Коллективное творческое дело для 4 класса «Путешествие в страну Знаний»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

г. Сафоново Смоленской области











Коллективное творческое дело

«Путешествие в страну Знаний»

путешествие по станциям для учащихся 1-4 классов









подготовила

учитель географии и ОБЖ

Баданина Татьяна Юрьевна









г. Сафоново

2009



КТД «Путешествие в страну Знаний»

путешествие по станциям для учащихся 1-4 классов



Цель игры: Формирование позитивного интереса к предметам через систему воспитательной работы.

Задачи:

  1. Через элементы игры привить любовь к знаниям.

  2. Развивать коммуникативные навыки учащихся, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха.

  3. Воспитывать сплоченность коллектива.


Назначение: Эта форма игры способствует сплочению коллектива детей, повышению уровня знаний. Игра проводится по станциям: (учебным кабинетам) математики, биологии, рисования, литературы. Младшие школьники знакомятся с кабинетами старшей школы, что дает положительный эффект при переходе их в 5 класс. Во время игры можно выявить наиболее интеллектуальных детей и наоборот. Дети в игре учатся выслушивать друг друга, показывают свои знания.



В зал под музыку входят дети, рассаживаются.

I ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, мы рады приветствовать вас и давно ждем в гости. А знаете ли вы, в какое путешествие мы сегодня отправимся?

II ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Знаний», чтобы узнать мир вокруг нас, и вы увидите какие же предметы (науки) помогают нам этот мир узнать.

I ведущий: В этом году отмечается 800 лет открытия первых школ на Смоленщине. Однако наука появилась еще в каменном веке: охотники умели предсказывать погоду по облакам, определять время дня и ночи по солнцу и звездам.

II ведущий: Первые земледельцы выяснили, из скольких дней состоит солнечный год, и создали довольно точный календарь. Жрецы Египта и Двуречья изобрели водяные и песочные часы, которые позволили измерять время с точностью до минуты.

I ведущий: Ребята, а знаете ли вы, когда сложилось государство Русь?

Ребята отвечают.

Временем образования Русского государства следует считать начало, или же первую половину IX века.

II ведущий: При Владимире (в 988 году) произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказывало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа.

I ведущий: Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов. При монастырях открывались школы, библиотеки. В XII веке начали открываться первые школы при монастырях на Смоленщине.

II ведущий: Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако, факты неопровержимо свидетельствуют, что славянская письменность существовала еще в начале X века.

— Одним из первых памятников славянской письменности является договор (911 года) князя Олега с Византией.

— Глиняный Смоленский сосуд с подписью на славянском языке (конец 9 века)

— Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.

I ведущий: Наши предшественники сумели ответить лишь на те вопросы, которые перед ними стояли и которые были им по плечу. А нам, вошедшим в храм науки, предстоит узнать о многом, прочитать много книг, совершить различные путешествия. Но сначала получите маршрутные листы, которые помогут вам найти станции. Я хочу попросить подойти ко мне по одному представителю от каждого класса.

Дети получают маршрутные листы и уходят.

Математическая станция

Ведут: Королева математических наук и Незнайка.

Королева: Здравствуйте, дети! Я королева всех математических наук. И сегодня мы с вами совершим путешествие в страну цифр, а поможет нам Незнайка.

Незнайка: Я только начал изучать математику. Это интересная наука. Но мне очень хочется узнать: как люди научились считать.

Королева: Я расскажу, Незнайка и тебе, и детям, как учились считать первобытные люди. Они не умели писать цифры, складывать и вычитать.

Незнайка: Как же они обходились?

Королева: Очень просто. Искусство счета развивалось с развитием человечества. В те времена, когда человек лишь собирал в лесу плоды и охотился, ему для счета хватало четыре слова: один, два, три и много. Именно так считают и сейчас некоторые племена, живущие в джунглях Южной Америки. Но когда начали заниматься земледелием и животноводством, то им уже стало необходимо пересчитывать коз в стаде и количество деревьев, плодов, заготовленных на зиму.

Способов счета было придумано немало: делались зарубки на палке по числу предметов, завязывались узлы на веревке, складывались в кучу камешки, но палку с зарубками с собой не возьмешь, да и пастуху нужно знать — не отбилась какая-нибудь коза от стада. И тут на помощь приходят пальцы рук. Допустим, в охоте на зверя должны были участвовать восемь человек: пять охотников и три человека, которые бы направляли зверя в их сторону. Первыми изображениями чисел и первой «машинкой» были пальцы. Чтобы к пяти прибавить три, достаточно было разогнуть пять пальцев на одной руке и три на другой. Сгибаешь — складываешь, разгибаешь — вычитаешь.

Это отличный счетный материал, которым до сих пор пользуются не только первоклассники.

Незнайка: Теперь я понял искусство счета, но откуда появились числа и цифры?

Королева: А вот послушай!

Мы привыкли пользоваться автомобилем, телефоном, телевизором и прочей техникой, делающей нашу жизнь легче и интересней. Тысячи изображений потребовалось для этого, но самым важным из них было первое — колесо и число. У этих двух изобретений есть одно общее — ни колеса, ни чисел нет в природе, то и другое плод деятельности человека. Знаменитый русский путешественник Ник. Н. Миклухо-Маклай, провел много времени у туземцев на островах Тихого океана и обнаружил три способа счета: для людей, животных и для твари, т.е. в то время не было понятия — число. Затем появились числа 1, 2, 3, которыми можно выразить количество коров в стаде, деревьев в саду. Индейцы племени Майя в Америке считали пятерками: одна пятерка — единица следующего разряда, 5 пятерок — новый разряд и т. д.

Задание №1.

Сколько треугольников на чертеже?



Задание №2.

Сосчитай-ка!

0 1 0 + 000 = 0000

00 2 —— + 00 = __00__

000 3 + 0000 = 00

0000 4 =

—— 5 — 000 =

___0___ 6 —— 00 = 000

__00__ 7

__000__ 8

_0000_ 9


Задание №3.

Задачки.


1 класс: Коза Люська имеет 4 кривые ноги, а ее хозяйка тетя Уля — только 2. Сколько всего ног у них обоих?

2 класс: Когда Коля и Толя были маленькими, они часто ругались, и от страха у них по спине мурашки бегали. У Коли по спине бегало 27 мурашек, а у Толи на три мурашки больше. Сколько всего мурашек бегало у Коли и Толи по спинам, когда они были маленькими и часто ругались?

3 класс: За 10 минут Толя съедает 8 ложек супа, конфет за это же время он съедает в 4 раза больше. Сколько конфет съедает Толя за 2 часа?





Станция «Рисуй-ка!»

В комнате художник, ползая по полу, ищет краски и кисти, при этом охая.

Но не находя красок и кистей он видит только следы с грязью и тиной, а также написанные имена: «Кики» и «Чертяга» с указанным ниже числом и временем.

Художник:

Художник убегает на поиски красок и кистей, а в это время в берлоге, на болоте, у Чертяги и Кики.

Чертяга и Кики рисуют красками и кистями, стянутыми у художника. Когда приходит художник Чертяга и Кики прячут быстро краски и кисти в мешок, а сами делают вид, что режутся в карты и кричат при этом:

«Камень — ножницы — бумага!»

делая вид, что ничего не видели, ничего не знают.

Чертяга: Не видать вам ваших красок и кистей никогда, если вы не выполните наши условия.

Кики: Ну вот наше первое условие…Только я думаю вы его не выполните, ведь вы даже рисовать, наверное, не можете. Да, что там рисовать…и угадывать тоже.

Художник: Ну, что ребята, поможете мне вернуть краски и кисти? Выполним их условия?

Ребята отвечают.

Чертяга: Вот первое из условий. Я и Кики будем рисовать героев из мультиков, а вы должны будете угадать, из какого они мультфильма, т.е. сказать название.

Кики: Ну, ладно, уговорили. Жалко мне вас, буду подсказывать, к каждому рисунку буду читать четверостишие.

Винни-пух к Иа пришел

И спросила кроха:

«Что такое хорошо?

И что такое плохо?»

(Винни-Пух и все, все, все)

Чертяга показывает рисунок, дети угадывают.

Кики:

Очень любит Рокки сыр,

Даже лапы не помыв,

Он бежит на запах

И съедает все до дыр,

Совершенно позабыв

О голодных барсучатах.

(Чип и Дейл спешат на помощь).

Чертяга:

От вороны наш Незнайка

Убежал заохав.

Мальчик поступил, как трус —

Это очень плохо.

(Незнайка на Луне).

Чертяга:

Помнит это каждый гном,

И волшебник, и зверенок,

Чтобы воевать со злом,

Умным должен быть ребенок.

(Белоснежка и семь гномов).

Чертяга и Кики: (с возмущением). Надо же, угадали. Молодцы!

Чертяга: Но со вторым заданием вам не справиться! Вот наше второе условие. На доске вы видите 3 ряда предметов, один предмет здесь лишний. Угадайте, какой предмет лишний и объясните почему?

Кики: Да вы слабаки! Не угадаете и тогда художнику красок не видать, как собственных ушей. Хи-хи-хи.

Художник: Ну, раз с первым условием справились, справимся и со вторым. Правда, ребята?

Ребята отвечают.

  • Клюшка, мяч, ракетка, зонтик.

  • Яблоко, гриб, вишня, смородина.

  • Скрипка, карандаш, барабан, труба.

Чертяга: Надо же! И это угадали. Ну, ничего, с третьим условием вам не справиться ни за что! Вы должны определить как можно больше отличий на этих рисунках, которые мы сами раскрасили.

Кики на доску прикрепляет 2 рисунка.

Отличия.

  1. Бант;

  2. Усы;

  3. Плетка;

  4. Улыбка;

  5. Волосы;

  6. Сапоги (блеск);

  7. Пуговка;

  8. Квадратик (не закрашенный).

Чертяга и Кики: (хором). Ну ладно, так и быть отдадим мы художнику его краски и кисти, ведь вы выполнили 3 наших условия.

Достают из мешка краски и кисти и отдают художнику.

Чертяга: Ну, а теперь нам делать здесь больше нечего. Все вы знаете, мучить некого, пойдем к другим, может, сумеем найти незнаек и неумеек.

Чертяга и Кики уходят.

Художник: Хорошо, молодцы ребята, сообразительные вы, это хорошо. Спасибо вам большое, что вы мне помогли спасти мои волшебные краски и кисти. Ну, вот и все, на этом наше путешествие на сказочной станции «Рисуй-ка!» закончилось.

Чертяга, Кики и художник: Надеемся, что вам было интересно у нас и очень весело. Ведь вам понравилось?

До новых встреч.

Биологическая станция.

Ведущий: Здравствуйте, ребята.

Баба Яга: Здравствуйте ребятки. (обращение к ведущему) Так и о чем интересненьком вы сегодня расскажите?

Ведущий: Сегодня я расскажу вам о листьях.

Баба Яга: (Разочаровано) Ну вот, придумали о чем говорить! Что в листьях может быть интересного? Зачем они вообще нужны?

Ведущий: Прежде чем ответить на этот вопрос отгадайте загадку.

Баба Яга: Какую?

Ведущий: Без чего человек не может жить?

Раздается шум, свист, гром и влетает кощей.

Кощей: Я знаю, без чего человек не может жить.

Ведущий: Без чего же?

Кощей: Без меня!

Баба Яга: Здравствуй, братец родимый, Кощей любимый!

Кощей: Здорово, сестрица Яга — костяная нога.

Ведущий: А с ребятами, почему не здороваешься, Кощей?

Кощей: Здравствуйте, ребятки!

Ведущий: Так ты, Кощей, считаешь, что без тебя мы не можем жить? Так?

Кощей: Конечно! Если вы не согласны, то я живо могу всех вас погубить!

Ведущий: Какое высокомерие! Сколько в тебе еще злой силы! Без тебя мы всегда проживем. Правда, ребята?

Дети: Да!

Баба Яга: Но без чего мы тогда не можем жить? Очень даже интересно. Я так думаю, что без хлеба.

Ведущий: Нет, Баба-Яга. Мы не можем жить без листьев.

Баба Яга: Вот еще придумали (сердито)! Без листьев. Так я и поверила! Без каких-то листьев мы не можем жить.

Кощей: Бред какой-то вы несете!

Ведущий: Ну, хорошо. Тогда скажите, можете ли вы не дышать? Ну-ка попробуйте жить, чтобы не дышать. Ребята тоже могут попробовать не дышать, начали…

Баба Яга и Кощей: (выпустив воздух) Ой! Больше не могу, дышать хочется.

Ведущий: А знаете, чем вы дышите?

Баба Яга: Никогда об этом не думала. Дышится да дышится, ну и ладно.

Кощей: Да и я никогда не думал об этом. А чем мы дышим?

Ведущий: Так вот знайте! Все мы дышим кислородом, а если сказать точнее — то воздухом, в котором находится кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700-900 литров кислорода.

Кощей: Ой-ой-ой! Как много!

Ведущий: Но еще больше потребляет кислорода легковой автомобиль. За 1000 км пробега он потребляет столько кислорода, сколько хватило бы одному человеку на целый год.

Кощей: Но я все-таки не понимаю, причем, же здесь листья?

Ведущий: А притом, мои дорогие, что листья, окружающие нас, — это не просто листья, а самые настоящие фабрики кислорода.

Баба Яга: (смеется) Ой, не могу, ой, уморили листья — фабрики… Вот это да. Никогда бы не подумала, что листья, которые я вижу в лесу каждый день, — это не просто листья, а фабрики.

Кощей: У всех фабрик бывает дым над трубами. А где над листьями трубы и дым? (Внимательно рассматривает листья на цветке)

Ведущий: Листья — фабрики необычные, без труб и без дыма. Теперь вам известно, что дышим мы кислородом, а выдыхаем уже углекислый газ.

Баба Яга: Углекислый газ, значит…

Ведущий: В листья из почвы идет вода. Под воздействием энергии света (этот процесс называется фотосинтезом) листья выделяют кислород. Вот и получается, что без листьев мы с вами не можем обойтись.

Баба Яга: Выходит, если бы листочков не было, мы израсходовали бы весь кислород?

Кощей: Выходит, чем больше листьев, тем больше кислорода.

Ведущий: Да, правильно, Кощей. Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кусты, а отдыхать, приятно в лесу или парке.

Баба Яга: Ну, все хватит! Надоело! Хоть много узнали интересного, но зато теперь голова болеть будет от этой учености.

Кощей: Правда твоя, Яга.

Ведущий: Ну, раз вам надоел мой рассказ, то давайте науку постигать по-другому.

Баба Яга и Кощей: Давайте! Давайте!

Ведущий: А вы, ребята, не против?

Дети: Нет!

Ведущий: Ну, тогда слушайте мое задание:

  • У кого одна нога, да и та без башмака? (Гриб)

  • Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)

  • Сидит — зеленеет,

Летит — пожелтеет,

Упадет — почернеет. (Лист)

  • Как называется растение, которое выдирают на огороде? Какую траву и слепой знает? Крапива — это… (Сорняк)

  • Весной — веселит,

Летом — холодит,

Осенью — питает,

Зимой — согревает. (Дерево)

  • Средство передвижения без всяких газов. (Велосипед)

  • Два колеса подряд,

Их ножками вертят,

А наверх торчком

Сам хозяин крючком. (Велосипед)



Баба Яга: Какие дети все умные, сделали все, что нужно было!

Ведущий: Да, Баба-Яга, дети узнали много интересного сегодня и справились со всеми заданиями.

Кощей: Из-за этих игр я все забыл о листьях. Ребята, напомните мне, ну пожалуйста. (Просит жалобно)

Дети напоминают.

Ведущий: Ну вот, ребята, вы все очень хорошо напомнили Кощею. Ну вот и все, пора прощаться, но мы надеемся, что биология станет вашим любимым предметом.

Герои: До свидания!

Дети уходят.



Литературная станция.

Королева литературы: Здравствуйте, ребята. Проходите. Я вам очень рада. А скажите-ка, как вы ко мне попали?

Ответ.

Сегодня мы с вами поговорим о сказках. Вы ведь любите сказки? А знаете ли вы сказки Пушкина: «Сказку о Царе Салтане», «Сказку о золотом петушке». Именно о них сегодня пойдет речь. Итак, сейчас я вам буду читать отрывок из сказки, а вы мне ответите, о ком идет речь: о царе Салтане, о князе Гвидоне или о царе Дадоне. Договорились?

  • И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во все время разговора,

Он стоял позадь забора.

Речь последняя по всему

Полюбилась ему. (О царе Салтане)

  • Что и жизнь в такой тревоге!

Вот он с просьбой о подлоге

Обратился к мудрецу

Звездочету и скопцу.

Шлет за ним гонца с поклона. (О царе Дадоне)

  • Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Воеводы не дремали,

Но никак не успевали:

Ждут, бывало с юга, глядь —

Ан с востока лезет рать. (Царь Дадон)

  • Молвил он: «Коль жив я буду,

Чудный остров навещу,

У Гвидона погощу. (Царь Салтан)

  • Царь к окошку, — ан на спице,

Видит, бьется петушок,

Обратившись на восток.

Царь к востоку войско шлет,

Старший сын его ведет.

Петушок угомонился,

Шум утих, и царь забылся. (Царь Дадон)

  • Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал.

Потихоньку опустился

На корабль — и в щель забился. (Князь Гвидон)

  • Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет. (Князь Гвидон)

  • Царь ступил на двор широкий:

Там под елкою высокой

Белка песенки поет,

Золотой орех грызет. (Царь Салтан)

  • Петушок кричит опять,

Кличет царь другую рать:

Сына он теперь меньшого

Шлет на выручку другого. (Царь Дадон)

  • Вот — въезжает в город он…

Вдруг раздался легкий звон

И в глазах у всей столицы

Петушок слетел со спицы,

К колеснице подлетел

И к царю на темя сел… (Царь Дадон)


Королева литературы: Молодцы, ребята! Я вижу, вы очень хорошо знаете сказки А.С.Пушкина, и, кажется, много читаете. Вы, конечно, знаете, что над книжками работают не только писатели, но и поэты. Вы ведь тоже попробовали себя в этом. И сегодня мы наградим участников конкурса «Сам, сам, сам…..»

Награждение.

Ну, а теперь пора прощаться. Мы с вами еще не раз встретимся на станциях ваших любимых книг. До свидания!

Дети уходят.



Актовый зал.

I ведущий: Ребята, мы думаем вам понравилось путешествие, понравились сказочные герои, которых вы видели.

II ведущий: Наверное, вы узнали много нового и интересного о науке? Не правда ли?

I ведущий: Мы надеемся, что сегодняшнее КТД вы надолго запомните.

II ведущий: Пускай эта игра поможет вам в вашей жизни, ведь она наполнена любовью к математике, литературе, искусству и биологии.

I ведущий: А сейчас мне хотелось бы узнать, каких успехов вы достигли на каждой станции. Для этого я попрошу подойти ко мне по одному представителю от каждого класса, вместе со своими маршрутным листом.

Дети выходят на сцену. Ведущие рассматривают маршрутные листы.

II ведущий: Молодцы, ребята! У вас у всех пятерки. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

I ведущий: Ребята, а любите ли вы сказки? А знаете ли вы сказку о лягушке путешественнице? Так вот, сегодня к нам в гости пришла не одна, а целых четыре лягушки путешественницы, но пришли они не просто так, а со своими вопросами.

Я попрошу выбрать по одной лягушке каждого из вас (т.е. тех, кто пришел на сцену со своими маршрутными листами).

  • Кому мы скажем спасибо?

  • Какая станция вам понравилась больше всего?

  • В мир, каких наук вам хотелось бы попасть?

  • Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие?

На обсуждение этого вопроса вам дается одна минута. А сейчас каждый из вас должен пойти к своему классу.

1 минута проходит. Ребята отвечают на вопросы.

II ведущий: В результате подведенных итогов мы окончательно убедились в том, что в нашей школе учатся истинные поклонники науки.

I ведущий: До новых встреч.



Список использованной литературы



  1. Александр Сергеевич Пушкин. Сказка о царе Салтане.

https://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/saltan.txt

15


Свежие документы:  Конспект урока на тему «День рождения зайчонка Прошки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: