Программа элективного курса по физике «Методы решения нестандартных задач по физике» 9 Класс


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14


«Согласовано» на

Зам. Директора по УВР

«_______________»/Г.Н.Суркова /


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №14

«_______________» /Е.В. Филимонов/


«Согласовано»

Методист ММЦ

«_______________» /М.Ю. Колосова/





Программа элективного курса по физике

9 класс

«Методы решения нестандартных задач по физике»

на 2010-2011 учебный год.





Составитель программы:

Авакян Людмила Геннадьевна

учитель физики I квалификационной категории








г.о. Коломна

2010 год

Пояснительная записка

17 часов(1час в неделю)

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. Важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей.

Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов и принадлежит группе ориентационных курсов позволяющих учащимся проверить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне, даёт возможность для самоопределения.


Актуальность


В физической науке существует огромное количество методов познания, которые позволяют решать задачи изящно, рационально, красиво, а значит, будят эмоции и интерес, побуждают знать глубже и шире, рождают желание искать. В данном курсе выбраны лишь некоторые нестандартные методы решения задач в соответствии с опытом и вкусами автора.


Цели элективного курса:


1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;

4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.


Задачи курса:


1. углубление и систематизация знаний учащихся;

2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

3. овладение основными методами решения задач.

Это поможет успешно изучать физику в старшем звене и создаст необходимую базу для сдачи экзамена по выбору за курс основной школы.

В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, как путём использования заданий различного уровня, так и на основе различной степени самостоятельного изучения материала. Следовательно программа применима для разных групп школьников. Общее количество: 27 человек.

На изучение всего курса отводится 17 часов: занятия проводятся в течение 1 полугодия.

Форма подведения итогов : зачётная работа.

Ожидаемые результаты:

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • Применять знания по физике для объяснения явлений природы.

  • Решать задачи по физике различными методами.

  • Применять общие алгоритмы к решению нестандартных задач.

Содержание программы.

1.Введение (2часа)

Правила и приёмы решения нестандартных задач по физике. Операции над векторными величинами.

2.Кинематика материальной точки (5часов)

Равномерное движение. Решение нестандартных задач по теме: «Равномерное движение координатным и графическим методом».Одномерное и двумерное равнопеременное движение. Решение нестандартных задач по теме: «одномерное равнопеременное движение»

3. Динамика материальной точки(7 часов)

Методы решения нестандартных задач по теме: «Динамика материальной точки». Решение нестандартных задач на движение по горизонтальной плоскости. Решение нестандартных задач на движение по наклонной плоскости с и без учёта трения. Решение нестандартных задач на движение связных тел. Решение задач на движение по окружности в вертикальной и горизонтальной плоскости. Решение комбинированных задач.

4. Защита результатов работы(3 часа)

Зачётная работа по теме: «Решение нестандартных задач по кинематике и динамике материальной точки».



Тематическое планирование.



Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Самостоятельная работа.


Введение

2




1

Правила и приёмы решения нестандартных задач по физике


1



2

.



1



Кинематика материальной точки

5




3

Равномерное движение


1



4

. Решение нестандартных задач по теме: «Равномерное движение координатным и графическим методом».



1


5

Одномерное и двумерное равнопеременное движение


1



6

Решение нестандартных задач по теме: «одномерное равнопеременное движение»



1


7

Решение нестандартных задач по теме: «Двумерное равнопеременное движение»



1



Динамика материальной точки

7




8

Методы решения нестандартных задач по теме: «Динамика материальной точки».


1



9

Решение нестандартных задач на движение по горизонтальной плоскости



1


10

Решение нестандартных задач на движение по наклонной плоскости с и без учёта трения.



1


11

Решение нестандартных задач на движение по наклонной плоскости с и без учётом трения.




1

12

Решение нестандартных задач на движение связных тел.



1


13

Решение задач на движение по окружности в вертикальной и горизонтальной плоскости.



1


14

Решение комбинированных задач




1


Защита результатов работы

3




15

Обзорно обобщающий урок по теме: «Решение нестандартных задач по кинематике и динамике материальной точки».



1


16

Зачётная работа по теме: «Решение нестандартных задач по кинематике и динамике материальной точки».




1

17

Анализ ошибок зачётной работы



1



Итого

17

4

10

3




Рекомендуемая литература:


  1. Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач». М.: ВАКО, 2007

  2. Зорин Н.И ЕГЭ 2010 Физика: решение задач частей В и С., М.: Эксмо, 2010.

  3. Гельфгат И.М. , Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. М.: ИЛЕКСА, 2003

  4. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.

  5. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004

  6. Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.

  7. Тульчинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Ядерная энергетика в жизни человека"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: