Урок физики в 9 классе по теме «Тормозной и остановочный путь»


Урок физики в 9 « А» классе по теме «Тормозной и остановочный путь»

Вид урока: интегрированный (физика + математика)

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию относится к уроку открытия «нового» знания»

Оборудование к уроку:

Интерактивная доска

  • презентация Microsoft PowerPoint

  • Тележки, резиновые коврики, трибометры, металлические планшеты- из лаборатории –

L- Микро

  • Фрагмент на 3 минуты о детском травматизме на дорогах.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

( тормозной путь, зависимость тормозного пути от квадрата скорости и коэффициента трения среды)

Физика:

На основе полученных знаний о силе трения, второго закона Ньютона научить применять их для определения:

-модуля и направления сил, действующих на движущиеся тела в реальных ситуациях;

-безопасной скорости при разгоне и повороте транспортных средств

и тормозного пути при остановке.

Математика:

Использовать законы математики для вычислительных действий и установления зависимостей между тормозным путем, ускорением, коэффициентом трения.

Время занятия: 45 минут.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная

Ход урока:

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель физики:

1.Зачем на шинах автомашин, колесных тракторов делают глубокий рельефный рисунок (протектор)?

2.Зачем осенью у трамвайных линий, проходящих около парков, бульваров и садов, вывешивают предупреждающий знак « Осторожно, листопад!»?

3. Почему после дождя грунтовая дорога делается скользко. Почему опасно съезжать по грунтовой дороге с уклоном вниз?

Примерные ответы учеников:

1.Для того, чтобы увеличить коэффициент трения и тем самым прак-

тически не допустить проскальзывания между колесами автомобиля и

обледенелым участком полотна дороги.

2.Сушие листья уменьшают сцепления колес трамвая с рельсами, вследствие чего может возникнуть пробуксовка колес, тормозной путь станет больше.

3.Вода на поверхности дороги уменьшает коэффициент трения.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2 Актуализация знаний, проходит с помощью творческого задания- отгадывание ключевого слова к уроку, которое способствует определению темы урока, и целей урока.

Учитель математики: ребята! Вам сегодня предлагается необычный урок.

Для проведения урока вам необходимо отгадать ключевую фразу, которая позволит вам определить тему сегодняшнего урока.

Смотрим на интерактивную доску — перед вами ребус. Отгадав который вы сумеете назвать тему сегодняшнего урока.



4=М 2=3 2=у

( тормозной путь)

Ученики: тормозной путь.

Учитель физики: правильно. Открыли тетради и записали: число, классная работа, тему урока «Тормозной путь. Остановочный».

(в этот момент в программе « воспроизведения» на интерактивной доске записывается: число, классная работа, тема урока: « Тормозной путь. Остановочный»

Стадия « Вызова»

Демонстрация фрагмента фильма о травматизме на дорогах.

Учитель математики:

Ребята как вы думаете, нужны ли знания по физике, по математике на дорогах? (Ученики предлагают ответы на вопрос)

Примерные ответы учеников:

Да, нужны с помощью законов математики выполняются вычислительные действия, переводы различных физических величин, устанавливаются зависимости между величинами, а с помощью законов физики объясняются явления природы, принцип работы технических устройств.

Учитель физики:

Транспортные средства, как и все тела, подчиняются законам физики. Сегодня, на какие вопросы надо ответить, чтобы получить закон, позволяющий рассчитать тормозной путь?

Ученики предлагают примерный перечень вопросов:

От каких физических величин зависит безопасность движения на дорогах?

Как определить тормозной путь, допустимую скорость при поворотах, при движении по холмистой или неровной дороге?

Как определить, возникающее при этом, максимальное ускорение?

( вопросы, сформулированные ребятами, записываются на доске)

Учитель: Молодцы, правильные вопросы. Я предлагаю провести исследовательские работы, которые помогут ответить на вопросы позволяющие рассчитывать тормозной путь автомобилей и других движущихся устройств.

У вас на столах есть карточки с заданиями и оборудование к ним. Время работы 10 минут. В тетрадь записать вывод по исследовательской работе.

(работа в группе по 2 человека «исследовать тормозной путь при движении двух тележек одинаковой по массе, проходящими: по резиновому коврику и железному планшету», «исследовать тормозной путь дух тележек разной массы, проходящих по одинаковым резиновым коврикам», «исследовать тормозной путь дух тележек одинаковой массы, проходящих по резиновому коврику и металлическому планшету», « исследовать тормозной путь дух тележек разной массы, проходящих по одинаковым металлическим планшетам».)

Более сильным ученикам на основании второго закона Ньютона получить формулу тормозного пути.

Учитель: Какие результаты исследовательской работы получили:

Ответы учеников:

1.тормозной путь зависит от скорости движения тележек.

2. Тормозной путь зависит от поверхности взаимодействия тел.

3. Формула тормозного пути равна: S=v2/2μg

Учитель: Скажите экспериментальное исследование, подтверждает теоретические рассуждения?

Ученики: да, теория совпадает с практикой.

Учитель математики:

Таким образом, с какими физических величин тормозной путь связан прямо пропорциональной зависимость и от каких обратной?

( ученики: прямо пропорционально связан тормозной путь и квадрат скорости, обратно с коэффициентом трения)

  • Рефлексия — задачи с использованием программы Microsoft PowerPoint

Задание 1. Назовите пять опасных мест, и объясните, в чем их опасность



Вывод: Будь всегда внимательным и осторожным.

Учитель математики:

Коллективное решение задач.

Учитель физики:

1.На участке дороги установлен знак, водитель

применил аварийное торможение. Инспектор

обнаружил по следам колес, что тормозной

путь 12м. Нарушил ли водитель правила до-

рожного движения, если коэффициент трения

равен 0,6.



Дано: СИ Решение:



Vmax = 50км/час 14м/с по 2 закону Ньютона: ma= FFтр. , при F=0

S= 12м Fтр= ma, µN= ma, µmg =ma (1)

µ=0,6 из s=v2-v2/2a => s= v2/2a ,т.к. v=0

найти: vо=? s= v2/2 µg => v=√ 2sgµ=12м/с=43,2км/час

v< Maxi



F Fтр.

2 способ: из s=mvо2 /2Fтр => vо= √ 2sFтр/m, где Fтр.= µN= µmg

Vо=12м/с

Ответ1. Скорость была 43,2 км/ч, т.е. меньше разрешенной.

Знак « Максимальная скорость движения 50 км/ч!.»

  1. Водитель грузовика, едущего со скоростью

72км/ч, заметил на дороге знак.

Сможет ли он не сбавляя скорости,

проехать поворот, если радиус поворота

равен 25м, а коэффициент трения µ=0,4?





Дано: Решение: При равномерном движении

Равнодействующая сил R =Fтр , по 2 закону Ньютона.

V=20м/с т.к. R= maцс, a Fтр=µN= µmg ,то

r=25м maцс= µmg

µ=0,4 aцс= Vmax2/r => µg =Vmax2/r, тогда Vmax=√ µg r=10м/с=36км/ч

найти:

Vmax=?

Ответ 2. Безопасная скорость на таком повороте 36 км/ч, так

что грузовик должен притормозить, иначе его вынесет.

Знак « Опасный поворот!».

Учитель: посмотрите на таблицу. Подтверждает выводы, которые были сделаны в процессе исследовательской работы?

Стоп

Учитель математики: а что означает этот знак:

Что должен делать водитель, увидев этот знак?

Ответ: остановиться

стоп

Вот и наш урок подходит к концу продолжите фразу:

  • «Сегодня на уроке я узнал…»

  • «Сегодня на уроке я научился…»

  • «Сегодня на уроке я познакомился…»

  • «Сегодня на уроке я повторил…»

  • «Сегодня на уроке я закрепил

Учителя выставляют оценки за урок. Д.з составить «Фишбоун» по теме урока.

Используемая литература: М.Е.Тульчинский качественные задачи по физике.

А.П., П.А. Рымкевич сборник задач по физике.

Интернет : генератор ребусов в онлайне

Яндекс. Картинки по тормозному пути.







Свежие документы:  Программа элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов» 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: