Обобщение опыта:»Организация самостоятельной работы на уроках физики»


Обобщение опыта:

«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках физики»


Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации. Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.

Самостоятельными не рождаются. Это качество формируется. Само по себе оно «произрастает» редко. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь, прежде всего на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.

Такое качество человека как самостоятельность становится все более и более востребовано: во-первых, из-за того, что быстро меняются условия жизни и деятельности в социальной среде и нужно уметь приспосабливаться к ним, и, во-вторых, что во всех сферах деятельности более востребованы люди, умеющие без «подсказки» действовать. Самостоятельность нужно заботливо и систематически формировать на всех уроках, в том числе и на уроках физики.

Школа на современном этапе не может дать знаний на долгие годы. Она должна привить потребность в постоянном пополнении знаний. Умения учить себя самого помогут в дальнейшем выпускникам школы самоутвердиться в жизни: повышать свою квалификацию, самостоятельно добывая знания.

Курс учебного предмета «физика» открывает ряд возможностей для формирования самостоятельности учащихся.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика — главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнений и переживаний. Я заметила, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков, поэтому начинать эту работу надо ещё в начальных классах. В своей работе я хочу осветить вопросы о правильности организации самостоятельной работы, так как я считаю, что самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В процессе обучения физике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.
Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственных и практических операций и действий зависит и определяется самим учеником.

План самостоятельной работы:

  1. Осознание учащимся учебной задачи, которая решается с помощью данной самостоятельной работы;

  2. Инструкция для учащихся о том, как её выполнить;

  3. Руководство процессом выполнения работы, которая преимущественно состоит в том, чтобы школьники соблюдали инструктивное указание;

  4. Самоанализ, самоконтроль;

  5. Проверка работ учащихся, выделение типичных преимуществ и ошибок, их разбор с учениками.


Самостоятельная работа тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплину и т.д. Самостоятельная работа проводится в виде подготовительных упражнений для усвоения нового, упражнений при изучении нового материала, упражнений в процессе закрепления и повторения, упражнений проверочных и контрольных работ, а также для самоконтроля.
Самостоятельная работа — это метод, который очень помогает мне для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приёмами самостоятельной работы как ясное представление цели работы её выполнение, проверка, исправление ошибок. При правильной методике организации проведения самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей. Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и использовать на уроках различные её виды, то у детей вырабатывается самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более трудные задания.
Самостоятельная работа — активный метод обучения. Основные признаки самостоятельной работы на уроках физики — это наличие задания учителя, самостоятельность учащихся, руководство учителя, выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность и усилие учащихся, специальное время для выполнения задания.
Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работ всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.
Педагогическая ценность с/р. зависит и от того, каким образом организована деятельность учащихся. Форма организации — это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.
Учащиеся при выполнении с/р. не всегда могут получить своевременную помощь от учителя, поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место с/р., формы и методы её организации. Только в этом случае с/р. будет выполняться учащимся сознательно. При этом необходимо продумывать уровень сложности и объём работы, трудности, возможные ошибки, которые могут возникать у детей в ходе её выполнения.
В с/р. детей большое место занимает репродуктивная деятельность. Обязательным условием является индивидуализация самостоятельных заданий, то есть их посильность, учёт меры сложности для каждого ребёнка или группы детей, имеющих почти одинаковый уровень развития. Успешность выполнения задания зависит от развития воли ребенка, навыков саморегуляции действий детей. Важно уметь вовремя прийти на помощь, поддержать желание выполнить работу до конца, снять напряжение и усталость. Минутный отдых, переключение внимания вызывают эмоциональный подъём, активизируют мышление, позволяя вновь сосредоточиться на выполнении задания.
Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно.
Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержат задания разной трудности.

Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы. Эти принципы таковы:

  1. Принцип обязательности. Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание: решить задачу, сформулировать краткий ответ на вопрос, провести опыт, работать с учебником и т. д.

  2. Принцип посильности. Задания для самостоятельной работы быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в “зоне ближайшего развития” ребенка, чтобы он мог самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему.

  3. Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы. В 7-м классе нужно начинать учить самостоятельной работе с учебником, задачником, таблицами, дополнительной литературой и далее постепенно осваивать все более сложные методы самостоятельной работы.

  4. Принцип интересности. Для разных учеников привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ребенку идти путем, который ему больше нравиться. Одни дети с удовольствием решают задачи, другие любят практическую работу. Надо разрешать детям преимущественно использовать их любимый метод, грамотно направляя их.

  5. Принцип постоянной занятости. Ученик не должен скучать на уроке и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.

  6. Принцип использования эмоций. Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.

  7. Принцип поощрения. Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации. Для разных детей значимы разные поощрения, например высокие оценки, публичное признание их хорошей работы, помещение работ на выставку и т.д.

У учащихся можно выделить следующие уровни развития самостоятельности — высокий, средний, низкий.

На уроках физики можно выделить следующие виды самостоятельной деятельности учащихся:

  1. Работа с книгой.

  2. Упражнения.

  3. Заполнение таблиц.

  4. Решение задач.

  5. Сочинения.

  6. Доклады.

  7. Лабораторные работы.

  8. Реферирование.

  9. Составление аннотаций.

  10. Составление конспектов.

  11. Составление планов.

  12. составление презентаций.



Вашему вниманию предлагаю разработку урока, на котором используются различные виды самостоятельной деятельности по учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс»

Тема урока: Строение твердых, жидких и газообразных веществ..

Цели урока:

  1. Образовательные: научить применять знания о строении вещества к объяснению трех его состояний.

  2. Развивающие: развивать умение учащихся работать самостоятельно с учебником и по плану, грамотно излагать свои мысли.

  3. Воспитательные: вырабатывать устойчивое внимание при объяснении нового материала.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, объявление темы урока, постановка задач урока.

II. Повторение предыдущего материала:


Проверка домашнего задания проводится в виде краткого фронтального опроса – беседы по материалу изученному на предыдущем уроке.



III. Изучение нового материала.

Прежде всего, необходимо вспомнить, что в различных агрегатных состояниях вещество, например, вода, имеет различные физические свойства.

— в чем причина такого различия?

Предлагаю учащимся рассмотреть, как расположены и как движутся молекулы при различных агрегатных состояниях.

Беседа с классом.

Обобщение опытных данных по измерению объема и формы твердых тел.



Показываю кусок железа, измеряю его объем и обращаю внимание на его форму. Внешним воздействием пытаюсь изменить форму и объем. Подвожу ребят к выводу: твердые тела сохраняют форму и объем. Предлагаю ученикам вывод подтвердить примерами из окружающей действительности.

Наблюдение за экспериментом.

. учащиеся вспоминают, что известно им о молекулах вещества. Учитель предлагает подумать и, зная свойства вещества, высказать предположение о расположении, взаимодействии и характере движения молекул в твердых телах.

учитель обсуждает с учащимися: в твердых телах расстояния между молекулами малы, взаимодействия сильнее, молекулы колеблются около одного положения, называемого положением равновесия.

Учитель объясняет, как начертить таблицу в тетради.

учитель отмечает, что, зная внешние свойства вещества, можно предсказать характер движения, взаимодействия и расположения молекул. Возможна и обратная задача: зная все данные о характере поведения частиц, объяснить или предположить свойства вещества. Если в жизни или технике необходимо иметь вещество с определенными свойствами, то в научных лабораториях создают это вещество на основе знаний о его строении.

учитель ставит вопросы: каким свойствами обладает вещество в газообразном состоянии и жидком состоянии, как объяснить эти свойства на основе знаний о строении вещества? – и указывает , что об этом можно узнать, прочитав материал учебника

Состояние вещества

Свойства вещества

Молекулярное строение

Объяснение свойств с точки зрения молекулярного строения

Твердое




Жидкое

Газообразное






Далее учащимся предлагается самостоятельно прочитав §12 и 13 учебника самостоятельно заполнить таблицу.


IV. Закрепление.

После этой работы следует экспериментально подтвердить основные положения молекулярно – кинетической теории. Когда эта часть будет выполнена, можно провести у доски обсуждение итогов заполнения таблицы.


V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

§12 и 13



Список использованной литературы

  1. Браверманн  Э.М. Развитие самостоятельности учащихся – требование нашего времени / Э.М. Браверманн // Физика в школе. – 2006. № 2. C. 10–12.

  2. Рябинина Е.А. Некоторые принципы развития самостоятельности учащихся на уроках физики / Е.А. Рябинина // Физика в школе. 1990. № 2. C. 21–23.

  3. Перышкин А.В. Физика. 7-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Перышкин.М.: Дрофа, 2011.

  4. Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1981.




Свежие документы:  Рабочая программа русский язык 9 класс (Тростенцовой Л.А.)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: