Конспект урока с презентацией по теме «Явление инерции» 7 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черемухинская основная общеобразовательная школа»

Красноярского района Астраханской области




















Конспект урока по физике
в 7 классе

«Явление инерции»



подготовила

учитель физики и математики

Сегизбаева Гульфия Мухтасимовна






село Черемуха

2012год







Явление инерции.

Цели урока:

  • создать условия для усвоения учащимися понятия инерции, проявление инерции в природе и применение этого явления в технике;

  • создать условия для развития у учащихся умения наблюдать и характеризовать физическое явление, делать выводы;

  • создать условия для формирования убежденности в познаваемости материального мира, воспитывать стремление к творчеству.



  1. Постановка цели.

Без выяснения причин явлений науки нет. Ученые ставят многочисленные вопросы: почему?

Почему тела изменяют скорость своего движения? В каких случаях тело сохраняет свою скорость? Почему, споткнувшись, мы падаем вперед, а поскользнувшись — назад?

Сегодня мы познакомимся с понятием инерции, с проявлениями инерции в природе и применением этого явления в технике.

  1. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа.

  • Какие виды механического движения мы знаем?

  • Чем отличается равномерное прямолинейное движение от неравномерного?

  • Может ли тело, находящееся в относительном покое, само собой начать двигаться? Увеличить скорость? Уменьшить скорость?

3. Изучение нового материала.

Демонстрация опыта.

По наклонной плоскости скатывается тележка и перемещается до тех пор, пока не достигнет упора.

  • Что происходит со скоростью тележки в этот момент? (тележка останавливается, его скорость равна нулю)

  • Что является причиной изменения скорости тележки? (действие упора на тележку, т.е. действие другого тела)

На столе лежит шарик. Что нужно сделать, чтобы он изменил свою скорость? (воздействовать на шарик, подтолкнуть)

Шар движется прямолинейно и почти равномерно. Нанесем ему новый легкий удар в ту же сторону

  • Что можно сказать о направлении и скорости шара? (шар, не меняя направления, начнет двигаться быстрее)

  • Нанесем шару удар навстречу движению. Что происходит? Ответ: В зависимости от силы последнего удара происходит или замедление движения, или остановка шара, или изменение направления шара на противоположное. После того, как действие линейки прекращается, шар сохраняет приобретенную скорость.

  • Приведя шар в движение, нанесем ему боковой удар и пронаблюдаем изменение движения и величины скорости. Ответ: Направление движения и скорость изменяются, и после этого шарик движется с новой скоростью прямолинейно и равномерно.

  • Как можно изменить скорость тела (величину и направление)? Ответ: скорость движения тела может изменяться только при действии на него другого тела.

Запишем этот вывод в тетрадях.

Изменение скорости движения по величине и направлению происходит только в результате взаимодействия шара с другими телами. После того, как действие другого тела прекращается, тело сохраняет величину и направление приобретенной скорости, т.е. движется прямолинейно и равномерно.

Как будет двигаться тело, если на него не действуют другие тела?

Проделаем опыт (по рис 41)

  • В каком случае тележка дольше сохраняет скорость движения и почему? Ответ: в третьем случае. Препятствием её движению будет только трение о стол

  • Какой вывод следует из опыта?

Ответ:

  • Чем меньше тормозящее действие поверхности на тележку, тем медленнее меняется скорость её движения, тем ближе движение к равномерному прямолинейному.

А если бы трение можно было исключить полностью, то прекратилось бы движение тележки или нет? Изменилась бы при этом скорость тела?

Сделаем общий вывод: если на тело не действуют другие тела, то оно либо находится в покое, либо движется прямолинейно и равномерно, т.е. сохраняет свою скорость.

Тщательные опыты по изучению движения тел были впервые проведены знаменитым итальянским ученым Галилео Галилеем.


(сообщение ученика)


Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией.

Запишем в физических словариках

Инерция (от лат.inertia— неподвижность, бездеятельность) – сохранение телом состояния покоя или равномерного прямолинейного движения до момента действия на него внешней силы.

Инерция — это явление, которое встречается очень часто. Поэтому даже людей, которые «тяжелы на подъем», которых трудно привести в движение, называют инертными, т.е. стремящимися к неподвижности.

Наблюдение проявления инерции https://canegor.urc.ac.ru/bezpriborov/37531733.html

    1. страница 37 ФШ №4-1993

Стальной брусок остался на одной линии с цилиндром, стремясь сохранить свое первоначальное состояние — состояние покоя.

    1. страница 38

Двигаем деревянный брусок до столкновения с алюминиевым. Что происходит? В момент столкновения стальной брусок слетает с деревянной и продолжает двигаться вперед.

Вывод: движущиеся тела стремятся сохранить свою скорость

Объявляю физкультминутку.

Представьте себе, что вы — пассажиры автобуса и едете по дороге. Покачайтесь. Будьте внимательны!

Автобус резко затормозил — куда отклоняется ваше тело? (вперед.) Автобус резко останавливается, а тело продолжает двигаться по инерции относительно Земли в прежнем направлении

Автобус тронулся с места. Куда отклоняется тело? (назад) т.к. автобус начинает двигаться с большей скоростью, чем тело, которое стремится сохранить свое прежнее состояние покоя.

Автобус повернул вправо. Куда движется тело? (Влево)

А если влево повернул? (тело движется вправо)

  1. Закрепление.

  1. Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?

(т.к. транспорт не может остановиться сразу; из-за инерции он еще проедет несколько метров)

  1. С летящего самолета сбросили груз. Как он будет двигаться?

(груз сместится по ходу самолета вперед, так как после выброса из самолета сохраняет горизонтальную скорость)

  1. Почему запрещается резко поднимать груз подъемным краном?

( При резком поднятии сила не успевает подействовать на груз и трос обрывается)


Рассказ ученика о катапульте.

4. Итог урока.

Какое физическое явление мы изучили на уроке?

В чем состоит это явление?

Покажите, как можно насадить молоток на рукоятку.

На бруске — стакан с водой. Как, не трогая стакан, опустить его на стол?

Домашнее задание. § 17. Заполнить таблицу

Инерция в быту

Инерция в технике

Инерция в спорте











Использованная литература:

1. Физика . Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. /Перышкин А.В.– М.: Дрофа, 2008

2. Журнал «Физика в школе» №4-1993 .

3. Дидактические материалы. 7 класс. /А.Е.Марон, Е.А.Марон — М.: Дрофа, 2007


4. Ресурсы интернет https://canegor.urc.ac.ru/bezpriborov/37531733.html

Свежие документы:  Помощь учителя в самооценке и способах самовыражения ученика на уроках изобразительного искусства

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: