Конспект урока на тему «Первоклассники. Развитие личности ребенка в классном коллективе»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»















Первоклассники. Развитие личности ребенка в классном коллективе

(Рекомендации для учителя)









подготовила

учитель начальных классов

Кравченко Надежда Владимировна











г. Козьмодемьянск

2013

Первый класс – это ответственный период в жизни ребенка. В этом классе все первое: и сам класс, и учитель, и новое качество маленького человека – ученик, и первое самостоятельно прочитанная книга, и первый поход, и первый сбор, и много-много всего. От первой встречи с одноклассниками, от первого общения с ними, от отношений, которые складываются в классе, во многом зависит успешность дальнейшей жизни ребенка в школе.

В первом классе учитель стремиться познакомить детей, подружить их, вызывает у него доверительные чувства, добрые отношения друг к другу, заинтересовывает совместной деятельностью, учит трудиться в коллективе. Этому помогает для детей новый вид деятельности, а также вся внеурочная работа, и прежде всего совместные игры.

Дети, приходящие в первый класс очень разные. Отличаются они опытом жизни в коллективе сверстников. По этому признаку в классе можно выделить три группы: «домашние» дети, воспитанники одного детского сада, воспитанники разных детских садов.

«Домашние» дети практически не имеют опыта жизни в детском коллективе, поэтому они часто испытывают трудности в общении с одноклассниками, более ранимы и чувствительны, для них характерно чувство тревожности, но, как правило, их общее развитие, а также навыки чтения, математического счета, воображение более развиты.

Воспитанники разных детских садов имеют опыт жизни в коллективе, но попав в школу, испытывают определенные трудности: нет сверстников, с которыми они общались; нет опоры на друзей, знакомый коллектив. В первые дни недели они чувствуют растерянность, дискомфорт это продолжается недолго. Дети довольно быстро находят контакт с одноклассниками.

Воспитанники одного детского сада, имеющие опыт жизни в коллективе сверстников, представляют собой довольно сплоченную группу, хорошо знают друг друга. Для них характерно чувство взаимной защищенности, организованность, они активно общаются с сверстниками и взрослыми. Такая группа может по разному влиять на формирование классного коллектива:

  • если группа замкнута, то чрезмерная ее активность может подавать инициативу остальных детей класса. Члены этой группы много делают для класса, выдумывают, творят, но только все это рождается в узком кругу. Предложения других ребят не принимаются, им отводятся лишь роли зрителей или в лучшем случае исполнителей и создается обманчивая иллюзорная видимость активной деятельности всего класса, которая не только мешает сплоченности классного коллектива, но может в конечном счете сыграть отрицательную роль и закрепить разобщенность одноклассников;

  • если группа открыта, доброжелательно относиться к окружающим, то она безболезненно включает в себя остальных членов класса. Имея уже определенный опыт жизни в коллективе детского сада, эта группа обогащает им других ребят, но подавляя их творчество и инициативу. Она как правило, становиться ядром класса, вокруг которого сплачиваются остальные дети. Такая группа способствует быстрейшему становлению классного коллектива;

  • если отношения в группе еще с детского сада конфликтны, недружественны, агрессивны, то она мешает сближению детей класса, задерживает формирование коллективиских начал у первоклассников.

Лучшим способом познакомить детей друг с другом, подружить, объединить в общность – совместная деятельность. В сентябре месяце обычно проводим с первоклассниками поход, так как во время похода удобнее в непринужденной обстановке познакомиться, попробовать различные формы совместной деятельности, посмотреть творческие способности детей. Подготовка к подходу дает возможность привлечь родителей к классным делам. Они тщательно готовятся к подходу, придумывают маршрут, готовят соревнования, конкурсы, игры.

Что же дает поход?

Ребятам – они лучше узнают друг друга, быстрее знакомятся, завязываются дружеские связи, выделяются лидеры.

Родителям – увидеть своего ребенка в общении с одноклассниками, с большим числом взрослых, услышать, как он разговаривает, как ведет себя, сравнить, отметить и хорошее, и то, что требует корректировки.

Учителю – дает возможность сразу выделить наиболее активных детей и тех, кому будет нужна особая помощь в коллективе, увидеть трудности данного класса, лидеров, группировки, родительский состав, их взаимодействие друг с другом, степень активности.

Поход и коллективный выход на мероприятие позволяет познакомиться ближе и ребятам, и родителям, и учителям.

Огромные возможности развития личности в классном коллективе таит в себе учебная деятельность. Так, на уроках труда можно научить детей работать вдвоем, помогать друг другу, одалживать товарищу инструменты и материалы, объяснять однокласснику непонятное, выполнять общую работу на двоих. Первое время ребятам трудно разделить работу между собой: каждому хочется все сделать самостоятельно, но со временем первоклассники начинают понимать, что работать вдвоем удобнее, да и работа лучше и быстрее получается, посоветоваться можно, можно обменяться впечатлениями.

В конце первого класса дети могут работать бригадами по три человека. Эта работа требует распределение поручений, планирование работы, анализа сделанного. Систематическая коллективная работа на уроках в течение года способствует обогащению и углублению деловых и дружеских взаимоотношений детей между собой, развитию навыка коллективного сотрудничества побуждает интерес к товарищам, воспитывает уважение к чужому мнению, развивает навыки общения.

Большое значение в развитие личности имеет групповая работа во внеурочной деятельности.

Высвечиваются дети, которые пока не приучены в коллективе. Они требуют пристального внимания учителя. Ребята учатся помогать друг другу, делиться своими знаниями, обогащаться знаниями других детей, уступать, прислушиваться к мнению товарищей, доказывать свою правоту. Группа способствует выработки ответственности за весь класс, так как представляет собой лицо класса. Такое объединение в группы способствует установлению новых связей, привязанностей, способствует переплетению дружеских уз. Это объединение временное, а частая смена состава групп также способствует более тесному сплочению детей в классе.

И так если учебный год будет насыщен делами учебными и воспитательными, то какие изменения он приносит?

В начале первого класса ребенка, как правило, волнует только он: успеваемость, похвалы учителя, он радуется своим успехам. Коллективные дела, проводимые в классе, совместная деятельность с одноклассниками вызывают необходимость более тесного сотрудничества, потребность общения. Детей уже интересуют и радуют успехи друзей, появляется чувство сострадания к одноклассникам, к их неудачам. Если первое время над просчетами товарищей ребята смеются, то в конце года такие смешки раздаются реже. Забыл кто-то ручку, тетрадь, ребята с радостью приходят на выручку. Стараются помочь товарищу, и если он не успел что-то сделать или недопонял, помогут, объяснят. Но в первом классе детей чаще всего на это нацеливают родители и учителя. Первый класс – это начало формирования детского коллектива. Ребята только начинают осознавать себя частичкой коллектива, стараются освоить его требования и выполнить их.

Участия в школьных коллективных делах, при подготовке к которым происходит разновозрастное общение, способствует развитию детей младшего школьного возраста. Выступая перед другими коллективами школы, класс представляет собой единый механизм, ребята заражаются духом творчества, дружелюбия, знакомятся с традициями школы и утверждаю их в последующих классах. Дела, проводимые в классе и школе, создают атмосферу увлеченности, радости, хорошего настроения, желания работать, эмоционального комфорта в коллективе.

Новая учебная деятельность полностью захватывает первоклассников, а учитель оценивающий эту деятельность, становится основной фигурой процесса обучения, мнение которого определяющее. Сам коллектив в начале первого класса не представляет единства, он находится в стадии зарождения. В конце первого года обучения у первоклассников появляется интерес к одноклассникам, к коллективу класса и школы.




Список используемой литературы


Т.В. Воликова Учитель и семья Пособие для учителей изд. 2-е переработанное М.: «Просвещение», 1980

Свежие документы:  Классный час «Год культуры в России»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: