Урок «Закон сохранения импульса» 9 класс


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 4»









Подробный конспект урока



«Импульс.Закон сохранения импульса»





9 класс





Подготовила: Петракова М.В.,

учитель физики





г. Кимры

Тверская область

2015



Подробный конспект урока

Организационная информация

Тема урока

Импульс.Закон сохранения импульса

Предмет

физика

Класс

9

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Петракова Марина Викторовна, учитель

Образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №4»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Центральный

Республика/край

Тверская область

Город/поселение

г.Кимры

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Изучение нового материала

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательная: обосновать необходимость введения физической величины, называемой импульсом. Сформировать понятие о замкнутых системах, вывести закон сохранения импульса

развивающая: содействовать патриотическому воспитанию школьников, познакомив с разработками отечественных ученых и вкладов в освоение космоса русских космонавтов

воспитательная: умение выслушивать и анализировать рассуждения и выводы одноклассников


Задачи урока (мероприятия, занятия)

1.Научить решать задачи ,используя закон сохранения импульса

2. Формировать навыки решения практических и расчетных задач

Используемые педагогические

технологии, методы и приемы

Информационно-коммуникативная технология, объяснительно-иллюстративные и частично-поисковые методы


Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 мин.

Знания, умения, навыки и качества,

которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.

ученики в ходе урока (мероприятия,

занятия)

  1. 1)развитие умения работать с лабораторными приборами

  2. 2)развитие умения анализировать проведенные эксперименты

  3. 3)развитие умения решать расчетные практические задачи

4) развитие умения систематизировать материал, сравнивать и обобщать;

5)совершенствование навыка работы с таблицами

6)воспитание чувства коллективизма, умение работы в группе

Необходимое оборудование и

материалы

Интерактивная доска, компьютер

Обучающая компьютерная программа

Приборы: наклонная плоскость, тележка, грузы, шары, пружина

Демонстрации

Проблемный эксперимент демонстрации замкнутой системы тел

Список учебной и дополнительной

литературы

1. Сборник задач к учебникам А. В. Перышкина «Физика. 9 класс».

2. Учебник А. В. Перышкина «Физика. 9 класс».

3. Интернет-ресурс https://class-fizika.narod.ru/.

Краткое описание

Урок может быть использован при работе по теме «Импульс. Закон сохранения импульса» в 9 классе, которые продолжают работать по образовательным стандартам 2004 года, и с обучающимися 9 класса которые будут работать по новым ФГОС.

Ход и содержание урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учебный материал

Организационный момент

Ознакомить обучающихся с планом урока, сформулировать задачи урока, поставить цели перед учащимися


Рабочая тетрадь, учебник, интерактивная доска, компьютер

Обучающая компьютерная программа

Приборы: наклонная плоскость, тележка, грузы, шары, пружина

Повторение изученного материала

Актуализация знаний

Приложение 1

Самостоятельная работа учащихся

Карточки с заданиями

Объяснение нового материала

Подробное объяснение:

1.Исторические сведения:

Введение понятия Рене Декартом в 17 веке количества движения и закона сформулированном Декартом о сохранении количества движения , который в дальнейшем стал называться законом сохранения импульса

2. Обозначить причины введения в науку величины, называемой импульсом, ввести формулу и единицу измерения, направление вектора импульса

3.Вывод закона сохранения импульса. Формирование понятия замкнутой системы тел, абсолютно упругого и неупругого ударов








Учащиеся самостоятельно формулируют познавательную цель , анализируют проведенный эксперимент, строят логические цепи рассуждений



Попытка объяснить демонстрационные опыты



Приложение 2

Приборы для проведения демонстрационных опытов: : наклонная плоскость, тележка, грузы, шары, пружина

Первичное закрепление нового материала



Решение качественных задач



Приложение 3






Работа в группах по 4 человека Каждой группе по одной качественной задаче (2-3мин)



Дидактические карточки












Вторичное закрепление нового материала

Решение количественной задачи на закон сохранения импульса

Человек массой 40 кг , бегущий со скоростью 5м/с , догоняет тележку массой 50 кг ,движетсяся со скоростью 2м/с и вскакивает на нее . С какой скоростью они продолжат движение?

Решение расчетной количественной задачи в тетради

Тетрадь, калькулятор, ручка, таблица

Домашнее задание

учитель объясняет домашние задание:




Подведение итогов урока

.Выставление оценок за урок с пояснением













Рефлексия деятельности на уроке


учитель предлагает после окончания урока выразить смайликом свое отношение к тому, о чем узнали на уроке (показ смайлика , 

Дети при выходе из кабинета физики выкладывают на магнитной доске смайлики




















Приложение 1

1)Под действием какой постоянной силы ранее покоящееся тело массой 300г в течении 5с пройдет путь 25м? (0,6Н)

2)Какую скорость приобретает тело массой 3 кг под действием силы, равной 9Н по истечении 5с (15 м/с)





1)Подъемный кран поднимает груз массой 500 кг с ускорением 0,5 м/с2 Определите силу натяжения каната (5150Н)

2)Поезд массой 500т , трогаясь с места, через25с набрал скорость 18 км/ч. Определите силу тяги (100кН)



































































Приложение 2

Проблемный эксперимент

1.Тележка скатывается по наклонной плоскости и сдвигает деревянный брусок стоявший на пути

2.Повторим опыт ,нагрузив тележку

3.Изменим угол наклона плоскости для увеличения скорости нагруженной тележки. Брусок сдвигается на большее расстояние, чем в предыдущем опыте



Сделайте вывод: с помощью каких физических величин можно охарактеризовать движение тела?



Демонстрационный опыт №1

Соединить металлические шарики нитью и подвесить их на штативе, перекинув через него. Отведите один из шаров в сторону на высоту h и отпустите его.

Объяснить ,почему пришел в движение второй шар , а первый остановился, и почему процесс движения шаров продолжается.



Демонстрационный опыт №2

Возьмите 2 шара разной массы и установите их на горизонтальной поверхности так, чтобы они касались упругой пружины, сжатой и связанной нитью. Пережгите нить, наблюдайте за движением шаров. Расстояния , пройденные телами до полной остановки, будут обратно пропорциональными массам тел, а значит, и скорости этих тел также будут обратно пропорциональными их массам. ( Этот вывод ребята должны попробовать сделать сами)







Приложение 3

1.Человек стоит посреди замерзшего пруда, лед идеально гладок, лишен всякого трения. Как он сможет добраться до берега.



2.В книге А. Некрасова « Приключения капитана Врунгеля» описан следующий способ передвижения лодки: колесо приводят во вращение белки, несущиеся, «как бешенные одна за другой по ступенькам внутри колеса» (беличьего колеса). Будет ли двигаться лодка с подобным двигателем?



3.Чтобы сойти на берег, лодочник направляется от кормы лодки к ее носовой части. Почему при этом лодка отошла от берега?



4. Точка равномерно движется по окружности. Как при этом измениться направление и модуль ее импульса?



5. Применяя закон сохранения импульса, объясните механические явления, происходящие при движении теплохода.





Список используемой литературы



  1. Сборник задач к учебникам А. В. Перышкина «Физика. 9 класс».

  2. Учебник А. В. Перышкина «Физика. 9 класс».

  3. Интернет-ресурс https://class-fizika.narod.ru/.





Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "ПУТЕШЕСТВИЕ КОМПЬЮТЕРА ПО СТРАНЕ «ИНФОРМАТИКА»" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: