Конспект урока для 1 класса по теме «Что у нас над головой»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»
ЗАТО г. Северск, Томской области















Конспект и презентация урока

по окружающему миру

Тема: «Что у нас над головой?»

1 класс










Подготовила

учитель начальных классов

Артеменко Марина Валерьевна











2011 год


Образовательная система «Школа России»

Конспект урока по окружающему миру


Тема: Что у нас над головой?

Цель: уточнить представления детей о небесных телах, дневном и ночном небе, Солнце и его форме, звёздах; познакомить с созвездием Большой Медведицы.

Задачи: Создать условия, которые позволят учащимся активно вспомнить (вызвать в памяти), что они знают по данной теме, при этом анализируя свои знания. Формировать умение сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия, выделять существенные признаки. Корректировать искаженные представления о природе и жизни. Поддерживать усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания темы, т.е. соотнесение новой информации со своими представлениями. Развивать монологическую и диалогическую речь. Создавать ситуацию успеха. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс; тетрадь на печатной основе, наборы карточек с созвездиями и датами рождения учащихся, мультимедийная техника (ноутбук, проектор), куб, тарелка, мяч, солнцезащитные очки, пластилин деревянные палочки.

Ход урока

п/п

Этапы урока

Характеристика деятельности учащихся

I.

1.Организационный момент.

Снова прозвенел звонок –

Начинается урок!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?



Слайд 1.

Проверить готовность к уроку, настроиться на восприятие и сотрудничество.

Воспитывать уважение к труду, культуре; показать значение важности учёбы и познания нового. Волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии.


I.

2.Сообщение темы и целей урока.

— Чему мы учились на прошлом уроке? (Задавать вопросы.)

— Какие слова- помощники мы использовали?

— Кто помогал нам составлять вопросы? (Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха)

— Сегодня любопытный Муравьишка пришёл к нам со своим вопросом: «Что у нас над головой?» Слайд 2.

Вспоминать и повторять пройденные правила.

Рассуждать над поставленными вопросами.

Учиться слушать и анализировать материал.


II.

1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального опыта.

— Вы уже готовы ответить на вопрос Муравьишке? (ответы детей)

2. Новый материал. Проблемный вопрос.

Вышел ранним утром Муравьишка на улицу, потянулся, улыбнулся, взглянул на небо и ахнул… Самого себя увидел. Может ли быть такое? (причудливые формы облаков).

Слайд 3.

3. Знакомство с видами облаков (сообщения, заранее подготовленные учениками)

-Нет двух одинаковых облаков, они постоянно меняют свою форму, потому что образуются на разной высоте и при разной температуре.

— Самые высокие облака находятся на высоте от 20 до 100км. Они состоят из пыли и дождевых капель. Их можно наблюдать после захода солнца или на восходе.

— Перистые облака похожи на перья, волокна или тонкие беловатые полосы. Они состоят из тонких льдинок.

— Высокослоистые облака закрывают всё небо серой вуалью.

-Кучевые и дождевые облака- плотные, темные, без формы. Приносят грозы и сильные ветры.

4. Наблюдение.

Подойдите к окнам. Понаблюдайте за облаками. Какую форму имеют облака? На что они похожи?

В тетради отметь (закрась кружок), какие облака ты увидел на небе.

Слайд 4.

5. Повторите вопрос, который задал Муравьишка. Мудрая Черепаха ответила на него загадками. Поможем Муравьишке их разгадать.

Кто-то утром не спеша На чёрный платок

Надувает красный шар, Просыпано просо,

А как выпустит из рук – Пришёл петушок.

Станет вдруг светло вокруг. А склевать-то не просто.

(Солнце) (Звёзды)

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделя только –

От него осталась долька.

(Луна)

— Сравните. Что у них общего? (Это небесные тела)

Слайд 5.

6. Уточнение представлений о Солнце. Практическая работа.

— Взглянув на Солнце, Муравьишка воскликнул: «Солнце – алый колобок». Вы с ним согласны? Почему?

— Посмотрите на предметы: куб, тарелка, мяч. С каким из них можно сравнить Солнце? (Солнце имеет форму шара. По форме оно похоже на мяч или колобок).

— Подготовьте к работе пластилин. Вылепите модель Солнца.

— Мудрой Черепахе понравились наши «солнышки». Какой цвет пластилина вы выбрали? Почему?

— Наши «солнышки» маленькие, а какое по размеру Солнце на самом деле? (Солнце – огромный раскалённый шар. Оно во много раз больше Земли.)

— А можем ли мы долететь до Солнца? (Солнце находится далеко. До него долететь не возможно. Солнце очень горячее.)

— Рассмотрите внимательно Мудрую Черепаху. Почему она в тёмных очках?( На Солнце нужно смотреть только через тёмные очки.) Слайд 6.

7. Физминутка.

А сейчас мы с вами дети

Полетаем на ракете.

На носочки поднялись,

Руки вверх и потянись.

Один, два, три, четыре

Вот летит ракета ввысь! Затем выполняются упражнения под музыку.

— Куда можно долететь на ракете? Что можно там наблюдать? (Космос. Космическое пространство. Планеты. Звёзды.)

Слайд 7 – 8.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно)


Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.



Попробовать выразить новую информацию своими словами.











Наблюдение. Соотнесение новой информации со своими представлениями.





Выполнять анализ (выделение признаков), производить синтез.














Выполнять анализ (выделение признаков), производить синтез.

Определять цель своей деятельности, искать средства её осуществления. Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.













Выполнять упражнения физминутки.


III.

1. Знакомство с созвездием Большая медведица.

ассыпалось ночью зерно,

Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

— На небе мы наблюдаем скопления звёзд. Это созвездия. Их очень много. Слайд 9.

Кого увидел Муравьишка на этом слайде? Эта медведица живёт высоко – высоко в небе. Хотите узнать, почему? Усаживайтесь поудобнее, я расскажу вам древнюю сказку.

Жила-была на белом свете Каллисто и её сын – охотник Аркас. Каллисто была очень красивой. Однажды злая волшебница узнала о её красоте и превратила Каллисто в медведицу. Медведица поселилась в лесу среди диких животных. Однажды сын Аркас отправился на охоту и заметил медведицу, которая его не испугалась. Аркас решил выстрелить. Но случилось чудо. Добрый волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил её в созвездие.

2. Самостоятельная работа.

1. Рассмотрите рисунок в учебнике.

— Сколько ярких звёзд в созвездии?

— Какую фигуру образуют эти звёзды?

2. Соедините звёзды так, чтобы получился ковш Большой Медведицы. Слайд 10 – 11.

3. Работа в парах. Составление плана работы.

1. Под каким созвездием ты родился? (Вспомните дату своего рождения. Найдите карточку с этой датой. Прочитайте название созвездия.)

2. Сделайте модель своего созвездия используя пластилин и спички.(Сколько ярких звёзд в созвездии? Сделайте их. Соедините звёзды так, чтобы получилось созвездие.)

3. Представьте работу классу. Слайд 12.


















Самостоятельно выполняют задания, применяя знания на практике. Учатся проверять, находить ошибки у себя или у одноклассников.




Учиться работать в паре; договариваться с одноклассника-ми; оформлять свои мысли в устной речи; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

IV.

Подведение итогов урока.

— Над какой темой работали на уроке?

Сегодня на уроке я узнал …

Мне пригодятся эти знания …


Рефлексия.

— Какое задание показалось самым интересным?

— Какое задание вызвало затруднение?

Все сегодня очень хорошо работали. Молодцы! Спасибо за урок.

Учиться анализировать матери-

ал, применять знания на практи-ке. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Прививать уважения к труду;формирование важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового; оформлять свои мысли в устной речи. Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Снеговик в гостях у ребят»

Используемые материалы:

  • «Окружающий мир» 1 класс Плешаков А.А. — М.: Просвещение, 2001г.

  • «Почемучка» Дитрих А.К., Юрмин Г.А. – Педагогика – Пресс; Тверь, 1996г.

  • «И учёба, и игра: Природоведение» Тарабарина Т.И. — Ярославль: Академия развития, 1997г.

— « Мир вокруг нас: Метод. Пособие: 1 кл.» Плешаков А.А.- М: Просвещение, 2007г.

  • Иллюстрации www. yandex.ru


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: