Деловая игра «Права человека» для 3-4 классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска

средняя общеобразовательная школа №38
















Деловая игра

«Права человека»
(3-4 класс)







Материал подготовила

Берестова Екатерина Андреевна

Старшая вожатая








г.Иркутск
2014

Цель: Способствовать формированию правовой культуры у учащихся, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Участники: учащиеся 3-х, 4-х классов, командами по 4-8 человек.

Оборудование: флажки двух цветов (красный и белый); чистые листы бумаги для каждой команды; ручки или карандаши; мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук и пр.

Продолжительность деловой игры: 40 минут.

Ход мероприятия:

Ведущий: — Здравствуйте, друзья! В современном мире каждый человек должен знать свои права и уметь ими пользоваться, потому что иначе можно попасть в неприятную ситуацию. Я уверена, что вы уже знаете основные права человека и ребенка, а сейчас мы с вами их повторим и познакомимся с некоторыми другими в течении нашей деловой игры. Но для начала мы проедем жеребьевку, а затем вам предстоит придумать название вашей команды (все участники вытягивают жребий, делятся на 2-4 команды (в зависимости от общего количества человек). Затем, участникам дают 1 минуту чтобы придумать название сформировавшейся команды).

Ведущий: — Вы наверное не раз слышали по телевизору или из разговоров взрослых, что с детьми порой обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. И тогда, 20 ноября 1989 г. был составлен документ — Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей. В этом документе говорится, что «главное право каждого человека — право на жизнь». Но так думали не всегда. Было в древности такое государство — Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый — пусть живет, а если родился слабым, больным — бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (устные ответы детей)

Ведущий: — Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Александра Васильевича русская армия не проиграла ни одного сражения.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие «Во саду ли, в огороде»

Итак, а сейчас мы выясним, кто из вас знает лучше права детей и взрослых. У вас на столах лежат флажки двух цветов: белый флажок означает ответ «да», т.е. положительный, а красный флажок ему противоположный, т.е. ответ «нет. С помощью этих флажков вы будете голосовать, но не забывайте советоваться друг с другом прежде чем отвечать на вопросы. » (демонстрация флажков)

Ведущий: — Вы уже знаете, что все имеют право на жизнь, а по вашему мнению, имеет ли право человек на сохранении своей индивидуальности? т.е. отличаться от других людей, быть неповторимым и уникальным? (дети отвечают на вопросы с помощью флажков)

— а имеете ли вы Право на создание семьи? (ответы детей)

— а существует ли у вас Право обзывать одноклассников? (ответы детей)

— есть ли Право на отдых? (ответы детей)

— как вы думаете, существует ли Право на любовь? (ответы детей)

— а Право на образование? (ответы детей)

Ведущий: — Ну и раз уж мы заговорили об образовании, то ответьте пожалуйста мне, имеете ли вы право:

— не выполнять домашнее задание? (ответы детей)

— помогать своим одноклассникам решить задачу? (ответы детей)

— разговаривать во время урока с соседом? (ответы детей)

— опаздывать на урок? (ответы детей)

— ходить в школу в форме и сменной обуви? (ответы детей)

— брать книги в библиотеке домой? (ответы детей)

— прогуливать уроки? (ответы детей)

Ведущий: — Молодцы ребята, отлично справились с первым заданием! А сейчас вам предстоит назвать права, которые нарушались в сказках (сказка вытягивается по жребию). Вам предстоит написать на листочке как можно больше нарушенных прав участников сказок. Время на выполнение задания — 5 минут (участники после того как закончилось время перечисляют и объясняют какие права были нарушены у героев сказок).

  • «Бременские музыканты»

Ответы: нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу.

  • «Колобок»

Ответы: нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество.

Ведущий: — Ребята, вы справились с очень сложным заданием, умницы! Ну а теперь вам предстоит угадать героя сказки по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь. Прежде чем ответить, не забудьте поднять руку и конечно посоветоваться с товарищами. Итак, начнем…

  • В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.

Ответ: Красная шапочка

  • Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.

Ответ: Колобок

  • Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался.

Ответ: Буратино

  • Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.

Ответ: Белоснежка, Спящая красавица

  • Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.

Ответ: Золушка

  • Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду.

Ответ: Мальчик-с-пальчик

Ведущий: — Вы наверняка знаете, что права даются человеку при рождении, их нельзя купить или заработать, они одинаковы для всех. А вот знаете ли вы возраст, с которого у несовершеннолетних появляется паспорт гражданина РФ? Не забывайте, что прежде чем ответить на вопрос нужно посоветоваться с товарищами по команде и обязательно поднять руку.

Ответ: 14 лет

Ведущий: — Следующий вопрос, ребенок обладает правами: а) с момента рождения; б) по достижению совершеннолетия; в) с 14 лет?

Ответ: а) с момента рождения

Ведущий: — И последний вопрос на повторение и на внимательность, когда была принята Конвенция о правах ребенка? а) 20 ноября 1989 года; б) 20 ноября 1990 года; в) 20 ноября 1991года.

Ответ: а) 20 ноября 1989 года

Ведущий: — Хорошо мы с вами сегодня потрудились! Ну а сейчас, подошло время подвести итоги нашей встречи, а именно вручить сертификаты всем участникам деловой игры и наградить победителей!


Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Права_ребенка

2. Исследовательская работа на тему «Конвенция о правах ребенка через призму сказок» Авторы: Андреева Ника, Петрова Елена, ученицы 6 в класса МБОУ «Батыревская средняя общеобразовательная школа №1».Научный руководитель: Андреева Н. Б.

Источники заимствования изображений для презентации неизвестны.



Свежие документы:  Классный час: «Никто не забыт, ничто не забыто»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: