЖИДКОСТИ







ВЫВОД:

Тело

В зависимости силы тяжести и архимедовой силы

В зависимости плотности жидкости и плотности тела

ВСПЛЫВАЕТ



ТОНЕТ



ПЛАВАЕТ ВНУТРИ ЖИДКОСТИ











































































































































































Тест для самопроверки

1. На тело, погруженное целиком в жидкость, действует выталкива­ющая сила, равная…

А. Весу тела.

Б. Массе тела.

В. Весу жидкости в объеме тела.

Г. Массе жидкости в объеме тела.

2. Два одинаковых кубика погружены в сосуды с жидкостями. В каком сосуде, 1 или 2,

на кубик действует наибольшая вытал­кивающая сила?




А. В обоих сосудах действу­ет одинаковая

выталкивающая сила.

Б. В первом.

В. Во втором.


3. На весах уравновешены два тела, 1 и 2. Нарушится ли равновесие, если тело 1 опустить в воду, а тело 2 — в машинное масло.



А. Тело 1 перевесит тело 2.

Б. Тело 2 перевесит 1.

В. Равновесие не нарушится.



4. В какой жидкости утонет кусок парафина?

А. в бензине

Б. в воде

В. в ацетоне


5. В сосуд налиты три жидкости: вода, керосин, ртуть. Как они будут расположены, считая от дна сосуда? (Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3, ртути 13600 кг/м3)

А. ртуть, керосин, вода              

 Б. керосин, вода, ртуть                    
С.ртуть, вода, керосин           

 Д. вода, керосин, ртуть

Свежие документы:  Консультация родителей на тему "ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: