Программа факультативного курса по физике в 11 классе «Решение олимпиадных задач»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Болчаровская средняя общеобразовательная школа»

Кондинского района Тюменской области ХМАО-Югры






Программа

факультативного курса

по физике в 11 классе

«Решение олимпиадных задач»



подготовил

учитель физики

высшей категории

Змановский Леонид Владимирович






с.Болчары

2012

1. Пояснительная записка

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно-технического прогресса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы, целями которой являются:

— развитие интереса к физике, к решению физических задач;

— совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

— формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Кроме того, в данном курсе мы акцентировали внимание учеников на решении нестандартных физических задач, задач на смекалку, занимательных и экспериментальных задач. Все вышеперечисленное развивает физическое мышление школьников, прививает им интерес к науке физике и расширяет кругозор ученика о том увлекательном мире, в котором он живет.

Данная программа, общим объемом 9 часов, изучается в 11 классе.

2. Требования к уровню подготовки учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных уме­ний и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса «Решение олимпиадных задач» на этапе основного общего образования являются:

использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

выделение характерных причинно-следственных связей;

творческое решение учебных и практических задач;

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной дея­тельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различ­ных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и дру­гие базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведе­ния, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

Свежие документы:  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины Автоматизированные системы в бухгалтерском учете

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

В результате изучения курса ученик должен:

Знать/понимать:

— смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

— смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

— смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;




Уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

— использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

— представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

— выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

— приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

— решать задачи на применение изученных физических законов;

— осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни для:

— рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов;

— оценки безопасности радиационного фона.




3. Учебно-тематический план

Содержание темы

Кол-во часов

Дата

всего

теор

практ

1.

Введение. Указания к решению задач по ЕГЭ

1

1


2.

Физические основы механики.

1

1


3.

Молекулярная физика и термодинамика.

1

1


4.

Электростатика.

1

1


5.

Законы постоянного тока.

1

1


6.

Электромагнетизм.

1

1


7.

Колебания и волны. Элементы СТО.

1

1


8.

Оптика.

1

1


9.

Атомная физика.

1

1



ИТОГО:

9

9



4. Содержание тем учебного курса

1. Введение. Указания к решению задач по ЕГЭ (1 час)

Разбор заданий ЕГЭ по физике 2012-2012 учебного года.

2. Физические основы механики (1 час)

Решение задач на равноускоренное движение, свободное падение тел, движение тел по углом к горизонту с начальной скоростью, применение второго закона Ньютона, использования законов сохранения энергии и импульса.

3. Молекулярная физика и термодинамика (1 час)

Решение задач на применение уравнения Менделеева-Клапейрона, основного уравнения молекулярно-кинетической теории, газовых законов, уравнения теплового баланса, на нахождение внутренней энергии тела с использованием первого и второго начал термодинамики.

Свежие документы:  Голография в школьном курсе физики

4. Электростатика (1 час)

Решение задач на применение закона Кулона, нахождение напряженности и потенциала электростатического поля с использованием принципа суперпозиции.


5. Законы постоянного электрического тока (1 час)

Решение задач на применение закона Ома, нахождения силы тока, напряжения и сопротивления цепи, применение первого и второго правил Кирхгофа, на расчет цепей, содержащих параллельное и последовательное соединение проводников.

6. Электромагнетизм (1 час)

Решение задач на закон Ампера, закон электромагнитной индукции, нахождения силы Ампера и силы Лоренца, ЭДС индукции и самоиндукции, индуктивности катушки и энергии магнитного поля тока.

7. Колебания и волны. Элементы СТО (1 час)

Решение задач на нахождение длины, частоты, скорости, ускорения, фазы, периода колебаний математического и пружинного маятников.

8. Оптика (1 час)

Решение задач на законы отражения и преломления света, явления интерференции и дифракции, построение изображений в тонких линзах.

9. Атомная физика (1 час)

Решение задач на ядерные реакции, нахождение дефекта масс и энергии связи атомного ядра.

5. Ожидаемый результат

Учащиеся должны расширить и закрепить знания по физике и научиться применять эти знания при решении задач разного типа.

6. Литература и средства обучения

Для учителя:

Основная:

1. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1987.

2. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 188, [4] с.: ил. – (Задачники «Дрофы»).

3. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н. Степанова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.: ил.

Дополнительная:

4. ЕГЭ: 2012: Физика. ФИПИ / изд. АСТ Астрель, — Москва.

5. Савченко Н.Е. Задачи по физике с анализом их решения. — М.: Просвещение, 2000.

Для учащихся:

Основная:

1. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 188, [4] с.: ил. – (Задачники «Дрофы»).

2. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н. Степанова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.: ил.

Дополнительная:

3. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. — М.: Просвещение, 1983.

4. Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика в задачах. — Л.: ЛГУ, 1976.

Свежие документы:  Обновление программы по технологии

5. ЕГЭ: 2012: Физика. ФИПИ / изд. АСТ Астрель, — Москва.







Список использованной литературы

1. Авдеева А.В. Методические рекомендации по использованию учебников по физике под редакцией Г.Я. Мякишева при изучении физики на профильном уровне. – М.: Дрофа, 2004;

2. Программно-методические материалы. Физика: Средняя школа. 7-11 кл. – М.: Дрофа, 2002;

3. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике. – М.: Дрофа, 2002.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. https://lib.podelise.ru.

2. https://nsportal.ru.









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: