Применение ИКТ на уроках физики


Применение ИКТ на уроках физики.

Задача, стоящая перед учителем это повышение качества знаний учащихся. Одним из путей решения данной задачи является использование информационных технологий.

Варианты применения информационных технологий в преподавании курса физики различны:

  • Создание электронных версий опорных конспектов, различных схем, таблиц, необходимых при изучении материала;

  • Компьютерные варианты тестовых заданий;

  • Использование готовых обучающих программ.

  • Проведение виртуальных лабораторных работ.

При проведении уроков физики часто используется работа с различными опорными конспектами. Данный вид работы можно проводить, используя информационные технологии: учитель заранее создает электронный вариант опорного конспекта и в ходе лекции выводит его либо на экран компьютера каждого ученика (если урок проводится в компьютерном классе), либо на большой экран с помощью мультимедийного проектора. В зависимости от особенностей урока опорные конспекты можно показывать сразу в полном виде, или по частям.

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Одним из способов объективной оценки учебных достижений является тестирование. Основной целью тестового способа оценки учебных достижений является его объективность вне зависимости от взаимовлияния личностей учителей и учащихся. Подобная проверка достаточно экономна по времени, обеспечивает индивидуальный подход.

Компьютерные вариантов тестов также используются в преподавании физики. В связи с изменением программ по физике, не всегда можно использовать готовые варианты тестовых заданий, которые предлагают производители учебной мультимедийной продукции, но и здесь есть выход – это создание собственных вариантов компьютерных тестов. Для такой работы используется методическая литература по физике (сборники тестов) и тестовые редакторы (существуют различные варианты таких программ, учитель может выбрать наиболее подходящий для него).

Первоначально использовался тестовый редактор «Exam», сейчас перешли на более удобный редактор тестов «Test 2000».

Компьютерные варианты тестов используются как для контроля знаний учащихся по изучению отдельных тем курса физики, так и для отработки и закрепления знаний учащихся. Возможно, использовать тесты для самоконтроля, а также тесты, которые предусматривают два и более вариантов, выполняя один из предложенных вариантов, учащийся систематизирует знания по данной теме и занимается самопроверкой. Оценить уровень усвоения, можно дав для выполнения другой вариант теста. Возможно, созданные тесты применять как тренажер для отработки полученных знаний.

Широкий диапазон применения имеют работы с готовой продукцией – различными обучающими программами, электронными учебниками. С помощью готовой продукции (например, продукции компании «Кирилл и Мефодий» Уроки физики) можно проводит:

  • При изложении нового материала – информационный ввод учителя, что позволяет сопровождать его динамическими иллюстрациями, компьютерными моделями, текстами и видеофрагментами. Компьютерные модели оживляют изложение материала, обеспечивают демонстрацию того, что не удается показать в натурном эксперименте и трудно воспринимаются на статичном рисунке. Учащиеся могут наблюдать на экране компьютера имитацию сложных и опасных процессов, например: работу ядерного реактора, различные виды колебаний, и т.д.

  • Учебные занятия изучения и первичного закрепления знаний. Данные уроки позволяют каждому учащемуся изучать новый материал в своем индивидуальном темпе. Учащиеся с помощью компьютера самостоятельно воспринимают теоретический материал, разбираются в предлагаемых опытах, отвечают на вопросы в процессе первичного закрепления нового материала (CD «Уроки физики Кирилла и Мефодия 7-11 класс»). При проведении лекций используются фрагменты компьютерных уроков CD «Уроки физики Кирилла и Мефодия 7-11 класс», «Открытая физика», демонстрации опытов, которые нельзя выполнить в условиях школьного кабинета физики – CD «Физика. Библиотека наглядных пособий», «Физика. Практикум»

  • Решение задач. При изучении физики решается большое количество задач, учащиеся испытывают определенные трудности в этом вопросе. В этой ситуации одним из вариантов работы по устранению этих пробелов являются обучающие программы, в которых рассматриваются различные типы задач. Учащийся, работая с таким продуктом, может несколько раз просмотреть решение тех задач, в которых он испытывает затруднения. Следующий этап работы – самостоятельное решение задачи, проверяя ход решения с помощью компьютера. (CD «Курс физики Л.Я. Боревского»).

  • При проведении лабораторных практикумов. Компьютер служит хорошим дополнением к натурным лабораторным работам. В предлагаемых моделях возможно изменение большого числа параметров, появляется прекрасная возможность более детально представить процесс, изучить его в динамике. Положительно и то, что компьютерные экспериментальные установки дают возможность изучать и исследовать явления, которые учащимися трудно воспринимаются. Учащиеся могут управлять моделируемыми процессами, изменяя соответствующие параметры модели. Для проведения таких учебных занятий разработаны соответствующие раздаточные материалы, то есть бланки лабораторных работ (ход работы – действия учащихся, контролирующие вопросы); Примером такой программы служит Открытая физика 2.5 в двух частях. При проведении лабораторных работ в 7, 8 классе и при проведении лабораторного практикума используется электронное учебное издание «Виртуальная физическая лаборатория».

  • Подготовка к олимпиадам. Работа с готовыми учебными программами дает хороший результат при подготовке к олимпиадам. Эти продукты дают возможность повторить весь необходимый материал, просмотреть необходимые опыты и решения задач различного уровня сложности.

  • Подготовка к экзаменам. Готовая мультимедийная продукция является хорошим помощником для учащихся при подготовке к итоговой аттестации в школе (устный экзамен по предмету, ЕГЭ) и к экзаменам в ВУЗ. (CD Физика. Варианты ЕГЭ (1С), Подготовка к ЕГЭ. Физика (физикон).

Традиционно проводится представление сообщений учащихся, с использованием информационных технологий:

— тема «Тепловые двигатели» — 8 класс; 10 класс.

— тема «Атомная энергетика» — 9 класс.

Сообщения учащихся сопровождаются мультимедийными презентациями, которые содержат в себе текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию. Учащиеся в ходе своих выступлений предлагают раздаточный наглядный материал по теме выступления. Материал учащимися собирается из разных источников: учебника, энциклопедий (печатных и электронных), справочных материалов, предлагаемых сетью Интернет.

Для эффективной работы совместно с учащимся информационно-технологического класса был создан сайт учителя физики. Основная цель создания данного сайта — методическая копилка постепенно приобретает электронный вид.

На сайте для учащихся размещены опорные конспекты по темам школьного курса, которые они могут использовать при подготовке к занятиям. Проверить свои знания можно в разделе «Тестирование». Размещены демонстрационные варианты контрольных работ, описание практикума, а также материалы для подготовки к экзаменам и информация об олимпиадах.

Педагоги на данном сайте могут познакомиться с рабочими программами по физике и разработками занятий. В разделе «Статьи» размещены материалы посвященные преподаванию физики. В разделе «Проекты учащихся» можно познакомиться с лучшими проектными работами учащихся. Чтобы глубже погрузиться в мир физики можно воспользоваться одной из приведенных ссылок в соответствующем разделе.



Свежие документы:  Конспект урока в 7 класса «Сила трения»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: