Методическая разработка «Неделя физики»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.ХОХОТУЙ





Из опыта работы по проведению предметной недели по физике





Автор: Шевелева Анна Николаевна,

учитель физики и информатики

Физический КВН

«А ну-ка, физики!» (конкурсный вечер)

Одной из эффективных форм проведения школьных вечеров по физике являются конкурсные вечера. В их основу положен метод соревнования между коллективами учащихся. Необходимо отметить, что целью организации такого соревнования должны стать не количественные показатели, а активизация познавательной, творческой деятельности учащихся.

Сочетание коллективных и индивидуальных форм соревнования разнообразит внеклассную работу, делает ее более целенаправленной и увлекательной для учащихся, дает возможность удовлетворить интересы учащихся.

Ведущий.

Добрый вечер! Мы рады приветствовать всех собравшихся здесь сегодня: команд и их болельщиков. Сегодня мы узнаем, кто же из вас самый ловкий, самый активный, ну и конечно же, самый умный. Итак, КВН «А ну-ка, физики!» объявляется открытым. Вообще, с точки зрения физики КВН – это среда, под воздействием которой вся людская масса диссоциируется на болельщиков и игроков. Ну и, конечно же, как же без нашего многоуважаемого жюри (учителя математики – Фалилеева И.В., Родионова Т.Г., учитель физики – Шевелева А.Н., представитель от учащихся 9 – 11 кл.).

Как известно все в природе подчиняется тем или иным законам. Наш КВН подчиняется основным законам КВН динамики:

  1. ФИЗИКА+ЮМОР=CONST

Чем больше физики, тем меньше юмора и наоборот.

  1. В замкнутой системе нашего зала, когда игрок тянет время, зрителей тянет к выходу.

  2. Равнодействующая всех сил команд направлена в сторону побеждающей команды.

Представляется эмблема всего КВН.

Но перейдем, пожалуй, к главному. Сегодня в нашем КВНе принимают участие команды 9, 10 и 11 классов. Прошу капитанов команд на жеребьевку.

Физика! Какая емкость слова?

Физика, для нас не просто звук

Физика – опора и основа

Всех без исключения наук!

Прошу I команду в зал. Просим вам представиться (название, приветствие, эмблема, песня и т.д.)

..

Это была команда 10 класса, а сейчас мы познакомимся с командой, вытянувшей на жеребьевке цифру 2. И это у нас – 11 класс.

.

Да, неплохо, неплохо, даже хорошо. А может будет еще лучше. Просим 9 класс в зал. Но вот осталась одна команда и мы с удовольствием послушаем и посмотрим на их представление.

.

На Руси испокон веков любили поговорки и пословицы, а как же нам без них. Итак, конкурс пословиц. От команд требуется объяснить пословицу, используя чертеж, рисунок или сценку, объясняющую сущность пословицы. При этом зрители в зале должны догадаться, о чем идет речь.

«Как аукнется, так и откликнется», «Куй железо, пока горячо», «Непойманая рыбка всегда больше кажется», «Яблоко от яблони недалеко падает».

.

Следующий конкурс требует ловкости, а называется он «Гонки». (учащиеся двух команд становятся на физические тележки и движутся по прямой линии по залу. Кто кого обгонит.)

.

Но пусть теперь команды немного отдохнут, а мы займемся капитанами – Конкурс капитанов команд. Прошу капитанов команд. Для капитана каждой из команды дано задание придумать слова на какую-либо букву. Эти слова должны обозначать тело, вещество, явления, ученого, единицу измерения, прибор, величину, профессию. Сейчас мы посмотрим, как капитаны справятся с заданием. Пока капитаны будут отвечать, жюри внимательно послушает и выставит оценки.

Как в любом КВНе нашим командам было дано «Домашнее задание», а именно изобразить сюжет или сценку из жизни ученого. Но вот мы посмотрим, кто и как справился с этим. Заодно и выясним, как часто вы выполняете домашнее задание и ответственно ли отнеслись.


Он, витая в воздухе, зажигается всеми оттенками цветов, присущими окружающим предметам. Это, пожалуй, самое изысканное чудо природы». Именно так когда-то Марк Твен описывал чудо, достойное восхищения – мыльный пузырь. Именно этому чуду и посвящается наш следующий конкурс. Представители команд на старт. от вас требуется надуть самый большой пузырь и постараться, чтобы он не лопнул. На старт, внимание, марш!

Пока жюри совещается и оценивает, у нас следующий конкурс «Узнай физический прибор». Командам требуется без слов изобразить физический прибор, так чтобы зрители в зале отгадали.

Сегодня мы убедились в том, что физика – великая наука о природе. Она заслужила того, чтобы ей воздвигнули монумент. Просим команд представить свои монументы великой науке.


Игра «Поле чудес» (8 класс)

Игра «Поле чудес» по физике аналогична телевизионной игре. Ведущий – учитель физики. На демонстрационном столе закрепляются таблички с числом очков и призовыми секторами. Игроками являются девять учеников, они образуют три тройки игроков, остальные учащиеся – болельщики. Учитель знакомит ребят с заданиями 1 тура. Табло с загаданным словом размещается на классной доске, каждая буква закрыта карточкой, по мере отгадывания буквы открываются. Игрок под номером 1 бросает кубик и по числу выпавших точек двигается стрелка – указатель на столе.

Задание I тура.

Слово из 7 букв. Назовите один из процессов изменения агрегатного состояния вещества.

К

И

П

Е

Н

И

Е


Задание II тура.

Слово из 8 букв. Физический прибор, используемый в военном деле.

П

Е

Р

И

С

К

О

П


Задание III тура.

Слово из 6 букв. Вещество, используемое для изготовления различных нагревательных элементов.

Н

И

Х

Р

О

М


Игра со зрителями.

Слово из 11 букв. Назовите прибор, которому посвящены строки стиха.

Смотрю – и что ж в моих глазах?

В фигурах разных и звездах

Сапфиры, яхонты, топазы,

И изумруды, и алмазы,

И аметисты, и жемчуг,

И перламутр – все вижу вокруг.

К

А

Л

Е

Й

Д

О

С

К

О

П


Супер – игра.

Слово из 9 букв. Вам известен прибор для измерения температуры – термометр. Назовите самое первое название этого прибора.

Т

Е

Р

М

О

С

К

О

П


Игра «Звездный час» (9 класс)

За столами выстраиваются 6 игроков, остальные учащиеся – болельщики.

Первый тур.

На доске вывешиваются портреты 6 ученых: И.Ньютон, Г.Галилей, Г.Ом, М.Ломоносов, Архимед, Б.Паскаль.

Участникам игры задаются вопросы:

  1. Ученый, который открыл закон движения тел (И.Ньютон)

  2. Ученый, который установил зависимость трех электрических величин: силы тока, напряжения и сопротивления (Г.Ом)

  3. Ученый, который открыл свободное падение тел (Г.Галилей)

  4. Ученый, разработавший теорию строения вещества (М. Ломоносов)

После первого тура один участник покидает игру. Во время игры за правильный ответ игроку дается желтая звездочка. Выбывает игрок с наименьшим количеством звезд.

Второй тур (космический)

На доске 4 портрета ученых – физиков без подписи. Деятельность этих ученых связана с космонавтикой. Н.Е.Жуковский, К.Э.Циолковский, Н.Коперник, С.П.Королев.

Вопросы к туру:

  1. Каковы фамилии этих ученых?

  2. В какой последовательности их надо расположить, чтобы соблюсти принцип хронологии жизни? (Н.Коперник, Н.Жуковский, К.Циолковский, С.Королев)

  3. Что сделал каждый ученый для развития космонавтики?

Третий тур

На доске вывешиваются таблички: 1) сила трения,

2) сила тяжести,

3) сила тока,

4) сила упругости

Назовите строки – «родственницы». Что их роднит? Укажите, какая запись «лишняя» и почему? (лишняя – сила тока).

Сопоставьте название силы формуле: 1) F=N,

2) F=mg?

3) F=-kx?

4) J=U/R

На доске запись: 1) Законы Ньютона,

2) Закон Ома,

3) Закон Паскаля,

4) Закон Бернулли,

5) Закон Гука,

6) Закон Архимеда

Сгруппируйте законы, относящиеся только к одной области физики. Как называется эта область, что она изучает?

Четвертый тур «Логическая цепочка»

Надписи на карточках:

  1. движение, сила, работ, взаимодействие;

  2. 1ч, 60 мин, 3600с, 1/24 сут;

  3. 1 Дж, 1кДж, 1МДж, 1мДж.

Пятый тур «Кубики»

5 кубиков с буквами. Назовите физическую величину на выпавшую букву.

Финал

В финале участвует 2 оставшихся игрока. Выставляется табличка со словом ТРАЕКТОРИЯ. За 1 минуту составить из букв этого слова новые слова. Слова начинает читать в финале игрок, у которого меньше звезд. Победитель получает приз и право высказать свои пожелания.

Театрализованное представление

«Здравствуй, физика» (7 класс)

Ведущий:

Дорогие 7-ки! Дорогие гости! Приветствуем вас на физическом вечере (входит группа ребят 8-9 классов и исполняет песню)

Без физики на свете жизни нет.

Физика нам дает тепло и свет,

Физика нам нужна везде:

На суше, в воздухе, в воде.

Припев: У нас молодых впереди года

И дней золотых много для труда

Наши руки не для скуки

Для физик сердца,

Без которых нет конца

Физике Славу поем мы,

Славим величье ее мы,

Славься во все времена,

Будь же вовеки сильна.

Припев.

На сцене макет учебника физики 7 кл., из-за него выходит Учебник и Незнайка.

Учебник: Я учебники физики, очень интересен

Кто меня изучит, будет всем полезен!

Вот страничка первая!

Слушайте внимательно!

Что изучает физика?

Что в ней замечательно?

На сцене группа учеников с лентами через плечо. На лентах надписи: «Механическое явление», «Звуковое явление», «Электрическое явление», «магнитное явление», «Световое явление». Крайний держит лозунг: «Физика – одна из наук о природе».

Ведущий и «явления» хором: Физика – одна из наук о природе! (лозунг убирают)

Ведущий и «явления» хором: Физика изучает «Механические явления»

Механическое явление: «Движенья нет!» — сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал меж них ходить.

Сильнее бы не мог он возразить,

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приходит,

Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Ведущий и «явления» хором: Физика изучает «Звуковые явления»

Звуковое явление: Звук относится к физическим явлениям.

Здесь не все и объяснишь стихотворением

Для того, чтобы о звуке все узнать,

Вам учебник надо познавать.

Ведущий и «явления» хором: Физика изучает «Тепловые явления»

Тепловое явление: На полюсе холод, на юге – жара.

От Солнца в полях зеленеет трава.

Зимою в печурке горят дрова –

Все эти явления вам изучать,

Все эти явления вам изучить

И только пятерки в портфелях носить

Запомнить явления эти несложно,

Назвать тепловыми их сразу все можно.

Ведущий и «явления» хором: Физика изучает «Электрические явления»

Электрическое явление: Лезу на крышу, сапоги разул

Поставил на крыше 2 шеста.

Протянул антенну – отвел грозу!

Словом электричество и никакого волшебства!

Ведущий и «явления» хором: Физика изучает «Магнитные явления»

Магнитное явление: Магнетизм – сложнейшая штука!

С магнетизмом даже у ученых туго.

Вот физики вы курс изучите

И ученым поскорее помогите.

Ведущий и «явления» хором: Физика изучает «Световые явления»

Световое явление: И со светом познакомишься, мой друг,

Только все это не сразу не вдруг.

Свет ведь очень сложное явление,

Ты узнаешь разные свечения.

Каждое явление сопровождается показом опытов (механическое – движение заводной машины, качание маятника; звуковое – звучание камертона, выпуск воздуха из шарика; тепловое – нагревание воды и измерение ее температуры; световое – свечение лампы, люминофорные краски; магнитное – поднимание предметов магнитом; электрическое – электрофорная машина).

Учебник: А это страничка четвертая

И мы без труда узнаем

Первого русского академика

И чувствуем духа подъем!

Не легкою, трудной дорогой

Он смело в науку пришел,

Он много сделал открытий

И опытов много провел!

(Во время слов выходит М.В.Ломоносов)

Ломоносов: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупляется к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте, сколько часов положит кто на бдения, столько ж сну отнимет. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее всею силой другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает»

Учебник: Ломоносов о молекулах впервые

Как о живых заговорил.

И тепло он в атмосфере

Их движеньем объяснил.

Незнайка: А это кто такие? (обращается к Учебнику)

Учебник: Не спеши, мой друг, сейчас все узнаешь!

1ая молекула: А мы молекул хоровод,

Мы беспокойнейший народ.

Нас очень много в каждом теле,

Берут нас в счет во всяком деле.

2ая молекула: Спросите нас, что мы умеет,

Мы много рассказать сумеем.

Когда нас греют, злимся очень

И быстро двигаемся, между прочим!

3ая молекула: При долгом с горячим соприкосновением

Увеличивается наше рвение.

В различные тела умеем проникать

И нас непросто всех унять.

4ая молекула: Молекул дружная семья,

Мы очень любим все себя.

Не так-то просто нас разнять,

Когда возьмемся мы друг друга обнимать!

5ая молекула: Порой бываем мы не в духе,

Тогда спокойно разойдясь

Сойдемся только охладясь.

Молекулы разбегаются.

Учебник: Дорогие дети!

Давным-давно на белом свете

Жил – был ученый Галилей,

Нас отделяет от него цепь исторических событий!

В лаборатории своей он сделал множество открытий!

Галилей в лаборатории, в руках у него желоб с шариком. Он пускает по желобу шары, Незнайка ловит.

Галилей: В тиши лаборатории движенья изучаю,

Движенья изучаю – законы постигаю.

Вот шар бежит по желобу, а он ускорен – это новость!

Мне время нужно отсчитать…

Возьму бокал, и воду буду собирать,

Потом ее взвешу, вот здорово, я всех потешу.

Галилей садится рядом с Ломоносовым и Ньютоном.

Учебник: Тяжелые капли в окно стучатся,

И падают листья на мокрый порог.

Ученые в Вульсторге задумываются часто

Над проблемами, которые разрешить еще никто не смог.

С законами гениального английского физика вы познакомитесь на моих страницах, а сейчас я представляю вам сэра Исаака Ньютона.

Входит Ньютон в руках у него яблоко.

Ньютон: Почему тела падают отвесно?

(роняет яблоко, Незнайка ловит его)

Почему не в сторону, а к центру Земли?

Почему отливы и приливы в океане

Связаны с движением Луны?

Может природа этих явлений едина?

Как объяснить их, понять?

Есть между телами, видимо, сила притяжения

Как эту силу мне рассчитать?

Незнайка: Вот эта формула! (показывает формулу Закона всемирного тяготения)

Ньютон: Я шел к законам свою всю жизнь.

Я шел не один, и путь был тернистым

Сколько путей вас ждет впереди

Радостных, рудных, нужных и чистых

И чтобы легче вам было шагать,

Чтоб не искать, что другими открыто,

Берите знанья с собою в запас,

Знайте законы мои и открытья!

Ньютон садится с учеными. На сцену выходят ученицы – вопросы, на них шапочки со знаком ?.

Незнайка: А это что еще за птицы? (обращается к Учебнику)

Вопросы хором: Мы вопросы! Мы вопросы! Очень любим мы расспросы!

1й: Что?

2й: Когда?

3й: И почему?

4й: Это как?

5й: А то кому?

6й: На здесь дружная семья.

Очень любим мы себя.

Ваш Учебник очень мил,

Нас он в гости пригласил.

1й: Что такое физика?

2й: Что она изучает?

3й: Что такое диффузия?

4й: Чем она нам помогает?

5й: Но не бойтесь!

Жить мы будем дружно с вами,

А для тех, кто нас боится,

Есть ответы на страницах.

6й: Ваш Учебник очень мил,

Он настойчиво просил,

Чтоб привет вам передали

И его не забывали.

Шумной гурьбой убегают. По сцене идет паскаль.

Незнайка в зал по секрету: А это Блез паскаль – французский ученый.

Паскаль: «Все наше достоинство заключается в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Мысль привела меня к закону, который гласит, что давление, производимое на жидкость или газы, содержащиеся в замкнутом сосуде, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа. (Показывает действие шара Паскаля). Будем же учиться хорошо мыслить! (Садится рядом с учеными)

Учебник: Мы на дне океана живем.

Атмосферой его зовем

Предлагаю вам новое явление,

Зовется оно атмосферное давление,

А по сему предлагаю того, кто впервые измерил его.

Страница 86-я: «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли».

Торричелли: Решил я как-то распознать,

Как давит атмосфера

На наши села, города,

На нашу Землю в целом.

И долго, долго занят был

Я этим важным делом

В стеклянную трубку я ртуть налил

И в широкий сосуд в ртутью опустил (показывает)

И что за чудо – весь металл

Не вылился в сосуд,

Казалось, светлое стекло притягивает ртуть

Я зачарованный смотрел, пытаясь вникнуть в суть

И вдруг я понял, не стекло, а воздух держит ртуть!

Торричелли садится рядом с учеными.

Учебник: А это страница 102-я, на ней знаменитый Архимед.

Архимед: Сидел я в ванне, вечер был,

Я только голову помыл,

Затем смотрю на пол паркетный

На нем водицы слой заметный.

Я удивился: что за чушь?!

Была кругом такая сушь.

Из ванны встал я, огляделся,

Долил воды, опять уселся

И о, видение небес!

Таких не видел я чудес –

Лишь только я приопустился,

Поток воды опять полился

Воскликнул: «Эврика! Я гений!

Начнут учить мои творенья!»

Учебник: И при постройке всех судов

Архимедову силу проектировщик учесть готов.

Архимед садится с учеными.

Учебник: Страница 129-я – «Энергия».

Энергия нужна везде:

На суше, в воздухе, в воде

Без энергии на свете жизни нет,

Без энергии не сделаешь конфет!

Потенциальная энергия: Энергия, энергия, энергия

Называют нас вместе всегда,

Несмотря на то, что она

кинетическая, а я потенциальная.

Кинетическая энергия: По великому закону

Можем мы друг в друга перейти,

Если захотите, нас найдете,

Но порою трудно нас найти.

Учебник: Мы о физике вам рассказали

И желаем успехов вам в ней,

Чтобы вы все законы познали,

Подружитесь вы с ней поскорей.

Теперь слово ученым.

Архимед: 7-ки! Встать!

Вы должны дать нам клятву. Открытки с текстом ее сейчас вам раздадут, а в конце года вы вернете их с оценкой по физике 11 классникам. Этим вы покажите, как приняли эстафету изучения физики в нашей школе. Итак, приготовились! Я буду говорить слова клятвы, а вы за мной ее повторяйте.

Клятва. Мы вам торжественно клянемся,

Успехов в физике добьемся.

Ученых будем уважать,

Законы дружно изучать.

Не посрамим мы вас,

Получит пять любой из нас!

Ломоносов: Мы вам желаем серьезно физику изучать

И клятву, данную вами, успешно выполнять!

Ученые кланяются.

Каждое выступление можно сопровождать световыми страничками учебника на экран. Вечер удачно проходит как в начале, так и в конце учебного года.

Игра – соревнование

«Физическая спартакиада» (7 класс)

Цель игры: развитие творчества, познавательного интереса учащихся, их активности, расширение кругозора, повторение пройденного материала по предмету.

Участники игры: 2 команды, болельщики, судьи (учащиеся 10 класса), главный судья (учитель).

Ход игры:

  1. Слово главному судье. Представление команд.

  2. Разминка перед соревнованием.

Вопросы:

    1. Наука о природе (физика).

    2. Прибор для измерения массы тела (весы).

    3. Ученый, в честь которого названа единица измерения силы (Ньютон).

    4. Единица скорости (м/с).

    5. Что такое 1кН? (1000Н).

    6. След, оставленный телом при движении (траектория).

    7. Ареометр – прибор для измерения …(плотности).

    8. Какая сила помогает нам ходить? (трения).

    9. Изменение формы и размеров тела (деформация).

    10. Чему равна масса 1 л воды? (1 кг.).

Задается по 5 вопросов каждой из команд. Оценка судей.

III. Физический тир

П




ЗАКОН

Назовите закон, устанавли­вающий прямую зависи­мость силы упругости от удлинения тела. Докажите его справедливость экспе­риментально (динамометр, линейка, грузы)

ри помощи световой указки представители команд выбивают карточки с заданиями (задание написано на обратной стороне), размещенные на доске (по 3 задания).












































IV. Конкурс «Сила есть – ума не надо… А может надо?»

Два члена команд садятся за стол с одной стороны, двое с другой и перетягиваю веревочку. В какую сторону направлена равнодействующая этих сил?

Капитаны вытягивают таблички с заданиями, члены команд помогают.

F2

F1

Сила тяги автомобиля 1000Н, а сила сопротивления его движению 300Н. Определите, чему равна равнодействующая этих сил?




Человек спускается на парашюте, двигаясь равномерно. Сила тяжести парашютиста вместе с парашютом 700Н. Чему равна сила сопротивления воздуха и равнодействующая этих сил?

F1








F2




V. Конкурс «Физическая азбука». Проверяется общефизическая подготовка. Выдается алфавит. Назвать как можно больше физических терминов, фамилий ученых – физиков на каждую букву.

VI. Конкурс капитанов

В предложенном слове необходимо найти новые слова, соответствующие заданному вопросу.



ДИНАМОМЕТР


РАЗНОВЕСЫ














VII. Конкурс «Зоркий глаз»

Вспомните, сколько и каких гирь в коробке разновесов (9 гирь).

Сколько в учебнике физики 7 кл. таблиц плотности, назовите их, вспомните, на какой странице (2 табл. на стр. 50, 51).

В чем сходство, а в чем отличие этих величин Fтяж, Fупр, P?

VIII. Конкурс «Непредвиденные обстоятельства»

  1. При ходьбе подошвы обуви быстро снашиваются и становятся гладкими, а иногда на них даже появляются дыры. Предложите свои способы, как избежать этого. Какой должна быть обувь спортсмена, занимающегося спортивной ходьбой?

  2. Чтобы развить большую скорость на лыжне, спортсмен – лыжник готовит перед стартом свои лыжи. Как он это делает?

  3. Изготовьте весы из подручного материала: линейка, весы и горсть монет.

  4. Изготовьте динамометр из подручного материала: резинка, ручка, набор грузов.

IX. Подведение итогов. Исполнение гимна физике. Награждение.

Без физики на свете жизни нет.

Физика нам дает тепло и свет,

Физика нам нужна везде:

На суше, в воздухе, в воде.

Физике Славу поем мы,

Славим величье ее мы,

Славься во все времена,

Будь же вовеки сильна.

Список литературы

  1. БЭНП «Физика 7-11 класс», «Кирилл и Мефодий», 2003 г.

  2. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. М.:ВАКО,2006.

  3. Наволокова Н.П. и др. Предметная неделя физики. Ростов н/Д.:Феникс, 2006.

  4. https://festival.1september.ru/



Свежие документы:  Проектная деятельность на уроках биологии и химии как один из факторов развития одаренности учащихся

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: