УРОК ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ для 10 класса ПО ТЕМЕ: «ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА, ЗАКОН ОМА ДЛЯ ПОЛНОЙ ЦЕПИ».


1001 идея интересного занятия с детьми


УРОК ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА, ЗАКОН ОМА ДЛЯ ПОЛНОЙ ЦЕПИ».

Васина Лариса Валерьевна

БОУ города Омска «СОШ № 17»

Учитель физики

Город Омск


Предмет (направленность): физика.

Возраст детей: 10 класс

Место проведения: открытый урок в 10 классе.


Задача развития мышления: Развивать творческие способности учащихся, логическое мышление.

Воспитательная задача: Развивать инициативу, активность, самостоятельность в процессе коллективной деятельности, воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного выполнения задач.

Образовательная задача: Закрепить и углубить знания по теме: «Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи».

Научить применять теоретические знания для решения задач.



Организационный момент. Сообщение целей.

Актуализация опорных знаний. (Фронтальный опрос)

Повторение:

  1. Ответьте на вопросы (фронтально) Слайд № 2.

  1. Что такое электрический ток?

  2. Что принято за направление тока?

  3. Условия существования электрического тока.

  4. Действия тока.

  5. Что такое сила тока?

  6. Что такое сопротивление? От чего оно зависит?

  7. Закон Ома для участка цепи.

  8. Законы последовательного и параллельного соединения цепи.

  1. Работа в группах с консультантами по вопросам. Слайд №3.

  1. Что такое сторонние силы?

  2. Объяснить необходимость существование сторонних сил на основе закона сохранения энергии.

  3. Что такое электродвижущая сила?

  4. Сформулировать закон Ома для полной цепи.

  5. Когда наступает короткое замыкание?

  1. Два ученика готовят ответ у доски по вопросам

  1. Электродвижущая сила.

  2. Закон Ома для полной цепи.

  1. Два ученика работают по карточкам у доски.

Задача №1.

Батарея элементов с ЭДС 21В и внутренним сопротивлением 0,5Ом подключена к внешней цепи, состоящей из трех параллельно соединенных проводников сопротивлением 2 Ом, 6 Ом, 12 Ом. Определить силу тока в проводнике сопротивлением 6 Ом.

Задача №2.

Батарея аккумуляторов с внутренним сопротивлением 0,2 Ом питает 10 параллельно соединенных ламп, сопротивлением 250 Ом каждая. Определить ЭДС источника тока, если ток в каждой лампе равен 0,5А.

Решение задач.

  1. Решение качественных задач (фронтально).

Задача №1. Слайд №4

Во сколько раз изменится сила тока в цепи, если проводник сопротивлением R заменить на проводник сопротивлением 3R. ЭДС источника ε, внутреннее сопротивление r = R.



Задача №2. Слайд№5.

Если ползунок реостата передвинуть к концу б, то напряжение между его концами будет уменьшаться, а сила тока будет увеличиваться. Почему?

  1. Решение экспериментальных и вычислительных задач в группах с последующим обсуждением. (Каждое задание выполняется двумя группами одновременно)

Задание №1.

Ответьте на вопросы, проверьте экспериментально.

Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, 2 лампочки на подставке, соединительные провода.

  1. Изменятся ли показания амперметра, если лампочка перегорит? (рис. 1)

  2. Изменятся ли показания вольтметра, если лампочка перегорит? (рис.2)

  3. Повлияет ли на показания амперметра включение последовательно с лампочкой еще одной лампочки? (рис.3)

  4. Повлияет ли на показание амперметра включение параллельно горящей лампы еще одной? (рис.4)

  5. Что произойдет, если по ошибке включить амперметр в цепь не последовательно с лампой, а параллельно? (рис.5)

  6. Что произойдет, если по ошибке включить вольтметр не параллельно лампе, а последовательно? (рис.6)

Устная проверка выполнения задания группами.

Задание №2.

  1. Определить общее сопротивление в цепи, если R1 = 1Ом,

R2 = 2Ом, R3 = 3Ом, R4 = 4Ом.



  1. Каковы показания амперметра и вольтметра, если ЭДС источника 6В, его внутреннее сопротивление 0,2 Ом, сопротивление первого резистора 1,8 Ом?

Задание №3.

  1. Определить общее сопротивление в цепи, если R1= 2 Ом,

R2= 3 Ом, = 3 Ом, R3=5 Ом.









  1. Цепь состоит из источника тока ЭДС которого 4,5 В и внутренним сопротивлением1,5 Ом, проводников сопротивлением R1=4,5 Ом, R2= 3 Ом, соединенных последовательно. Определить напряжение на проводнике R2. Чему равна работа, совершенная электрическим током в проводнике R1 за 20 минут?

Проверка осуществляется консультантом по листу самопроверки, лежащим на столе, с последующим обсуждением.

  1. Совместное решение задач из презентации. Слайд№6-7.

(Класс решает самостоятельно, один ученик за закрытой доской, затем проверка.)

Дополнительные вопросы:

1. Как определить цену деления прибора?

2. По фотографии определить цену деления амперметра и вольтметра.

Задача №1.

Ученик собрал электрическую цепь из батареи, реостата, ключа, амперметра, вольтметра. После этого он провел измерение напряжения и силы тока в цепи при различных сопротивлениях внешней цепи. Определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.




Задача №2. Слайд №8-10.

Используя условие предыдущей задачи, определить коэффициент полезного действия источника тока.

(Обсудить решение, проверка с использование слайда № из презентации)

Рефлексия деятельности на уроке.

Подводим итоги урока. Зафиксируем новое содержание, изученное на уроке: чему научились? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: Упр 19 № 6,7, подготовиться к лаб. раб. №4. Слайд№11.



ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский Физика. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2008

  2. Р.Д. Минькова, Л.К. Свириденко Проверочные задания по физике в 7, 8 и 10 классах средней школы. Москва «Просвещение» 1992.

  3. Видеоконференция. Физика «Диагностика экспериментальных умений при выполнении заданий ЕГЭ по физике» Митракова Н.Н. старший преподаватель кафедры физико-математического образования БОУДПО «ИРООО» 2010.



5

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: