Конспект урока по теме: «Б.Емельянов «Зеленая букашина»»
























Гаврикова Людмила Васильевна

Учитель начальных классов

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ухты

































Конспект урока по теме: «Б.Емельянов «Зеленая букашина»»

Тип урока: введение новой темы

Задачи:

1)Познакомить обучающихся с творчеством Б.Емельнова, с произведением «Зеленая букашина»; проанализировать текст с позиции темы и идеи; обратить внимание на языковые средства, используемые автором; развитие умения составлять краткий пересказ, развитие навыка чтения.

2)Развитие УУД (коммуникативные, личностные, регулятивные и т.д.)



I.Организационный момент:

1.Мотивировка детей на урок.

-Каким бы вы хотели увидеть этот урок?

-Что мы должны для этого сделать?

2.Постановка проблемы.

-Посмотрите на слайд:

«Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указывает» (слайд № 1)

-Как вы понимаете эти слова?

-Кто мог сказать эти слова?

-Какой человек? Какой профессии?

-Сегодня мы познакомимся еще с одним писателем, с его творчеством. В конце урока вы скажите, мог ли он сказать такие слова?

II.Изучение нового материала:

1.Знакомство с писателем.

-Сегодня мы познакомимся с писателем Б.Емельяновым, с его творчеством. Портрет Б.Емельянова (слайд №2)

-Может кто-то читал произведения этого писателя?

-Вот, что говорит о нем его лучший друг писатель Анатолий Алексин. (сообщение учителя)

2.Работа с произведением.

2.1.Анализ текста. Наблюдение за языковыми средствами. Определение темы и идеи.

-Обратимся к рассказу Б.Емельянова «Зеленая букашина» (работа с учебником)

-Как вы думаете, о чем этот рассказ? Кто такая «зеленая букашина», и что с ней могло произойти?

Чтение рассказа обучающимися.

-Подтвердились ли наши предположения?

-Докажите, что это рассказ.

-Назовите тему рассказа.

-Что за насекомое букашина? Почему автор конкретно не назвал насекомое?

-В чем заключается главная мысль рассказа?

-Я написала несколько фраз из рассказа (слайд №4):

-Есть ли на земле правда?

-Влезла бы ты, букашина, в мою шкуру.

-Мыслимо ли дважды одну работу делать?

-Есть ли среди них фраза, которая раскрывает собой главную мысль?

-Трудно пока сказать.

-Чтобы понять главную мысль, давайте глубже разберем текст.

-О ком этот рассказ?

-Понравился ли вам мальчик Вася – главный герой?

-Почему мальчик не захотел переписывать дом. задание?

-С вами такое бывало?

-А вы бы как поступили? Как поступали?

-О чем он думал, сидя под старой липой?

-Почему Вася стал делать препятствия на пути у букашины?

-Как менялось настроение Василия?

(подтверждайте свои ответы словами из текста)

-Когда у Васи появилось желание переписать дом. работу? Кто повлиял на его решение?

-Вы видели, как животные преодолевают препятствия?

-Может вы сейчас назовете главную мысль рассказа?

-Вы правы. Да, действительно, мы люди, должны брать пример у природы : животных , насекомых. Неслучайно существует множество выражений (фразеологизмов) о качествах характера животных.

-Приведите примеры, работая в паре. (слайд №5)

-Подведем резюме. (Видя их смелость, упорство, настойчивость, трудолюбие ,умение преодолевать препятствия, преграды, стыдно нам не следовать их примеру)

-Вернемся к выражениям, которые вам были предложены (слайд №4)

-Сделайте самостоятельно вывод. (Ни один из вариантов не подходил к определению идеи)

-Что еще помогло нам точно определить идею рассказа. (Яркое , умелое слово автора. Благодаря точным , метким фразам и выражениям он сумел передать, что природа есть источник всего разумного, что именно она порой становится нашим учителем и наставником.)

-Давайте вернемся к нашему первому выражению. Мог ли эти слова произнести Б. Емельянов? Да, не даром о нем говорят, что этот человек писал о людях, добрые качества которых проявляются в общении с природой. Природа многому нас может научить ,нужно только научиться видеть это.

-Чему соответствует заглавие текста: теме или главной мысли?

Физ.пауза (комплекс упражнений по укреплению зрению и восстановлению мышечного тонуса)

2.2.Соствавление краткого пересказа.

-Как еще мы можем поработать с текстом?

Одним из вариантов предложенных учащимися, было составление краткого пересказа текста.

-Умение составлять краткий пересказ является важным для вас? Где могут пригодиться эти умения?

-Будем этому учиться.

-В чем сложность сжатия текста? (Не умеем выделить главное)

-Вспомните приемы сжатия текста, работая в паре.

(Удаление описаний, диалогов, деталей, пояснений. Сокращение предложений.)

— О чем вы не должны забывать, составляя краткий пересказ? (О теме и идее текста)

-Как вы предлагаете поработать?

(дети предложили поработать в группах)

-Кто может оценить вашу работу?

(дети предложили выбрать экспертов)

-Чтобы эксперты смогли объективно оценить ваши пересказы ,что необходимо сделать? (Нужно определить критерии оценки)

-Что вы предлагаете учитывать?1.Соответствие признакам краткого пересказа(отсутствие деталей, диалогов ,описаний);2.Передача главной мысли рассказа;3.Умение работать в группах;4.Умение выступать перед публикой)

-Свои выводы эксперты будут фиксировать в специальных картах (слайд № 6)

(Дети работают в группах, по окончанию работы эксперты оценивают выступления)

III. Итог урока. Рефлексия.

-Ваши ожидания от урока подтвердились?

-Удалось ли нам решить поставленные задачи?

-Что не удалось? Что вызвало затруднение?

-Что важного каждый из вас возьмет с этого урока?

IV. Домашнее задание. (дифференцированно)

1) Подобрать пословицы, афоризмы отражающие главную мысль произведения.

2) Написать минисочинение на тему «Преодолеть трудности значит преодолеть себя»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: