рабочая программа по физике 7 класс УМК «Архимед» Кабардин О.Ф

МОУ«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»


1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования. утвержденный приказом Минобразования РФ №1089от.05.03.2004.

  • Авторская программа по физике 7 класс О. Ф. Кабардина по физике для основного общего образования по физике (Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Архимед». 7 — 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / О. Ф. Кабардин. — М.: Просвещение, 2011. – 32 с.).

  • Инструктивно-методическое письмо ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» «О преподавании физики в 2013/2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».    

      

Цели и задачи данной программы

Данная программа ориентирована на реализацию деятельностного подхода к процессу обучения. В 7 классе планируется изучение физики на уровне знакомства с природными явлениями, формирования основных физических понятий, определения физических величин, приобретения умений измерять физические величины, применения полученных знаний на практике.

  • усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убеждённости в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения


  • Авторская программа по физике в 7 классе рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. Рабочая программа также рассчитана на 70 часов, авторской программой предусмотрен резерв времени 7 часа, в рабочей программе резерв распределен на 4 часа повторения, 1 час на обобщение материала, 1 час промежуточный контроль,1 час итоговый контроль знаний. Реализация программы обеспечивается учебниками (включенными в Федеральный перечень): Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. Ф. Кабардин. – М.: Прсвещение, 2009 — 176 с., сборник задач по физике для учащихся 7 – 11 кл Лукашик В.И..

В соответствии с авторской программой и инструктивно-методическим письмом ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образовании» рабочая    программа предусматривает проведение

— тестового контроля знаний и умений – 5 часов;

-рубежная контрольная работа -1 час

-итоговая контрольная работа-1 час

— экспериментальных заданий – 23.


Формы и организация учебного процесса






       


  • Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

  • Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

  • Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

  • Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

  • Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

  • Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

  • Урок — самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

  • Урок — контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень обязательной подготовки — «3», уровень возможной подготовки — «4» и «5».


Формы и методы работы в рамках здоровьеориентированного образовательного процесса

-Динамическая пауза для профилактики

переутомления на занятиях интеллектуального цикла.

— Релаксация

— Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.) Упражнения для снятия глазного напряжения, Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.

— Проблемно-игровые : игротренинги, игро- терапия

— Серия занятий«Уроки здоровья»

-Технологии музыкального воздействия

— игротренинги и игротерапия.

В рамках подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, предусмотрено систематическое проведение тестовых контрольных работ.









2.Требования к уровню подготовки











     

Знать понятия: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро.

  • Знать физические величины: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, количество телоты.

  • Уметь:

пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • понимать и объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил;

  • измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

  • владеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объёма газа от давления при постоянной температуре;

  • понимать смысл основных физических законов: законов динамики Ньютона, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и Архимеда, закона сохранения импульса, закона сохранения энергии и умение применять их на практике;

  • применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи с использованием полученных знаний;

  • владеть разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

  • понимать принципа действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • применять полученные знания для объяснения принципа действия важнейших технических устройств;

  • использовать полученные знания, умения и навыки для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.





      


3.Содержание программы учебного предмета


Физика и физические методы изучения природы (3 часа)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические опыты. Физические приборы. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

Демонстрации

Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.

Лабораторные работы и опыты

    1. Измерение расстояний.

    2. Измерение времени между ударами пульса.

    3. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.


Механические явления (42 часа)

Кинематика

Механическое движение. Траектория. Путь скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Система отсчета. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Демонстрации

      1. Равномерное прямолинейное движение.

      2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта.

      3. Свободное падение тел.

Лабораторные работы и опыты

        1. Измерение скорости равномерного движения.

Динамика

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Масса — мера инертности и мера тяжести тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности тела.

Взаимодействие тел. Результат взаимодействия – изменение скорости тела или деформация тела. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы. Правило сложения сил.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Гидравлические машины. Условие плавания тел.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия твёрдого тела.

Демонстрации

          1. Явление инерции.

          2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.

          3. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.

          4. Изменение скорости тел при взаимодействии.

          5. Деформация тел при взаимодействии.

          6. Измерение силы по деформации пружины.

          7. Третий закон Ньютона.

          8. Свойства силы трения.

          9. Сложение сил.

          10. Явление невесомости.

          11. Равновесие тела, имеющего ось вращения.

          12. Барометр.

          13. Опыт с шаром Паскаля.

          14. Гидравлический пресс.

          15. Опыты с ведёрком Архимеда.

Лабораторные работы и опыты

            1. Измерение массы тела.

            2. Измерение плотности твёрдого тела.

            3. Измерение плотности жидкости.

            4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.

            5. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

            6. Сложение сил, направленных под углом.

            7. Измерение сил взаимодействия двух тел.

            8. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

            9. Измерение атмосферного давления.

            10. Исследование условий равновесия рычага.

            11. Нахождение центра тяжести плоского тела.

            12. Измерение архимедовой силы.

            13. Изучение условий плавания тел.

Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волны. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Кинетическая энергия. Работа как мера изменения энергии. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.

Демонстрации

              1. Реактивное движение модели ракеты.

              2. Простые механизмы.

              3. Наблюдение колебаний тел.

              4. Наблюдение механических волн.

              5. Наблюдение колебаний струны или ножек камертона и возникновение звуковых колебаний.

              6. Опыт с электрическим звонком, помещённым под колокол вакуумного насоса.

Лабораторные работы и опыты

                1. Измерение работы

                2. Измерение КПД наклонной плоскости.

                3. Изучение колебаний маятника.

                4. Измерение мощности.

                5. Исследования превращений механической энергии.

Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, строительная площадка.

Тепловые явления (25 часов)

Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.

Демонстрации

                  1. Диффузия в растворах и газах, в воде.

                  2. Модель хаотического движения молекул в газе.

                  3. Модель броуновского движения.

                  4. Сцепление твёрдых тел.

                  5. Повышение давления воздуха при нагревании.

                  6. Расширение твёрдого тела при нагревании.

                  7. Демонстрация образцов кристаллических тел.

                  8. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.

Лабораторные работы и опыты

  1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.

  2. Исследование зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре.

  3. Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура и её измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Зависимость температуры кипения от давления. Насыщенный пар. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации

  1. Принцип действия термометра.

  2. Теплопроводность различных материалов.

  3. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

  4. Конвекция в жидкостях и газах.

  5. Теплопередача путём излучения.

  6. Явление испарения.

  7. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.

  8. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.

  9. Конденсация паров воды на стакане со льдом.

  10. Определение абсолютной влажности воздуха по точке росы.

  11. Явления плавления и кристаллизации.

Лабораторные работы и опыты

    1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

    2. Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.

    3. Измерение удельной теплоёмкости вещества.

    4. Измерение удельной теплоты плавления льда.

    5. Исследование процесса испарения. Исследование тепловых свойств парафина.

    6. Измерение влажности воздуха.

Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию кристаллов, инкубатор.

Резервное время – 7 часов.










































4.Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

Физика и физические методы изучения природы (4 часа)

1

Физические явления.

1

02.09



2

Физические величины и их измерение. Измерение длины. Экспериментальное задание 2.1 «Измерение длины».

1

07.09



3

Экспериментальное задание 2.2 «Определение цены деления измерительного прибора»

1

09.09



4

Экспериментальное задание 3.1.

«Измерение времени между ударами пульса»

1

14.09



Механические явления (39 часов)

5

Механическое движение.

1

16.09



6

Скорость.

1

21.09



7

Экспериментальное задание 6.1«Измерение средней скорости движения тела»

1

28.09



8

Методы исследования механического движения. Неравномерное движение. Средняя скорость.

1

28.09



9

Таблицы и графики

1

30.09



10

Подготовка к контрольной работе по темам: «Физические явления. Механическое движение. Скорость. Таблицы и графики»

1

05.10



11

Тестовый контроль знаний и умений. Тест 1. «Физические явления. Механическое движение. Скорость. Таблицы и графики».

1

12.10



12

Явление инерции. Масса.

1

19.10



13

Экспериментальное задание 8.1 «Измерение массы»

1

21.10



14

Плотность вещества.

1

26.10



15

Экспериментальное задание 9.1 «Измерение плотности твердого тела» Экспериментальное задание 9.2 «Измерение плотности жидкости»

1

28.10



16

Сила.

1

02.11



17

Сила тяжести. Вес.

1

04.11



18

Сила упругости.

1

09.11



19

Экспериментальное задание 12.1«Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы»

1

11.11



20

Сложение сил

1

16.11



21

Экспериментальное задание 13.1 «Сложение сил направленных вдоль одной прямой»

1

18.11



22

Тестовый контроль знаний и умений. Тест 2. «Масса. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения. Сложение сил».

1

19.11



23

Равновесие тел.

1

25.11



24

Решение задач «Механические явления»

1

30.11



25

Центр тяжести тела.

1

02.12



26

Экспериментальное задание 15.1 «Нахождение центра тяжести тела»

1

07.12



27

Давление

1

09.12



28

Закон Архимеда

1

14.12



29

Экспериментальное задание 17.1 «Определение архимедовой силы. Изучение условий плавания тел.»

1

23.12



30

Атмосферное давление

1

28.12



31

Сила трения

1

13.01



32

Экспериментальное задание 19.1 «Исследование силы трения»

1

18.01



33

Энергия

1

20.01



34

Работа. Экспериментальное задание 21.1 «Измерение работы»

1

25.01



35

Мощность. Экспериментальное задание 21.2«Определение мощности человека»

1

27.01



36

Рубежная контрольная работа

1

31.01



37

Простые механизмы.

1

03.02



38

Экспериментальное задание 22.1 «Измерение КПД наклонной плоскости»

1

08.02



39

Механические колебания.

1

10.02



40

Экспериментальное задание 23.1«Изучение колебаний маятника»

1

15.02



41

Экспериментальное задание 23.2 «Изучение колебаний груза на пружине»

1

17.02



42

Механические волны.

1

22.02



43

Тестовый контроль знаний и умений. Тест 3 «Равновесие тел. Закон Архимеда. Атмосферное давление. Сила трения. Энергия. Работа. Мощность. Простые механизмы. Механические колебания и волны»

1

24.02



Тепловые явления (23 часа)


44

Атомное строение вещества.

1

27.02



45

Взаимодействие частиц вещества.

1

05.03



46

Взаимодействие частиц вещества

1

08.03



47

Свойства газов.

1

11.03



48

Свойства газов.

1

15.03



49

Свойства твердых тел и жидкостей»

1

17.03



50

Экспериментальное задание 28.1 «Выращивание кристаллов»

1

22.03



51

Температура. Экспериментальное задание 29.3 «Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий»

1

24.03



52

Внутренняя энергия.

1

29.03



53

Экспериментальное задание 30.1 «Наблюдение изменении внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил»

1

01.04



54

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

1

05.04



55

Решение задач «Тепловые явления»»

1

07.04



56

Экспериментальное задание 31.2 «Измерение удельной теплоемкости вещества»

1

08.04



57

Теплопроводность. Конвекция. Теплопередача излучением.

1

14.04



58

Плавление и кристаллизация.

1

19.04




59

Экспериментальное задание 33.1 «Измерение теплоты плавления льда»

1

21.04



60

Решение задач «Тепловые явления»

1

26.04



61

Испарение и конденсация.

1

29.04



62

Экспериментальное задание 34.1 «Исследование процесса испарения. Измерение влажности воздуха.»

1

30.04



63

Тестовый контроль знаний и умений. Тест 4 «Строение вещества. Тепловые явления»

1

05.05



64

Теплота сгорания

1

08.05



65

Решение задач «Тепловые явления»

1

12.05



66

Тестовый контроль знаний и умений. Итоговый тест 5

1

16.05



Повторение 4 часа


67

Повторение по теме «Механические явления»

1

19.05



68

Повторение по теме «Механические явления»

1

23.05



69

Повторение по теме «Тепловые явления»

1

26.05



70

Обобщающий урок за курс физики 7 класса

1

30.05





5.Формы и средства контроля

п/п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

Тестовый контроль знаний и умений. Тест 1

«Физические явления. Механическое движение. Скорость. Таблицы и графики».

12.10

Тестовый контроль знаний и умений. Тест 2

«Масса. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения. Сложение сил».

19.11

Рубежная контрольная работа


31.01

Тестовый контроль знаний и умений. Тест 3

«Равновесие тел. Закон Архимеда. Атмосферное давление. Сила трения. Энергия. Работа. Мощность. Простые механизмы. Механические колебания и волны»

24.02.

Тестовый контроль знаний и умений. Тест 4

«Строение вещества. Тепловые явления»

05.05

Тестовый контроль знаний и умений. Итоговый тест 5.

Итоговая тестовая работа

16.05

Экспериментальное задание 2 .1

«Измерение длины».

07.09

Экспериментальное задание 2.2

«Определение цены деления измерительного прибора»

09.09

Экспериментальное задание 3.1.


«Измерение времени между ударами пульса»

14.09

Экспериментальное задание 6.1.

«Измерение средней скорости движения тела»

28.09

Экспериментальное задание 8.1

«Измерение массы»

21.10

Экспериментальное задание 9.1

«Измерение плотности твердого тела»

28.10

Экспериментальное задание 9.2

«Измерение плотности жидкости»

28.10

Экспериментальное задание 12.1

«Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы»

11.11

Экспериментальное задание 13.1

«Сложение сил направленных вдоль одной прямой»

18.11

Экспериментальное задание 15.1

«Нахождение центра тяжести тела»

07.12

Экспериментальное задание 17.1

«Определение архимедовой силы. Изучение условий плавания тел.»

23.12

Экспериментальное задание 19.1

«Исследование силы трения»

18.01

Экспериментальное задание 21.1

«Измерение работы»

25.01

Экспериментальное задание 21.2

«Определение мощности человека»

27.01

Экспериментальное задание 22.1

«Измерение КПД наклонной плоскости»

08.02

Экспериментальное задание 23.1

«Изучение колебаний маятника»

15.02

Экспериментальное задание 23.2

«Изучение колебаний груза на пружине»

17.02

Экспериментальное задание 28.1

«Выращивание кристаллов»

22.03

Экспериментальное задание 29.3


«Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий»

24.03

Экспериментальное задание 31.1

«Наблюдение изменении внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил»

07.04

Экспериментальное задание 31.2

Измерение удельной теплоемкости вещества»

08.04

Экспериментальное задание 33.1

«Измерение теплоты плавления льда»

21.04


Экспериментальное задание 34.1

«Исследование процесса испарения веществ. Измерение влажности воздуха.»

30.04


6.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Основная

Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Предметная линия «Архимед» 7-9 класс О.Ф.Кабардин.Просвещение2011 32 с.

1

1

100

Физика. Книга для учителя. 7 класс / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина. М.: Просвещение, 2009. – 127 с.

1

1

100

Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс/ Сост. Н.И. Зорин.-М.: ВАКО.2011.

1

1

100

Лукашик В.И. Сборник задач по физике учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.

15

15

100

Дополнительная

Кирик Л.А. Физика. 7-11 классы. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2011.

1

1

100

Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

1

1

100

Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.

1

1

100


Оборудование и приборы

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Компьютер с программным обеспечением

1

1

100

Мультимедийный проектор

1

1

100

Лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора.»

· Измерительный цилиндр (мензурка) –1

· Стакан с водой – 1

· Небольшая колба – 1

· Три сосуда небольшого объёма

15

100

Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах.»

· Весы с разновесами – 1

· Тела разной массы – 3

15

100

Лабораторная работа «Измерение объема тела.»

· Мензурка – 1

· Нитка – 1

· Тела неправильной формы небольшого объема – 3

15

100

Лабораторная работа «Определение плотности вещества твердого тела.»

· Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Твердое тело, плотность которого · надо определить – 1

15

100

Лабораторная работа «Градуирование пружины динамометра»

· динамометр – 1

· грузы по 100 г – 4

· штатив с муфтой, лапкой и кольцом -1

15

100




Лабораторная работа «Измерение коэффициента трения скольжения.

· Деревянный брусок – 1

· Набор грузов – 1

· Динамометр – 1

· Линейка – 1

15

100

Лабораторная работа «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.»

· Динамометр – 1

· Штатив с муфтой – 1

· Лапкой и кольцом – 1

· Тела разного объема – 2

· Стакан – 2

15

100

Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тела в жидкости.»

· Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Пробирка-поплавок с пробкой – 1 · Сухой песок – 1

15

100

Лабораторная работа «Выяснение условия равновесия рычага.»

· Рычаг на штативе – 1

· Набор грузов – 1

· Линейка -1

· Динамометр – 1

15

100

Лабораторная работа «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.»

· Доска – 1

· Динамометр – 1

· Измерительная лента (линейка) – 1· Брусок – 1

· Штатив с муфтой и лапкой – 1

15

100


Компьютерные и информационно-комуникационные средства обучения

Наименования

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Физика. Электронный образовательный ресурс для работы в классе

1

1

100

СD «Ученический эксперимент по физике» МГУ

1

1

100

Учебное электронное издание «Физика-7-1» практикум. Физикон

1

1


100

СD «Физика. Библиотека наглядных пособий»

1

1

100

СD. Открытая физика 2

1

1

100

СD «Интерактивный тренинг подготовка к ЕГЭ». Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11

1

1

100

Сайт видео ресурсов по физике

http://www.galileotv.ru/

1

1

10

Электронная библиотека «Просвещение». Физика. Основная школа. 7 – 9 класс. Часть 1, 2 / под ред. Г. Н. Фединой, Т. П. Катковой, О. В. Серышевой. — М.: Просвещение, 2008;

1

1

100

Демонстрационные опыты по физике, универсальные наглядные пособия на DVD-дисках (М.: Телекомпания СГУ ТВ, Современная Гуманитарная Академия, 2007

1

1

100




Тест № 1:

«Физические явления, механическое движение, скорость, таблицы и графики.»

Вариант №1

  1. Какой из ответов обозначает физическое явление?

А) скорость, Б) падение тел, В) траектория движения, Г) воздушный шарик.

2. Какое из слов является названием физического прибора?

А) секундомер, Б) путь, В) километр, Г) автомобиль.

3. В физике путь – это

А) физическая величина, Б) физическое явление, В) дорога, Г) физическое тело.

4. Какое из слов обозначает единицу физической величины?

А) длина, Б) время, В) метр, Г) атом.

5. Сколько секунд в одном часе?

А) 60, Б) 360, В) 3600, Г) 36.

6. Четыре наблюдателя измерили время бега одного спортсмена на дистанции 100м и получили результаты: 10,2с; 10,1с; 10,4с; и 10,1с. Среднее арифметическое значение равно А) 10,05с, Б) 10,2с, В) 10,25с, Г) 10,3с.

7. Физическая величина, задаваемая только числом без указания направления в пространстве, называется

А) скалярной, Б) векторной, В) алгебраической, Г) геометрической.

8. Какие из перечисленных величин векторные? 1) Скорость, 2) Время, 3) Путь.

А) только 1, Б) только 2, В) только 3, Г) 1 и 2, Д) 1 и 3, Е) 1, 2 и 3.

9. Скорость 54 км/ч равна …

А) 5400 м/с, Б) 15 м/с, В) 200 м/с, Г) 900 м/с, Д) 150 м/с, Е) 0,45 м/с.


10. Какое расстояние пройдет тело за 20с, если его скорость 15м/с?

11. Определить по графику путь за 6 секунд и скорость движения.


12. В 0 ч 00 мин началась посадка на пароход. В 0 ч 20 мин пароход отчалил от пристани, и 1ч 10 мин он двигался с постоянной скоростью 54 км/ч. Затем он сделал остановку на 10 мин, а после двигался со скоростью 72 км/ч в течении 1 ч 20 мин.

Постройте график зависимости пути от времени в интервале от 0 ч 00 мин до 3 ч 00мин.

Вариант №2

  1. Какой из ответов обозначает физическое явление?

А) время, Б) метр, В) кипение, Г) самолёт.

2. Какое из слов является названием физического прибора?

А) ветер, Б) путь, В) линейка, Г) корабль.

3. В физике время – это

А) физическое тело, Б) физическое явление, В) дорога, Г) физическая величина.

4. Какое из слов обозначает единицу физической величины?

А) расстояние, Б) секунда, В) скорость, Г) молекула.

5. Сколько секунд в одной минуте?

А) 60, Б) 360, В) 3600, Г) 36.

6. Четыре наблюдателя измерили время бега одного спортсмена на дистанции 200м и получили результаты: 20,2с; 20,1с; 20,4с; и 20,3с. Среднее арифметическое значение равно

А) 20,05с, Б) 20,2с, В) 20,25с, Г) 20,3с.

7. Физическая величина, задаваемая только числом без указания направления в пространстве, называется

А) алгебраической, Б) векторной, В) скалярной, Г) геометрической.

8. Какие из перечисленных величин скалярные? 1) Скорость, 2) Путь, 3) Время.

А) только 1, Б) только 2, В) только 3, Г) 1 и 2, Д) 2 и 3, Е) 1, 2 и 3.

9. Скорость 72 км/ч равна …

А) 720 м/с, Б) 15 м/с, В) 20 м/с, Г) 2 м/с, Д) 60 м/с, Е) 0,2 м/с.


10. С какой скоростью должна лететь муха, чтобы преодолеть расстояние 80м за 16с?

11. Определить по графику путь за 3 секунды и скорость движения.


12. В 0 ч 00 мин началась посадка на автобус. В 0 ч 10 мин автобус отъехал от станции, и 1ч 00 мин он двигался с постоянной скоростью 72 км/ч. Затем он сделал остановку на 20 мин, а после двигался со скоростью 90 км/ч в течении 1 ч 30 мин.

Постройте график зависимости пути от времени в интервале от 0 ч 00 мин до 3 ч 00мин.




Тест № 2 по теме ««Масса. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения. Сложение сил».

Вариант 1

  1. Какая из перечисленных ниже единиц принята за единицу массы?

А. Паскаль, Б. Килограмм, В. Джоуль, Г. Ньютон, Д. метр в секунду.

  1. Какая из перечисленных ниже единиц принята за единицу плотности?

А. с, Б. м, В. м/с, Г. кг/м3.

3. Формула для расчета веса…

А. … = ρgh , Б.= F/S , В. … = Fs, Г. … = mg , Д. … = ρV.

4. Какие из величин – путь, скорость, масса, сила – являются векторными

А. путь, скорость; Б. масса, сила; В. скорость, сила; Г. все четыре.

5. Человек сидит на стуле. К какому телу приложена сила тяжести человека?

А. к самому человеку; Б. к стулу; В. к Земле; Г. нет однозначного ответа.


6. Рассчитайте свой вес. Изобразите вес на рисунке.

7. На тело действуют две силы 720Н и 430Н, направленные вдоль одной

прямой в разные стороны. Определите равнодействующую этих сил.

8. Тело массой 3кг человек бросает с силой 60Н, действуя на него в течении

0,3с. С какой скоростью движется тело в момент прекращения действия силы?

  1. Найдите объем тела, на которое действует сила тяжести 15кН, а плотность

тела 2700 кг/м3.

Вариант 2

  1. Какая из перечисленных ниже единиц принята за единицу силы?

А. Паскаль, Б. Килограмм, В. Джоуль, Г. Ньютон, Д. метр в секунду.

2. Какая из перечисленных ниже единиц принята за единицу пути?

А. с, Б. м, В. м/с, Г. кг/м3.

3. Формула для расчета силы тяжести…

А. … = А/t, Б. … = F/S , В. … = gρжVт , Г. … = gm , Д. … = ρV.

4. Какие из величин – путь, скорость, масса, сила – являются скалярными

А. путь, масса; Б. масса, сила; В. скорость, сила; Г. все четыре.

5. Человек сидит на стуле. К какому телу приложена сила веса человека?

А. к самому человеку; Б. к стулу; В. к Земле; Г. нет однозначного ответа.

6. Рассчитайте свой вес. Изобразите вес на рисунке.

7. На тело действуют две силы 280Н и 560Н, направленные вдоль одной

прямой в одну сторону. Определите равнодействующую этих сил.

8. Тело массой 5кг начинает движение под действием силы 100Н. Через какое

время скорость тела станет равной 40м/с?

9. Определите плотность тела объемом 0,3м3, если его вес 35кН.

Рубежная контрольная работа

Вариант 1

  1. Автомобиль двигается от светофора со скоростью 15 м/с. Какой путь он пройдет за 10с?

  2. Поезд движется со скоростью 72 км/ч. Сколько времени понадобится чтобы проехать 3 км?

  3. Масса тела равна 500 г. Его объем 0, 002м3. Чему равна плотность тела?

  4. Растительное масло налито в сосуд вместимостью 2л. Найдите массу масла, если его плотность 0,93 г/см3.

  5. В аквариум длиной а=30см; шириной в=20 см; высотой с=0,4м налита вода. Определите массу воды в аквариуме, если плотность воды

1000 кг/м3.

Вариант 2

  1. Скорость черепахи 0,02 м/с. Какой путь она пройдет за 20с?

  2. С какой скоростью плыл в воде лосось, если за 6 мин он проплыл 300м?

  3. Картофелина массой 50г имеет объем 0,05 м3. Найти плотность картофелины.

  4. Автомобиль поехал путь 50 км со скоростью 72 км/ч.. Чему равно время движения автомобиля?

  5. Определите массу мраморной плиты, ширина которой а=0,1м; длина в=80 см; высота с=0,2м.



Тест № 3 по теме ««Равновесие тел. Закон Архимеда. Атмосферное давление. Сила трения. Энергия. Работа. Мощность. Простые механизмы. Механические колебания и волны»»

Вариант 1

1. Формула для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда …

А. … = ρgh , Б. … = F/S , В. … = gρжVт , Г. … = mg , Д. … = ρV.

2. Определите период колебаний, если за 40 с тело совершает 20 колебаний.

А. 2 с, Б. 800 с, В. 0,5 с, Г. 60 с.

3. Звук частотой 100 Гц распространяется в воздухе со скоростью 340 м/с. Определите длину волны звука.

А. 29 м, Б. 0,29 м, В. 34000 м, Г. 3,4 м, Д. 34 м.

4. Чему примерно равна архимедова сила, действующая в газе на тело объемом

6 м3? Плотность газа 1,3 кг/м3.

А. 78 Н, Б. 7,8 Н, В. 6 Н, Г. 1,3 Н, Д. Среди ответов нет правильного.

5. Трактор тянет плуг с силой 3000 Н. Какая работа совершается на пути 30м?

А. 100 Дж, Б. 0,01 Дж, В. 3000 Дж, Г. 90000 Дж, Д. 3030 Дж.

6. Какой потенциальной энергией относительно Земли обладает тело массой 20 г на высоте 0,8км?

7. Лошадь тянет телегу, прилагая усилие 350 Н, и совершает за 1мин работу в

42 кДж. С какой скоростью движется лошадь?


Вариант 2

1. Формула для расчета давления твердых тел…

А. … = ρgh , Б. … = ρV, В. … = gρжVт , Г. … = mg , Д. … = F/S.

2. Определите частоту колебаний, если за 40 с тело совершает 20 колебаний.

А. 2 Гц, Б. 800 Гц, В. 0,5 Гц, Г. 60 Гц.

3. Звук частотой 200 Гц имеет длину волны 5 м. Определите скорость звуковой волны.

А. 0,025 м/с, Б. 40 м/с, В. 1000 м/с, Г. 100 м/с, Д. 10 м/с.

4. Чему примерно равна архимедова сила, действующая на тело объемом 2 м3, находящееся в жидкости плотностью 1000 кг/м3 ?

А. 2 Н, Б. 20000 Н, В. 2000 Н, Г. 1000 Н, Д. нет правильного.

5. Какова мощность двигателя, совершающего работу 30 Дж за 10с?

А. 1/3 Вт, Б. 5 Вт, В. 300 Вт, Г. 180 Вт, Д. 3 Вт.

6. Определите, какой кинетической энергией будет обладать тело массой 24 г при движении со скоростью 36 км/ч.

7.Насос подаёт в башню 25 л воды в секунду. Какую работу он совершает за 2ч,

если высота башни 10м? Плотность воды 1000 кг/м3.


Тест №4 по теме «Строение вещества. Тепловые явления»

Вариант 1

1. Внутренняя энергия тела зависит…

А. От скорости движения тела.

Б. От энергии движения частиц, из которых состоит тело.

В. От энергии взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

Г. От энергии движения частиц и от энергии их взаимодействия.

2. Первый стакан с водой охладили, получив от него 1 Дж количества теплоты, а второй стакан подняли вверх, совершив работу в 1 Дж. Изменилась ли внутренняя энергия воды в первом и втором стаканах?

А. Ни в одном стакане не изменилась.

Б. В 1 — уменьшилась, во 2 — не изменилась.

В. В 1 — не изменилась, во 2 — увеличилась.

Г. В обоих стаканах уменьшилась.

Д. В 1 — уменьшилась, во 2 — увеличилась.

3. После того как распилили бревно, пила нагрелась. Каким способом изменили внутреннюю энергию пилы?

А. При совершении работы. Б. При теплопередаче.

4. Чтобы увеличить внутреннюю энергию автомобильной шины, нужно…

А. Выпустить из шины воздух.

Б. Накачать в шину воздух.

5. Два одинаковых пакета с молоком вынули из холодильника. Один пакет оставили на столе, а второй перелили в кастрюлю и вскипятили. В каком случае внутренняя энергия молока изменилась меньше?

А. В обоих случаях не изменилась.

Б. В обоих случаях изменилась одинаково.

В. В первом случае.

Г. Во втором случае.

6. Конвекцией называют вид теплопередачи, при котором энергия…

A. Передается от нагретого тела с помощью лучей.

Б. От нагретого конца тела передается к холодному, но само вещество при этом не перемещается.

В. Переносится самими частицами вещества.

7..Каков способ теплопередачи от костра?

А. Излучение.

Б. Теплопроводность.

В. Конвекция.

8. Ложка, опущенная в стакан с горячей водой, нагревается. Каким способом происходит теплопередача?

А. Излучение.

Б. Теплопроводность.

В. Конвекция.

9. Каким способом происходит теплопередача при нагревании шин автомобиля при торможении?

А. Конвекцией.

Б. Теплопроводностью.

В. Излучением.

Г. Работой.

10. Какое вещество обладает наибольшей теплопроводностью?

А. Шерсть.

Б. Железо.

В. Бумага.

11. Что такое количество теплоты?

А. Количество внутренней энергии, которое необходимо для нагревания вещества на 1 °С.

Б. Часть внутренней энергии, которую тело получает или теряет при теплопередаче.

В. Количество внутренней энергии, необходимое для нагревания вещества массой 1 кг на 1 °С.

Г. Часть внутренней энергии, которую получает тело при совершении над ним работы.

Вариант 2

1. Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела?

А. Только совершением работы.

Б. Совершением работы и теплопередачей.

В. Только теплопередачей.

Г. Внутреннюю энергию тела изменить нельзя.

2. Первая пластина перемещалась по горизонтальной поверхности и в результате действия силы трения нагрелась, а вторая пластина была поднята вверх над горизонтальной поверхностью. В обоих случаях была совершена одинаковая работа. Изменилась ли внутренняя энергия пластин?

А. У первой пластины не изменилась, у второй увеличилась.

Б. У обеих пластин увеличилась.

В. У первой пластины увеличилась, а у второй не изменилась.

Г. Не изменилась ни у первой, ни у второй пластин.

3.Сок поставили в холодильник и охладили. Каким способом изменили внутреннюю энергию сока?

А. При совершении работы.

Б. При теплопередаче.

4.Резиновую нить слегка растянули. Чтобы внутренняя энергия нити увеличилась ее надо…

А. Растянуть сильнее.

Б. Отпустить.

5. Два алюминиевых бруска массами 100 и 300 г, взятых при комнатной температуре, нагрели до одинаковой температуры. У какого бруска внутренняя энергия изменилась больше?

A. У обоих не изменилась.

Б. У обоих одинаково.

B. У первого бруска.

Г. У второго бруска.

6. Вид теплопередачи, при котором энергия от нагретого тела передается холодному с помощью лучей, называется…

А. Излучением.

Б. Конвекцией.

В. Теплопроводностью.

7. Каков способ теплопередачи водяного отопления?

А. Излучение.

Б. Теплопроводность.

В. Конвекция.

8. Благодаря какому способу теплопередачи Солнце

нагревает Землю?

А. Теплопроводность.

Б. Конвекция.

В. Излучение.

9. Каков способ передачи энергии от горячего утюга ткани?

А. Работа.

Б. Теплопроводность.

В. Конвекции.

Г. Излучение.

10. Изменится ли температура тела, если оно поглощает энергии больше, чем испускает?

A. Тело нагреется.

Б. Температура тела не изменится.

B. Тело охладится.

11. Количество теплоты, затраченное на нагревание тела, зависит от…

А. Массы, объема и рода вещества.

Б. Изменения его температуры, плотности и рода вещества.

В. Массы тела, его плотности и изменения температуры.

Г. Рода вещества, его массы и изменения температуры.


Тест №5 итоговый

Вариант 1

Уровень А.

В уровне «А» выберите вариант правильного ответа. Исправление в части «А» недопустимо.

  1. Сколько грамм в одном килограмме?

А: 10 Б: 100 В: 1000 Г: 0.001

  1. Чему равна цена деления шкалы и показание прибора? (рис 1)

А: 5мл; 10,2мл Б: 1мл; 12мл В: 5мл; 12мл

  1. Как изменяется объем твердого тела при нагревании?

А : не изменяется Б: уменьшается В: увеличивается

  1. Два кубика – изо льда и железа – имеют одинаковый объем. Какой из них имеет большую массу? (плотность льда – 900 кг/м³, железа – 7800 кг/м³)

А: изо льда Б: из железа В: массы одинаковы

  1. Какая единица принята за единицу измерения давления?

А: Паскаль Б: Ньютон В: Килограмм

  1. На какое тело действует большая сила Архимеда? (рис 2)

А: на 1 Б: на 2 В: на 3


  1. На рисунке 3 изображен график пути тела. Чему равна скорость этого тела?

А: 1м/с Б: 5 м/с В: 20 м/с Г: 80 м/с

  1. Какая сила тяжести действует на тело массой 5 кг? (g=10 Н/кг)

А: 50 Н Б: 50 кг В: 0,5 Н Г: 2 Н


  1. Чему равно значение силы F, если рычаг находится в равновесии? (рис4)

А: 1 Н Б: 2Н В: 4 Н Г: 8Н


Уровень В.


В уровне «В» необходимо правильно оформить решение задач, записав краткое условие и решение.

  1. Определите массу и вес чугунной болванки объемом 0,2 м³, лежащей на горизонтальной поверхности стола. Сделайте рисунок, указав на нем вес тела (плотность чугуна – 7000 кг/м³)

  2. Тело массой 400 кг и объемом 0,1 м³ находится в керосине. Определите выталкивающую силу, действующую на тело, и силу с которой тело действует на дно сосуда. Сделайте поясняющий рисунок( плотность керосина – 800 кг/м³)

  3. Человек массой 70 кг равномерно поднимается с 1 на 9 этаж дома за 1 минуту. Определите, какую работу совершил человек и какую полезную мощность он при этом развил, если между соседними этажами разница высоты составляет 3 метра?(g считать равным 10м/с²)

Оценка задач

А1-А6 1 балл

А7-А9 2 балла

В1-В3 3 балла

Максимальное количество баллов ставится за полное решение задачи и её правильное оформление. Часть баллов за решение задачи выставляется за частично решенную задачу на усмотрение учителя.


Критерии оценки

«3» — 7 баллов

«4» — 14 баллов

«5» — 18 баллов

Вариант 2

Уровень А.

В уровне «А» выберите вариант правильного ответа. Исправление в части «А» недопустимо.

  1. Сколько метров в одном километре?

А: 10 Б: 100 В: 1000 Г: 0.001

  1. Чему равна цена деления шкалы и показание прибора? (рис 1)

А: 20мл; 260мл Б: 10мл; 230мл В: 100мл; 260мл

  1. В каких веществах быстрее происходит явление диффузии?

А : в твердых Б: в жидких В: в газообразных

  1. Два кубика – изо льда и железа – имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объём? (плотность льда – 900 кг/м³, железа – 7800 кг/м³)

А: изо льда Б: из железа В: объёмы одинаковы

  1. Какая физическая величина измеряется в ньютонах?

А: масса Б: вес В: давление

  1. На какое тело действует меньшая сила Архимеда? (рис 2)

А: на 1 Б: на 2 В: сила одинакова



  1. На рисунке 3 изображен график пути тела. Какой путь прошло тело за 3 секунды?

А: 20 м Б: 320 м В: 80 м Г: 60 м

  1. Какое давление оказывает ребёнок на пол, если его вес 300Н, а площадь его подошв 0,03 м²?

А: 0,0001 Па Б: 1 Па В: 10000Па Г: 90000 Па

  1. Мальчик толкает горизонтально тележку с силой 20 Н? Какую работу совершает он на пути 10 м?

А: 2 Дж Б: 200 Дж В: 0,5 Дж Г: 30 Дж



Уровень В.

В уровне «В» необходимо правильно оформить решение задач, записав краткое условие и решение.

  1. Один велосипедист 12 с двигался со скоростью 6 м/с, а второй проехал этот же путь за 9 с. Какова скорость второго велосипедиста на этом пути? Дайте ответ в км/ч.

  2. В аквариуме размером 20х50х40 см налита вода до края. Определите давление и силу давления воды на дно. Высота аквариума 40 см (плотность воды 1000 кг/м³)

  3. Льдина объёмом 5 м³ плавает в воде. Определите объем подводной и надводной части льдины. Сделайте поясняющий рисунок (плотность льда 900 кг/м³, воды 1000 кг/м³)

Оценка задач

А1-А6 1 балл

А7-А9 2 балла

В1-В3 3 балла

Максимальное количество баллов ставится за полное решение задачи и её правильное оформление. Часть баллов за решение задачи выставляется за частично решенную задачу на усмотрение учителя.

Критерии оценки

«3» — 7 баллов

«4» — 14 баллов

«5» — 18 баллов






















24

Барышенская ЕленаНиколаевна, учитель физики


Свежие документы:  Контрольно-измерительный материал «История Пермского края»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: