Проект в начальной школе «Всем детям планеты — большие права» 2 класс


Проект «Всем детям планеты — большие права»

Автор проекта: Касаткина Вера Антоновна, учитель начальных классов, МБОУ Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского, с.Мужи, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Класс: 2

Данный проект будет полезен учителям начальной школы. Правовое воспитание  детей – это очень важная часть воспитания детей. Каждый учитель, родитель должен уделять внимание данной теме, важно сделать это своевременно и доступно для детей. Проект лишь самое  начало в этой нелёгкой, но интересной работе: формирование правового сознания детей.


Актуальность реализации проекта: заключаются в словах детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.


«Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы – дети!»


И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача учителя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.   Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем, и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.


Цель:  Создание условий для формирования правосознания  у детей младшего школьного возраста.


Задачи:

—  познакомить детей с понятием «право»;

—  дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

— обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

— воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

— развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

— развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.


Автор проекта: учитель — Касаткина В.А.


Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.


Вид проекта: семейный, групповой.


Проблема: дети не имеют достаточных знаний о своих правах.

Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщать родителей и детей к совместной деятельности,  установить с ними доверительные и партнёрские отношения.


Место проведения: МБОУ Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского, с. Мужи.


Сроки проведения: с 1 октября по 5 ноября 2014 года.


Режим работы: во время уроков и во внеурочной деятельности.


Количество участников проекта: учащиеся 2г класса – 12 человек, родители – 16 человек, учитель — Касаткина Вера Антоновна, социальный педагог школы.


Возраст детей: 8 — 9 лет.


Форма проведения:

  • Внеурочная деятельность;

  • Игровая деятельность;

  • Беседы;

  • Просмотр презентации о правах детей;

  • Оформление выставок детских рисунков, книг для родителей;


Материал и оборудование:  стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр,  музыкальная аппаратура, подборки детских песен, цветная и простая  бумага, гуашь, карандаши, клей — карандаш, набор демонстрационных картинок «Права детей», проектор, ноутбук, колонки, презентация «Права детей», записи детских песен, мультфильмов.


I этап.


Постановка проблемы:

Один из классных часов я начала со слов стихотворения:
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить и быть любим
Он на свете не один!

Попросила ребят подумать над вопросом, а кто же в государстве обязан защищать права детей? (Ответы учащихся)

— Сейчас я предлагаю вам послушать сообщения ваших товарищей.

1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

3-й ученик. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

1-й ученик. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

2-й ученик. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

3-й ученик. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

1-й ученик. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.


II этап.


Знакомство.

— Сегодня у нас в гостях социальный педагог нашей школы.

— Здравствуйте дети! Я – социальный педагог нашей школы. Я послушала сообщения всех ребят и хочу сказать, что они абсолютно правы в том, что Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Сегодня мы поговорим с вами на очень важную тему. А тема эта звучит так: «Я человек! И у меня есть права!» Мы с вами познакомимся с «Конвенцией о правах ребенка» и с другими документами, отражающими права и обязанности детей.

— Вам еще совсем немного лет, но вы уже граждане государства Россия, прекрасной страны, где вы родились. Вы — россияне, часть народа нашей страны.

Будучи гражданами России, вы можете рассчитывать на заботу и поддержку со стороны государства. В Конституции России — самом главном законе страны написано, что защита человека и гражданина — обязанность государства. Это значит, что все главные лица государства — Президент, Председатель Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы — должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить всё намеченное.

— Давайте подробно разберем права ребенка, а так же любого человека. Для этого мы просмотрим несколько сюжетов из знакомых вам мультфильмов и сказок.

    1. Сюжет из мультфильма «Мешок яблок»

Какое право злой волк хотел нарушить? (Право на жизнь)

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (ст. 6. Конвенция о правах ребенка)

Покушение на жизнь ребёнка — тяжкое преступление, за которое государство сурово наказывает виновных. Никто не имеет права ни при каких обстоятельствах лишить вас жизни!

    1. Сюжет из мультфильма «Котёнок Гав»

О каком права идет речь в данном сюжете? (Право на имя)

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство (Декларация прав ребенка)

В Конвенции о правах ребёнка записано, что все дети должны иметь имя и гражданство. Давайте подумаем, чем важны эти права. Имя человека, а точнее, его имя, отчество и фамилия — отличительный знак человека, один из признаков его индивидуальности, то есть только ему присущих свойств, отличающих его от других людей.

    1. Сюжет из мультфильма «Гадкий утёнок»

О каком праве идет речь в данном сюжете? (Право на достоинство)

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства (ст. 1. Всеобщая декларация прав человека)

    1. Сюжет из мультфильма «Маша и медведь»

О каком праве идет речь в данном сюжете? (Право на образование)

В Конвенции о правах ребёнка признаётся «право ребёнка на образование» (ст.28). Это значит, что в стране, подписавшей Конвенцию, должны быть созданы все условия, чтобы дети могли учиться.

Школа должна помочь вам развить свои способности, таланты, дать много знаний, которые помогут вам подготовиться к самостоятельной жизни. Никто не должен в школе вас бить, даже если вы провинились. Никто не должен унижать вас! Так записано в Конвенции.

    1. Сюжет из мультфильма «Двенадцать месяцев»

Какое право нарушено в данном сюжете? (Право на защиту от непосильного труда).

Многие дети не только учатся и отдыхают, но и участвуют в труде взрослых: помогают им вести домашнее хозяйство, заботятся о младших братьях и сёстрах, ухаживают за стариками, летом работают на огороде и в поле. Это правильно и хорошо: ведь взрослые трудятся для того, чтобы вам жилось счастливо, почему бы и вам не помочь им? Есть, к сожалению, в жизни такие случаи, когда взрослые заставляют детей работать, лишая их возможности учиться и отдыхать. Поэтому Конвенция обязывает государства, подписавшие её, защищать ребёнка от подневольного труда, мешающего его учёбе и отдыху и наносящего вред его здоровью и развитию.

    1. Сюжет из мультфильма «Золушка»

    2. Сюжет из мультфильма «Волк и семеро козлят»

О каком праве идет речь в данном сюжете? (Право не разлучаться со своими родителями и жить в семье).

Конвенции о правах ребёнка предусмотрены обязанности государств обеспечивать детям эти «незаметные» права, охранять их жизнь, здоровье, создавать условия для жизни детей в семье.

    1. Сюжет из мультфильма «Лесная история»

Каким правом воспользовался медведь в данном мультфильме? (Право на медицинскую помощь).

Для того, чтобы обеспечить право ребёнка на жизнь, не только родители, но и государство, в котором он живёт, должны делать всё возможное для его выживания и здорового развития (Конвенция, ст. 6).

Очень важно, чтобы за здоровьем ребёнка наблюдали врачи, регулярно проводят осмотры детей, делая им прививки от болезней, а если они заболеют, — хорошо их лечили. Для того чтобы медицинская помощь была доступна каждому ребёнку, она должна быть бесплатной.

Организация деятельности проекта.


III этап.


3.1. Игровая деятельность.

  • Подвижные игры: «Мы весёлые ребята», «Охотники и утки», «Раз, два, три ноги от земли».

Цель: развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о социальном окружении.

  • Малоподвижные игры: «Чей голос» «Назови ласково», «Кто рядом?».

Цель: учить детей уважать ближнего, его права, учить играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре.


3.2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из литература дать понятия об основных правах ребёнка,  учить внимательно слушать, развивать речь и память.

 • Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:

— Е. Благинина «Посидим в тишине».

— Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Морозко», В Осеева «Просто старушка».

Беседа: «Что означает моё имя», «Я и мои друзья», «Мама, папа, я – дружная семья».

Чтение пословиц и поговорок о правах и обязанностях.


3.3. Музыкально-театрализованная деятельность.

Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.

1.     Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира Шаинского; «Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.; «Дважды два четыре», (В. Шаинский — М. Пляцковский);  «Чему учат в школе» (В. Шаинский — М. Пляцковский); песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова.

 2. Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка», «Доктор Айболит».


3.4. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

  • Коллективная работа «Мы все равны на нашей планете»

Цель: учить выполнять коллективную работу, действовать сообща; развивать творческие способности детей; учить быть аккуратными при работе  с бумагой  клеем.

  • Выставка рисунков «Моя семья».

Цель: развивать творческие способности  детей в процессе рисования.

  • Выставка рисунков «Школа – наш дом, мы хозяева в нём»

Цель: учить рисовать гуашью, рисовать по замыслу.

  • Выставка в классе «Каждый ребёнок имеет право»

Цель: привлечь внимание детей и родителей к вопросу о правах детей, сплотить детей и родителей посредствам совместной деятельности.

  • Классный час «Моё право на имя…».

Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.


4. Продукт проектной деятельности.

4.1. Коллективная работа «Мы все равны на нашей планете»

4.2. Выставка в классе «Каждый ребёнок имеет право»

4.3. Выставка рисунков «Каждый ребёнок имеет право на семью»

4.4. Выставка рисунков «Школа – наш дом, мы хозяева в нём»

4.5. Классный час «Моё право на имя…»




Свежие документы:  Реферат для 4 класса на тему "Сборка моделей – хобби для настоящих маленьких мужчин"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: