Конспект конкурсного урока «Достоин памятника»


Учебное занятие.



Тюлюш Ч.В.,МОУ СОШ №2 г. Турана.

Конспект конкурсного урока «Достоин памятника»

Цели:

  • Образовательная: ознакомить учащихся с ролью И.Г.Сафьянова в истории Тувы.

  • воспитательная: формировать интерес и стремление к глубокому изучению истории своего и других народов, воспитание толерантности.

  • развивающая: развивать навыки анализа исторических событий; умения выступать, доказывать, формировать выводы.

  • Цель урока (для учащихся): на основе анализа исторических событий определить свое отношение к личности И.Г. Сафьянова.

Тип урока: систематизация, обобщение и применение знаний в новой ситуации.

Методы и приемы работы: наблюдение над изученным материалом, анализ и синтез изученного материала.

Форма урока: нетрадиционное историческое исследование.


Оборудование: электронная доска, слайды, портреты , карта Тувы, фотографии памятников, иллюстративный материал.

Опорные понятия: памятник, память, историческая память, сознание, самосознание, национальное самосознание, суверенитет, протекторат.

Ход урока.

  • Вступительное слово учителя. Сегодня мы проведем итоговый урок по большому разделу, предшествующему истории Тувинской Народной Республики. Вы ознакомитесь с личностями, сыгравшими роль в становлении государственности Тувы. На основе анализа исторических событий определите свое отношение к личности И.Г. Сафьянова. Тема нашего урока «Достоин памятника» Запишите число и тему.

1.Работа над осмыслением темы.( чтобы осмыслить тему урока, проведем словарную работу). Словарная работа.

  • Памятник – разобрать по составу.

  • Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт.

  • Историческая память –( способность сохранять в сознании исторический путь своего народа.)

  • Сознание – мысль, чувство, ясное понимание чего-нибудь.

  • Самосознание – (ясное понимание самого себя)

  • Национальное самосознание — представления о культуре, историческом прошлом, территории, психологических особенностях своего народа, отношение к своему и другим этносам.

  • Суверенитет – независимость и самостоятельность государства.

  • Протекторат – покровительство, защита.



2.Актуализация знаний — посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала через работу над тестами. Групповая работа обусловлена тем, что очень важно эмоционально-психологическое состояние ребенка. В группе он чувствует себя уверенно.

( Чтобы воспроизвести в памяти ранее изученные темы, на которые будем опираться в ходе урока, поработайте над тестами. На интерактивной доске.)

Найдите соответствия.

1.Укажите период в истории Тувы, когда она

была в составе

Тюркского каганата 9-12 в.в.

Уйгурского каганата 6-8 в.в.

Кыргызского каганата. 750-840 г.г.


2. Тува в составе

Маньчжурской династии Китая 13 век.

Империи Чингис-Хана 1 пол. 18 в.

Государства Алтын-ханов 1757- 1911 г.г.

3. Какие памятники соответствуют следующим периодам:

Тюркскому каганату Енисейская письменность

Уйгурскому каганату Каменные изваяния.

Кыргызскому каганату Городища.

Группы меняются выполненными тестами, соотносят свои ответы с ответами других групп. Сверяют с доской.

Викторина.

  • 1.Первое русское поселение в Туве?

  • 2.В каком году основан Туран?

  • 3.Кто построил первый дом в Туране?

  • 4. В каком году Тува освободилась от маньчжурского ига?

  • 5. В каком году Тува вошла под протекторат России?

  • 6. Кого тувинцы называли Цаган -ханом?

Ответы.

  • 1. Туран.

  • 2. В 1885 г.

  • 3. Сафьянов Г.П.

  • 4. В 1912 г.

  • 5. В 1914 г.

6. Царя Николая -2 .

3. Краткий экскурс в историю. Данная работа важна для восстановления в памяти учащихся ранее изученного, так как урок нацелен на выработку целостного взгляда на исторические события, на их причинно-следственную связь: «причина — событие -последствия», выделение узловых проблем и событий. Учащиеся должны понять основные причины, последовательность событий в целом, ключевые даты, понятия, главных героев исторического события, его итоги, последствия. В сознании учащихся формируется образ исторического пространства, на котором во времени произошли определенные изменения.


  • Общественность Тувы собирает средства для установления памятника первому председателю тувинского правительства Монгушу Буян-Бадыргы и И.Г. Сафьянову.

  • Как вы думаете, в ознаменование какого события? ( В августе 2011 года будем отмечать 90-летие провозглашения первого в истории Тувы суверенного государства -Тувинской Народной Республики). ( зачитать отрывок из «Тыва дептер» С.К. Шойгу.) .

  • Проведем краткий экскурс в историю. Экскурс вводит в историю, в конкретную эпоху, ставит в позицию участника, который имеет к событиям свое отношение

  • Сигнальные карточки-даты. 1758-1912 г.г. Маньчжурское иго. В 1758 году Тува стала колониальной окраиной маньчжурской империи Китая.Жизнь аратов стала очень трудной под тройным гнетом: маньчжуров, амбын-нойона и кожуунных феодалов.

Народ не раз поднимался на борьбу против угнетателей, но стихийные выступления аратов терпели поражение.

В 1911 году под влиянием первой русской революции в Китае произошла демократическая революция. Маньчжуры были изгнаны из Китая. Весной 1912 года монгольские и тувинские войска разгромили военный гарнизон маньчжуров в крепости Кобдо в Монголии. Монголия и Тува освободились от маньчжурского ига.

  • Тувинские нойоны стали совещаться о дальнейшей судьбе Тувы. Некоторые нойоны склонялись к тому, чтобы присоединиться к Монголии( амбын-нойон), некоторые – к России.(Буян-Бадыргы)

  • Включается документ-камера. Откройте учебники на стр.83.

  • Найдите в тексте обоснование прошения о покровительстве (ввиду малочисленности). Малочисленность может быть причиной чего? — (Оккупации, интервенции со стороны Китая и Монголии)


  • 18 апреля 1914 года был объявлен протекторат России над Тувой.

  • 28 июня 1914 года — Первая мировая война.

  • 25 октября 1917 года – Великая Октябрьская Социалистическая революция.

  • (Декреты)

  • 16 марта 1918 года 4 съездом русского населения провозглашена Советская власть в Туве. Образован Урянхайский краевой совет рабочих и крестьянских депутатов. Председателем исполкома стал С.К.Беспалов.

  • Конец апреля 1918 г. Турано-Уюкские кулаки подняли мятеж против советской власти, убили С.К. Беспалова- председателя исполкома, Н.Г. Крюкова-заведующего земельным отделом, красногвардейцев А. Норкина, С.Данилкина.

  • 11 июня 1918 года открылся 5 съезд русского населения.

  • 13 июня 1918 года съезд представителей тувинского народа принял решение о самоопределении Тувы. (Роль И.Г.Сафьянова).

  • На совместном заседании русского и тувинского съездов был подписан Договор о самоопределении Тувы, дружбы и взаимной помощи русского и тувинского населения.

  • Зачем нужен был такой Договор?

  • Историческое значение Договора в том, что впервые в многовековой истории тувинского народа были созданы предпосылки для создания суверенного государства.

  • Дальнейшие события показали правильность предположения тувинских нойонов о том, что Тува стала бы легкой добычей иностранных интервентов и необходимость Договора о взаимной помощи.

  • Осенью 1918 года китайский вооруженный отряд из 150 человек под командованием Ян Шичао вторгся в юго-западную часть Тувы и расположился в районе Чадана и Шагонара.(Карта)

  • Военный отряд монгольских феодалов занял восточную часть Тандынского кожууна.(Карта)

Мнения по поводу дальнейшей судьбы Тувы разделились.

  • Крупные феодалы Соднам-Балчыр, Идам-Сюрюн, Тонмит перешли на сторону монгольских феодалов.

  • Буян-Бадыргы, Тактан камбы-лама поддерживали связь с китайцами.

  • Чамзы камбы-лама , Чымба Бээзи ориентировались на колчаковцев.

  • Простые араты восстали против колчаковцев, которых преследовали красные партизаны. Был создан объединенный партизанский отряд под командованием Сергея Кузьмича Кочетова.


  • В конце июля 1920 года монгольский отряд был отозван в Монголию, так как там ширилось движение народных масс за социальное освобождение от феодалов.

  • В марте 1921 года партизаны разгромили отряд китайских оккупантов.(Оттук-Дашский бой).

  • Тува освобождена от интервентов.

  • Как вы думаете, какая задача стояла перед тувинским народом?(Решить вопрос о государственности) В 1918 году Тува самоопределилась. Почему сразу нельзя было решить вопрос о государственности?(Помешала Гражданская война в России и военная интервенция со стороны Китая и Монголии).


  • 25-26 июня 1921 года в Чадане проходили переговоры между представителями самых многочисленных кожуунов Даа и Бээзи и мирной русской делегацией. На переговорах было решено создать суверенное государство и организовать Центральную власть в Туве.

  • 13-16 августа 1921 года в местности Суг-Бажы (Кочетовка Тандынского кожууна) состоялся Всетувинский Учредительный Хурал..

  • Присутствовало

  • 63 представителя от тувинских кожуунов,

  • 17 – от Советской России,

  • 3 – от народно-революционной Монголии,

  • 1 – от Коминтерна. Всетувинский Учредительный Хурал провозгласил образование первого в истории Тувы суверенного государства — Танну- Тыва Улус — Тувинской Народной Республики под покровительством РСФСР, утвердил первую конституцию Тувы . Столицей объявлен город Кызыл.

  • Органы народной власти: Великий Хурал (верховная власть)- законодательная власть, Центральный Совет (правительство)- исполнительная власть,

Советы хошунов и сумонов (местные органы власти).

Документ-камера . Стр. 110. Откройте текст первой Конституции Тувы. Ожесточенные споры вызвали п.2 и п.7. Зачитайте их.

  • Как вы думаете, зачем нужны были переговоры между представителями двух многочисленных кожуунов и русской делегацией?(Для подготовки Учредительного Хурала)

  • Как вы думаете, кто повлиял на выбор формы государства – республики? Разве это единственно возможная форма?(Под влиянием советской России)

  • Как вы думаете, нужна ли специальная подготовка для организации и проведения Учредительного Хурала и выработки его решений?

  • Кто же был инициатором этого знаменательного события?

  • В декабре 1921 года, спустя 3 месяца после провозглашения ТНР, из Монголии в Туву пришел пятитысячный отряд генерала Бакича и напал на Атамановку (Кочетово), где располагался штаб красных партизан. Красными партизанами банда генерала Бакича была разгромлена. Так еще раз подтвердилась необходимость объединения усилий в борьбе против общих врагов.



В составе каких государств находилась Тува в разные исторические периоды? (Тюркский, уйгурский, кыргызский каганаты, государство Алтын-ханов, Китайская империя, протекторат России)


  • Для чего надо было самоопределяться?

Для чего нужно было создавать суверенное государство, ведь в 1944 году Тувинская Народная Республика вошла в состав Советского Союза?

(Это очень важный этап в развитии нации, в становлении единой экономики, формировании литературного языка, развитии культуры. Тува на протяжении своей многовековой истории не имела своей государственности. Это очень важно, чтобы малочисленный народ обрел свое национальное достоинство).

  • 4. О Сафьянове И.Г. Личность в истории-вопрос, предполагающий обязательное изучение вклада той или иной личности в определенную сферу политики и культуры; раскрытие личных качеств, ознакомление с фактами из личной жизни личности в контексте эпохи, его вклада в дальнейшее развитие событий.

(Внимание учащихся переключается на Верещагину Т.Е.- директора музея имени Сафьяновых.)

Татьяна Евгеньевна написала очень интересную книгу «Эккендей», К.С. Шойгу «Перо черного грифа», в «Тыва дептер» С.К.Шойгу.

  • Какое отношение имел И.Г. Сафьянов к Турану?

5. Возвращение к теме урока. От утверждения к вопросу «Достоин памятника

И.Г. Сафьянов?»

Кому нужен этот памятник? Если нам, то почему? (Для сохранения исторической памяти).

Для чего нужна историческая память? (Чтобы сохранить себя как этнос)

  • Предлагается дома письменно поразмышлять над темами «Без прошлого нет будущего», « Твой след на земле», «Человек жив, пока жива память о нем» – написать эссе.

  • 6.Итог урока. Что нового вы узнали на этом уроке?

  • Какие выводы для себя сделали? Обсудить в группах.

Рефлексия. Продолжить фразу «Сегодня на уроке я понял, что…»

7. Статья из газеты «Центр Азии». Нарисовать свой макет памятника.

  • 8. Оценки. То, что сегодня стоит вопрос о памятнике основателям тувинской государственности говорит о стремлении нашего правительства восстановить историческую справедливость, сохранить историческую память народа. Мы с вами не только свидетели исторических событий, но и творцы истории. Спасибо за урок.


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Поможем Мишке»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: