Конспект урока для 1 класса «Как выявить способности своей памяти»


Как выявить способности своей памяти


Цель занятия: исследование собственных способностей к запоминанию, определение типа и психологических особенностей памяти.


Память – это наша способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать.

Запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение – вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу.

Типы памяти (слайд №1):

  1. Образная (зрительные, слуховые, двигательные воспоминания).

  2. Логическая (запоминание слов, чисел, общих идей).

  3. Непроизвольная (запоминание без усилий).

  4. Произвольная (цель – запомнить).

  5. Механическая (многократное повторение).

  6. Смысловая (стараемся понять, осмыслить).

Многие профессии требовательны к хорошему развитию конкретного типа памяти у человека.

Задание №1. Выявите ваш тип памяти

  1. Я читаю вам ряд слов (интервал между словами 3 секунды).

Слова для запоминания на слух:

а) Липа, ножницы, лампа, яблоко, карандаш, гроза, обруч, мельница, попугай, листок.

б) Сено, терпение, очки, река, тетрадь, закон, фантазия, ложка, птица, огонь.


Теперь попробуйте воспроизвести и записать запомнившиеся слова. Проверьте, какое количество слов вы запомнили правильно.

Объем слуховой памяти на слова (Псс) находят по формуле:

Псс= а+б/2

а,б –результаты выполнения задания.

Теперь проделаем тоже самое с числовым рядом:

в)43, 57, 12, 33, 96, 7, 15, 81, 74,46.

г) 84, 72,15, 44, 83, 37, 6, 18, 56, 47.

Объем слуховой памяти на числа находят по следующей формуле:

Псч= в+г/2

Объем слуховой памяти находят по формуле:

Пс=а+в+б+г/4


2. Слова для зрительного запоминания (Слайд №2,3) :

Д) Стрекоза, пулемет, чайник, бабочка, пирог, хомут, свеча, тачка, журнал, малина.

Е) Шутка, дуб, курица, окно, газета, солнце, рыба, ноги, вода, голова.

Объем зрительной памяти на слова:

Пзс=д+е/2

Проделаем тоже самое с числовым рядом:

Ж) 34, 15,8,52, 78, 41, 18, 63, 85,39. Слайд №4.

В течение 10 секунд внимательно рассматривайте фигуры, вписанные в 10 квадратов. Слайд № 5.

Попытайтесь воспроизвести их в том же порядке.



Объем зрительной памяти находим по формуле:

Пз= д+е+ж+з/2



Задание №2. Исследуйте свою логическую и механическую память.

  1. Прочитайте нижеприведенный ряд из пар слов. Воспроизведите и посчитайте количество запомнившихся слов. Запишите это число. Такую же работу проделайте со вторым рядом слов. Слайд№6,7.

Пары слов с логической связью:

1.Замок – ключ

Корова – молоко

Щетка – зубы

Снег – зима

Голова – волосы

Перо – бумага

Книга – учитель

  1. Яблоко – компот

Кукла- играть

Дерево – лист

Очки – глаза

Солнце – лето

Машина – ехать

Уроки — школа

Количество запомнившихся слов ( объем логической памяти) –

Пары без логической связи (слайд №8):

1.Гриб – диван

Спички – овца

Стакан – дрова

Ложка – петух

Ботинки ветер

Жук – учитель

Рыба- пожар

2.Снег – стул

синица – трамвай

море – груша

зубы – компас

клей – ворота

пирог – нога

карандаш — бабочка

Задание №3. Выявите индивидуальные особенности своей памяти.


Для этого ответьте на следующие вопросы:

1. Какой материал запоминается вами лучше: одинаково внимательно прочитанный про себя или прослушанный.

2. Как лучше запоминаете физические упражнения: когда смотрите, как показывают движение или когда сами его повторяете?

3. Какой материал запоминается легче: конкретный (формулы, иностранные слова и т.д.) или отвлеченный (рассуждения, философские отступления, трактовка терминов)?

4.Как отчетливо вспоминаются или переживаются воспоминания о перенесенном вами горе или радости?

5.Былили случаи, когда на вопрос учителя не удалось дать ответ, но он всплыл в памяти сразу же после того, как вы сели на свое место?

6.Можете ли вы вспомнить внешний вид человека, его манеры поведения, с которым вчера случайно ехали в транспорте?

7.Как часто остаются в памяти, случайно услышанные слова, не имеющие к вам отношения?

8.Достаточно ли вам один раз внимательно прочесть материал, для того, чтобы воспроизвести его:

А) тут же;

Б) на следующий день;

В) через несколько дней.

Ответы можно интерпретировать следующим образом ( по пунктам задания):

1.В первом случае зрительный тип памяти, во втором – слуховой.

2. В первом случае зрительный тип памяти, во втором – моторный.

3. В первом случае хорошо развита образная память, во втором словесно-логическая.

4.Если очень хорошо, у вас хорошо развита эмоциональная память.

5. Если так случается. То у вас плохо развита оперативная память.

6,7. При утвердительном ответе, у вас хорошая непроизвольная память.

8. Ответ на этот вопрос характеризует вашу произвольную память, ее прочность.


Задание №4.Исследуйте свою произвольную память.

На рисунке вы видите таблицу, где схематично изображены гимнастические упражнения. Постарайтесь запомнить их. Слайд № 9,10.











































1


2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


12

13

14

15

16

17


18

19

20







Проверьте, сколько упражнений вы опознали правильно.

Если верно опознали 8 – 9 фигур и более, это очень высокий результат,

5 – 7 фигур тоже достаточно хороший показатель,

менее 3 фигур – низкий.

Как улучшить память.

Для этого необходимо знать разнообразные приемы запоминания.

Вот некоторые из них:

1.Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Слайд № 11.

Для лучшего усвоения материала полезно:

  • Разбить его на смысловые части;

  • выделить главное и второстепенное;

  • составить план прочитанного;

  • запомнить опорные слова, с которыми увязывается заучивание;

  • пересказать текст своими словами.

2.Большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать материалу эмоциональную окраску – это облегчит его запоминание. Однако при этом следует учитывать, что положительное запоминается лучше, чем нейтральное и тем более отрицательное; отрицательное лучше, чем нейтральное. Очень сильные эмоции препятствуют запоминанию. Важное условие хорошего запоминания – интерес к информации.

3.Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Известно, что при любой умственной деятельности человек может отдыхать, меняя ее виды. Это правило относится и к памяти. Отсюда следует, что верный путь избежать переутомления – научиться менять виды памяти.

4.Одно из основных правил улучшения памяти – повторение. Психологи утверждают, что через 30 минут забывается 40% информации, на следующий день – 34%, через месяц – 21%. Полезно повторять материал перед сном, а так же утром на свежую голову.

5.Еще в древности для лучшего запоминания использовался такой прием:

как установление ассоциации между информацией, необходимой для запоминания и чем-то хорошо знакомым. Так вместо того, чтобы

запомнить чему равно число π, можно запомнить фразу « что я знаю о кругах» (слайд № 12). Совокупность цифр, отражающих количество букв в каждом слове этой фразы, даст искомое число – 3,1416. Вам известны подобные примеры?

6. Лучше упустить детали, чем смысл – выделяй главное.


Свежие документы:  Сценарий мероприятия на тему «Спасибо, Азбука!»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: