Конспект урока на тему «Путешествие в мир научных познаний»

Конспект урока на тему

«Путешествие в мир научных познаний»


Автор: Афанасьева Юлия Николаевна методист второй категории КГКП яс №23 «Акниет» города Караганда, Республика Казахстан.


Программное содержание:

Образовательные:

  • познакомить детей со  свойствами воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес), воздуха (невидимость), песка (сыпучесть, рыхлость);

  • познакомить детей с причину возникновения солнечных зайчиков, учить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

  • познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

  • познакомить со способом изготовления рисунка из песка;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

  • закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;

  • закреплять умение работать с незнакомыми растворами.

  • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;


Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги; иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; зеркала, фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью, песок, вода, лупы, цветные мелки, мелкие терки, миски, ложки (палочки), листы плотной цветной бумаги с контурным изображением смешариков, цветные картинки смешариков, клеевые карандаши, игрушка Лосяш.


Ход занятия:

— Сегодня я приглашаю вас в гости к героям одного из самых любимых вами мультфильма. Кто это, вы догадайтесь сами.

— Далеко – далеко, на самом краю жаркой пустыни находится необычная страна, она кажется очень маленькой. Из конца в край – всего 1000 кроличьих прыжков. Но на самом деле страна эта очень вместительная – в ней столько всего помещается: загадок, шуток, веселья, приключений. И живут в ней 9 добрых замечательных друзей. Вы догадались кто эти герои и что это за страна? Правильно, это Смешарики.

— И нас встречает житель страны Смешариков – это Лосяш- самый умный среди Смешариков.

Лосяш приглашает детей в свою лабораторию, говорит им, что его сегодня ждут новые открытия. Ребята, а Вы мне поможете?

Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.

1-й опыт Прозрачная вода

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает вода? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

Какая вода? (Прозрачная.)

2-й опыт-вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок.  Вывод вода — безвкусная

Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.

3-й опыт — вода не имеет собственной формы

Воспитатель: Теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.

Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку. Ответы детей.  Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице условными обозначениями.

4 опыт — воздух повсюду

Лосяш загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предме­тов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

5 опыт — свет повсюду

Лосяш предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно?(Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

Игра «Свет бывает разный» — Лосяш предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

6 опыт- солнечные зайчики

Лосяш помогает детям вспомнить стихотворе­ние о солнечном зайчике. Когда он получается? (При свете, от предметов, отражающих свет.) Затем он показывает, как с помощью зеркала появляется солнечный зайчик. (Зеркало отражает луч света и само становится источником света.) Предлагает детям пускать солнечные зайчики (для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв ладошкой).

Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его. Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от небольшого движения зеркала он перемещается на большое расстояние.

Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещенном помещении. Почему солнечный зайчик не появляется? (Нет яркого света.)

7 опыт — песочная страна

Лосяш предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

8 опыт – цветной песок

Лосяш показывает детям мешочек и просит показать просит детей отгадать, что у него в мешочке. Дети пробуют определить на ощупь. (В мешочке — кусочки мела.) Воспитатель открывает мешочек, дети проверяют предположения. Воспитатель с детьми рассматривают содержимое мешочка. Что это? Какого цвета мел? Какой на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен? Лосяш спрашивает: «Может ли песок быть цветным? Как его сделать цветным? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок?» Лосяш хвастается, что у него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок. Показывает детям терку. Что это? Как ею пользоваться? Дети по примеру Лосяша берут миски, терки и трут мел. Что получилось? Какого цвета у тебя порошок? Лосяш спрашивает у детей как теперь сделать песок цветным? Дети насыпают песок в миску и перемешивают его ложками или палочками. Дети рассматривают цветной песок. Как мы можем использовать этот песок? (делать красивые картинки.)

Воспитатель предлагает детям на память об их путешествии нарисовать портреты смешариков.

Детям предлагается выбрать себе Картинку-разукрашку смешарика и намазать его клеевым карандашом, а потом на клей насыпают разноцветный песок (в цвет выбранного смешарика). Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

Все вместе рассматривают детские рисунки.

6


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие "День победы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: