Конспект урока на тему «Загадочная посылка»



МОУ СОШ №2 ДОУ «Детский сад №2»















Конспект урока на тему

«Загадочная посылка»









Воспитатель

первой квалификационной категории

Аманжулова Г.К.























Локомотивный городской округ, 2011г.


ЦЕЛЬ: Обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о предметах русского быта, традициях.


ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • учить понимать смысл русских традиций;

  • активизировать словарь детей новыми словами: «сундук», «лыко», «туеса», «экспонаты» и др.;

  • обобщить и систематизировать знания детей об экспонатах музея народного быта.

Развивающие:

  • развивать поисковую деятельность детей, умение классифицировать музейные экспонаты;

  • развивать коммуникативные навыки, внимание, память;

  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к истории своего народа;

  • воспитывать способность сопереживать, сочувствовать героям;

  • воспитывать аккуратность.


ОБОРУДОВАНИЕ:

  • выставка детских работ;

  • выставка работ мастера резьбы по дереву;

  • слайды с изображением предметов быта;

  • шаблоны туесов по количеству детей;

  • трафареты с изображением элементов орнамента по количеству детей;

  • сундук – загадка;

  • предметы русского быта: деревянные ложки, глиняный горшок, лапти, короб;

  • посылка;

  • аудиозапись русских народных песен;

  • палитра с различными красками по количеству детей.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением предметов старины;

  • рассматривание экспонатов народного быта;

  • чтение глав из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем»;

  • посещение местного краеведческого музея;

  • знакомство с мастерами народного творчества: «Декоративно – прикладное искусство. Резьба по дереву»;

  • прослушивание грамзаписей русских народных хороводов;

  • разучивание русских народных песен, танцев, хороводов, игр, пословиц и поговорок, сказок и т.д.;

  • составление рассказов о предметах народно – прикладного искусства;

  • художественно – творческая деятельность детей;

  • проведение цикла занятий: «Как возникла Россия», «Культура и традиции русского народа», «История нашего городка», «Литературная викторина по русским народным сказкам».


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • М. Зацепина, Т.Антонова «Народные праздники в детском саду»

  • М. Тихонова, Н. Смирнова «Красна изба…….»

  • Г. Лунина «Воспитание на традициях русской культуры»

  • С. Баруздин «Страна, где мы живем»

  • Г. Федорова «На золотом крыльце сидели…»



ХОД ЗАНЯТИЯ

(дети входят в зал, садятся на стульчики, раздается стук в дверь и вносится посылка)

Воспитатель: Ребята в наш детский сад пришла загадочная посылка, давайте прочитаем, что на ней написано!? «Прибыла загадочная посылка тчк Адресата нет тчк Что делать? Помогите!!! Почтальон Печкин»


Воспитатель: Ребята, мне кажется, что нужно помочь Почтальону Печкину, как вы думаете? (высказывания детей)


Воспитатель: А что мы можем сделать, чтобы помочь Почтальону Печкину (высказывания детей)

Воспитатель: Ребята, а это не простая посылка, в ней сундук загадок (достаю сундук). Посмотрите, сундук закрыт ключом. Вот так сундук загадок, не сундук, а диво – дивное, наверное, в таких сундуках только и хранить, что несметные сокровища, которыми за удаль и за честность награждают героев в сказках.

Ребята кто из вас знает, что за предмет сундук, и для чего он нужен? (высказывания детей)


Воспитатель: Верно, наши бабушки хранили в сундуках свои наряды, украшения. Как вы думаете, почему наш сундук называется «сундук – загадок»? (высказывания детей)


Воспитатель: Правильно, в нем спрятаны интересные загадки, и если мы с вами все загадки правильно отгадаем, то сундук откроется, и мы узнаем, кому предназначалась эта посылка.

Хотите открыть сундук, тогда отгадайте первую загадку:

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ответы детей)


Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на первую загадку.

(слайд 1)


Воспитатель: Правильно, как вы думаете, какой материал в старину использовали для изготовления ложек?


Ребенок 1-й: Ложки вырезали из дерева, они были деревянные, затем наносили рисунок, просушивали, покрывали лаком и ставили в печь.


Воспитатель: Ребята, а какие еще предметы делали из дерева? (ответы детей)

(во время ответов идет демонстрация слайдов со 2 по 7)


Воспитатель: Города и села окружали огромные леса, дерево стоило дешево, поэтому было основным материалом для строительства различных построек, домашней утвари и многого другого.

А сейчас послушайте следующую загадку:

«На пожаре был,

Домой пришел,

Все семью накормил» (ответы детей)


Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на вторую загадку.

(слайд 8)



Воспитатель: Верно, ребята, кто нам расскажет, из какого материала изготавливались горшки и крынки?


Ребенок 2-й: Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор.


Воспитатель: Ребята, из глины делали не только горшки и крынки, но и другие предметы, например игрушки — свистульки.

(слайд 9)


Воспитатель: А сейчас следующая загадка:

«Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет» (ответы детей)


Воспитатель: Давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на третью загадку.

(слайд 10)


Воспитатель: Ребята, скажите, из чего плели лапти?


Ребенок 3-й: Лапти плели из корней дерева и лыка. Лыко – верхний слой коры липы. Лапти носили люди, которые жили в деревне. А еще из корней деревьев и лыка плели корзины.

(слайд 11 )


Воспитатель: И последняя загадка, она сказочная:

«В чем нес медведь Машеньку в сказке «Маша и медведь» (ответы детей)


Воспитатель: Давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на четвертую загадку.

(показ отрывка из мультфильма «Машенька и Медведь»)


Воспитатель: Верно, а какой материал использовали мастера для изготовления короба?


Ребенок 4-й: Мастера использовали верхний слой коры сломанной березы – бересту.


Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, для чего был предназначен берестяной короб?


Ребенок 5-й: Берестяной короб или туес предмет быта с плотно прилегающей крышкой, люди использовали его для хранения овощей. А еще на бересте рисовали картины.

(слайды с 12 по 14)


Воспитатель: Ребята, вы молодцы, отгадали все загадки, давайте еще раз назовем все предметы – отгадки, и попробуем открыть сундук — загадок. (высказывания детей)

Воспитатель: Как можно одним словом назвать все эти предметы? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, как вы думаете, где должны храниться предметы русского быта? (ответы детей)


Воспитатель: Верно, в музее. Все эти предметы являются музейными экспонатами. И их нужно отправить в какой музей? (ответы детей)


Воспитатель: Правильно, в музей русского быта.

Ребята, а вы не забыли, что на посылке нет адреса, а без него отправить посылку невозможно. Давайте посмотрим внутри посылки….

(смотрим в посылке и находим листочек с адресом)


Воспитатель: Ребята, посмотрите, это листок с адресом, по которому нужно доставить посылку просто он попал под сундук – загадок. Прочтем адрес?

(высказывания детей)

Воспитатель: п. Локомотивный, улица Школьная, дом 34. Вам знаком этот адрес? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно это адрес нашего детского сада. Ребята, а у нас в детском саду есть музей русского быта? (ответы детей)

Воспитатель: Да, в нашем детском саду такой музей есть, и мы с вами много раз в нем бывали: читали сказки, рисовали, я рассказывала вам о праздниках и знаменательных датах.

(слайды с 15 по 17)


Воспитатель: Ребята, как вы считаете, экспонаты из сундука могут храниться в нашем музее? (ответы детей)


Воспитатель: Да, конечно, мы можем не только хранить их у себя в музее, но и рассказывать другим детям об этих интересных предметах. И сегодня я хочу предложить вам, пополнить экспозицию музея не только предметами из посылки, а также нашими творческими работами. Вы согласны, подарить музею свои работы? (ответы детей)


Воспитатель: Но прежде чем начнем работу, давайте, исполним хоровод.


(дети исполняют хоровод «Во поле береза стояла»)


Воспитатель: (выставляю на доску образец расписной прялки) Издавна русские люди украшали свои жилища, одежду, предметы быта: сундуки, прялки, посуду….. невиданными цветами, ягодами. Узоры уральских мастеров всегда можно отличить их по их красочности и праздничности. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть, как украшена прялка. Посмотрите, и скажите, как расположен узор, какие элементы можно использовать при украшении. (ответы детей)

(практическая деятельность детей)


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, помогли мы Почтальону Печкину узнать, кому адресована была посылка? (ответы детей)


Воспитатель: В заключение нашего занятия, я хочу вам рассказать еще об одной русской традиции (достаю хлеб-соль)


Воспитатель: Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Хлеб – соль торжественно выносят на полотенце. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям.


(вручаем хлеб-соль)


Воспитатель: Спасибо вам всем за занятие. До свидания!


6


Свежие документы:  классный час в 5 классе "Витаминная кладовая"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: