Конспект урока для 7 класса «Моя родословная»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Мичуринск Тамбовская области



7 класс





Учитель: Е.В.Антипова

















Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно;

не уважать оной есть постыдное

малодушие.

А.С.Пушкин







Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью старшего поколения на материале исследований самих детей.





Задачи урока:

  • Формировать умения выполнять аналитический обзор жизни старшего поколения, используя полученные при исследовании статистические данные.

  • Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

  • Воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.

  • Развитие любознательности, воображения, мышления, речи и творческих способностей учащихся.



Оборудование: Экран, проектор, выставка, яблоки.!!!!!!!!









Под звуки лирической музыки учитель читает стихотворение:

Если спросит сын иль дочка:

«Кем мой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придется,

Лучше четко, от души.

И не мямлить, и не мяться,

Мол, не помню, хоть убей!

Вот поэтому займемся

Родословною своей!

Ведь не дань капризной моде –

Предков знать за 300 лет.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет.

Жаль того нам, кто не помнит

Жизни предка своего.

вы свои копали корни –

Накопали кой-чего.

Пусть истории семейной

Не написаны тома.

Научу я вас гордиться

Тем, чем дорожит семья.



Учитель: исходя из слов стихотворения, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Ученики: о семье.

Учитель:  Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому не только интересно, но и важно понять наши корни.

Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи — большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы?

Исследования доказывают, что отдаленные предки влияют на физическое развитие детей. Выяснилось, каждое поколение вносит свой вклад в развитие ребенка, причем наиболее сильно воздействует пятые-деды и бабки прабабок. Ни одна жизнь рожденного ранее не пропадает бесследно.

И поэтому, как вы уже поняли тема нашего урока: «Род, родословная». Открываем тетрадки и записываем тему урока.



Цель урока: воспитывать уважительное отношение к своим родителям, дедушкам, бабушкам, развивать творчество учащихся; расширять знания о прошлом семьи; формировать культурные традиции в общении между детьми и взрослыми.

Учитель:  как вы думаете, откуда произошло слово родословная?

Ученики: от слова род.

Учитель:  правильно. А что такое род?

Ученики: семья.

Учитель:  правильно. Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами слова « потомство», является порода, родня, родственники.

Поэтому родство бывает:

  • кровное родовое — по общему предку,

  • свойственное (сватовство)- по брачным союзам,

  • духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели

Различают родство по мужскому и женскому колену.

Дети, происходящие от одних и тех же родителей, называется единокровными.

Дети, родившиеся от одной матери, но от разных отцов – единоутробными.

Во многих семьях не поддерживают отношений далее, чем с двоюродными братьями и сестрами, считая остальных родственников «седьмой водой на киселе». Готовясь к сегодняшнему уроку вы побывали историками, репортерами, художниками и даже поэтами и писателями. Одним из вариантов домашнего задания было написание сочинения о своих родных. Кто хочет рассказать о своих родных?

(Ученики, 3 человека, читают отрывки из сочинений, ПРОВЕРИТЬ!!! )



Запечатлеть своих предков можно с помощью генеалогического древа. Существует много вариантов генеалогического древа, но принцип везде один и тот же.

















Потомки

ПОКОЛЕНИЕ ПОКОЛЕНИЕ

СЕМЬЯ РОД

ПРЕДКИ



— Ваши предки, ваши корни — ваша родословная. Родители и вы — часть, причем верхняя часть, чудесного родословного древа. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы. Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Вторым домашним заданием было создание генеалогического древа своей семьи. На нашей выставке, видно, что у многих древо состоит не более, чем из 15 листочков. А вот раньше на Руси одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную — генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается в наши с вами семьи.

Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. К тому же миллионы из них не составляют своих родословных и не знают своих предков. Исключением был Александр Сергеевич Пушкин, у которого 5000 исторических имен на древе.



УЧЕНИК:

  Два чувства дивны близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле бога самого,

Самостоянье  человека,

Залог величия его.

Эти строки когда – то написал Александр Сергеевич Пушкин, он гордился, что может проследить историю своего рода на шестьсот лет назад. Его предок по отцовской линии служил еще киевскому князю. А предок по материнской линии — Абрам Петрович Ганнибал — был африканцем. Ещё мальчиком он случайно попал в Россию и стал любимцем Петра Первого.





Генеалогическое древо А.С.Пушкина









Третьим вариантом домашнего задания было создание проекта ваших родных. (Проекты учащихся 2 -3).

Учитель: В каждой знаменитой семье был свой герб. Герб был и семье Пушкиных.



Герб семьи Пушкиных.

герб пушкина 1

«Герб представляет собой рыцарский щит. В верхней половине на горностаевом меху, на бархатной подушке — княжеская шапка. Это знак того, что предок Пушкиных воевал под знаменем Александра Невского. В нижней части герба на одном поле — рука в серебряных латах, сжимающая меч, на другом — орел с распростертыми крыльями, держащий в когтях меч и державу».





Некоторые ученики тоже попытались создать герб своей семьи. На нашей выставке также представлены гербы наших учеников.

(Предоставить слово 2 – 3 ученикам)

УЧИТЕЛЬ: издавна на Руси о прочности семьи и рода народ придумывал поговорки и пословицы. У вас на партах есть конверты, в них слова из поговорок, вам необходимо из набора слов создать поговорки и записать в тетради.

  • Гость на пороге – счастье в доме.

  • Дом без хозяйки — сиротка.

  • Яблоко от яблони не далеко падает.

  • Чем богаты, тем и рады.

  • В гостях хорошо, а дома лучше.

  • 1. На что и клад, коли в семье лад. 
    2. В семье и каша гуще.
    3. Вся семья вместе, так и душа на месте. 
    4. Яблоко от яблони недалеко падает.
    5. Согласную семью и горе не берёт. 
    6. В семье любовь да совет, так и нужды нет. 
    7. Семья – печка, как холодно, все к ней собираются. 
    8. Дружная семья и землю превращает в золото.



УЧИТЕЛЬ: а пока ученики заняты, мы займем наших гостей.

а) брат жены (шурин);

б) сестра мужа (золовка);

в) отец жены (свекор);

г) дочь брата или сестры (племянница);

д) брат мужа (деверь);

е) мама жены (теща).







УЧИТЕЛЬ: какие пословицы у вас получились? О чем они говорят?

Отгадайте кроссворд:

Р

А

Т

Б

Е

О

Т

Ц

Д

Я

Д

Ы

Н

С

Т



Е

Я

Т

Я











1. Сын моей матери.

2. Мой родитель.

3. Брат отца или матери.

4. Мой наследник.

5. Сестра мамы или папы.

Итог урока:

Семья — это продолжение вашего рода. Начало его, как мы выяснили, уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителям и, благодаря судьбе, ваши родители смогли встретить друг друга. Ваши предки подарили жизнь вашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам. Пусть каждый из нас помнит о своих родных, хранит историю своей семьи, и эта память станет незримой ниточкой, связывающей день прошлый и день сегодняшний.

Наш урок хочется закончить словами А. Ахматовой:



«Нам есть чем гордиться и есть что беречь» Анна Ахматова.

— Так будем же гордиться своими предками и будем беречь память о них в своих сердцах, чтобы пронести ее через всю жизнь и передать своим детям и внукам.


Теперь я знаю: вечно можно жить.

Пусть не всегда в одном и том же теле,

Но всё же смело вам могу я заявить:

В потомках можно жить на самом деле!

Один пусть жил давно, другой – недавно,

Но все они за годом год, день ото дня

Своей рукой историю творили,

Историю семьи писали для меня.

Теперь я знаю их, теперь я не потерян,

И в памяти своей храню их имена,

И знать, пусть не дано, какой нам век отмерян,

Но помнить будут нас в другие времена.





Домашнее задание:

Записать слова, обозначающие степень родства.



Свежие документы:  Конспект урока истории на тему "Государство на берегах Нила"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: