Конспект урока на тему «Сила. Измерение сил. Второй закон Ньютона»



ВКО, Бескарагайский район

КГУ «Средняя школа имени Н.Баймуратова»

Учитель Физики и информатики: Садыкова Шынар Тлеукеновна


Разработка урока по физике на тему: «Сила. Измерение сил. Второй закон Ньютона»


Цель урока:  выяснить при каких условиях тела движутся с ускорением, вспомнить понятия массы, силы, инертность тела, изучить способы измерения сил, сформулировать второй закон Ньютона, показать его практическое значение.

Ход урока:

Проверка домашнего задания методом фронтального опроса.

— В чем заключается основное утверждение механики?

— Приведите примеры, доказывающие, что изменения скорости одного тела всегда вызывается действием на него других тел.

— В чем состояло учение Аристотеля о движении тела с постоянной скоростью?

— Сформулируйте 1-ый закон Ньютона

— В каких системах отсчета выполняется 1 закон Ньютона?

— Приведите примеры инерциальной системы отсчета.

— Какое тело считается свободным? Охарактеризуйте движение свободного тела.

— В каких системах отсчета 1 закон Ньютона не выполняется?

— Можно ли считать Землю инерциальной системой отсчета?

— Какую систему отсчета можно считать строго инерциальной?

— Прослушать сообщения о Галилее и Ньютоне.

Изучение нового материала.

1. Формирование понятия силы.

Сила – это действие одного тела на другое, вызывающее ускорение.

Действие пружины называется силой упругости.

Действие земли – силой тяжести.

Сила – векторная величина, так как кроме численного значения имеет направление в пространстве.

Основные типы сил:

— силы, действующие при непосредственном соприкосновении;

— силы, действующие на расстоянии. Если на тело действует одна сила, то тело получает ускорение.

Если сил, действующих на тело несколько и их совместное действие не меняет скорости тела, то такие силы называются равными по модулю и противоположными по направлению.

Формирование умения измерять силу способом сравнения с эталонной силой.

Выбрать эталон силы, например, упругую силу, которая зависит от деформации. При фиксированном растяжении пружины сила является эталоном.

Установить способ сравнения других сил с эталонной. Для этого к телу, на которое действует ® неизвестная сила, прикладывают в сторону,

противоположную её направлению, некоторое количество эталонных сил, причем тело не должно получить ускорение.





Экспериментальное обоснование зависимости ускорения от силы.

Демонстрация опыта из учебника (рис. 63) вывод из опыта а-F, где F – равнодействующая сила, равная геометрической сумме сил, действующих на тело. F̄=F̄̄̄̄̄̄̄̄̄̄̄1+F2+F3 – принцип суперпозиции.



https://home-task.com/fizika/image001.gifСложение сил.

https://home-task.com/fizika/image002.gif

Обратить внимание учащихся, что силы складываются по правилу параллелограмма, т. е. по правилу векторного сложения.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Среди блуждающих миров…" 6-7 класс

Понятие инертности.

Демонстрируем опыт (слайд)

Инертность – это физическое свойство, заключающееся в том, что для изменения скорости тела требуется некоторый промежуток времени. Инертность того тела больше, которому для изменения скорости на определенную величину требуется больше времени.

— Почему при прополке сорняков нельзя выдергивать их рывком?

— Что более инертно ружье или пуля?

Формирование понятия масса.

Повторим опыт из учебника (рис 63), который устанавливает пропорциональность между модулем силы, действующей на тело, и модулем ускорения, которое эта сила сообщает телу.

— Что означает F/a= const ?

Нагрузим тележку гирями. Сделаем вывод, как зависит это отношение от свойства самого тела.

Тогда запишем, что F/a = m, где m – величина, названная массой.

https://home-task.com/fizika/image003.gif Масса есть мера инертности, равная отношению любой приложенной к телу силы к вызываемому ею ускорению.

Единица измерения массы – 1 кг

Эталон массы – цилиндр из платины и иридия. Хранится в г. Севре около Парижа. 1 кг приблизительно равен массе 1 л воды при 15®С

Свойства массы: — аддитивность – m=m1+m2; – не зависит от рода взаимодействий

— измерить силу и ускорение; массу вычислить. –использовать способ взвешивания; массу вычислить.

Формулировка 2 закона Ньютона:

Из формулы F/a = m следует F= ma ma= F1+F2+ F3+…

Произведение массы на ускорение равно сумме действующих на тело сил.

Ускорение тела всегда совпадает по направлению с приложенной силой.

Единица силы: !кг. 1м/с2= 1 Н (ньютон)

Измеряют силу прибором динамометром.

Закрепление изученного материала:

https://home-task.com/fizika/image004.gif https://home-task.com/fizika/image005.gif-Найдите равнодействующую сил F1

https://home-task.com/fizika/image006.gif https://home-task.com/fizika/image007.gif https://home-task.com/fizika/image008.gifА) F2 F1 F1 F2

https://home-task.com/fizika/image009.gif F2

Подведем итоги урока.

Домашнее задание: §25, 26, 27, упр. 6 (1, 2)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: