Риторика.
Тема: Прощаемся в разных ситуациях общения.
Цель:
– учим детей уместно употреблять различные формы прощания в зависимости от адресата;
– закрепляем употребление слов прощания.
Ход урока | Формирование УУД | |
Ι. Актуализация знаний | – Ребята, какие слова прощания вы знаете? Работа в учебнике. 3 1 – Откройте учебники на с. 44, прочитайте слова прощания. Разыгрывание ситуаций. – Помните, как Риторик попал в Знайкину школу? Откройте учебники на с. 12–13. Вспомните эти сюжеты. Теперь представьте, как наш герой уходит из Знайкиной школы и прощается со всеми. Работа в парах. 3 3 1 2 – Обсудите и ответьте, что он скажет каждому работнику в Знайкиной школе. После обсуждения дети высказывают своё предположение и доказывают его. – Вы уходите из школы. Как вы прощаетесь с учительницей? А с ребятами? (До свидания, Марья Павловна! Пока, ребята.) – Как вы прощаетесь с родителями вечером, когда ложитесь спать? (Спокойной ночи, мамочка!) – Вы, конечно, помните сказку К. Чуковского «Айболит»? – Кто изображён на рисунках на с. 45–46? Их вылечил доктор Айболит. И вот теперь Айболит прощается с ними, а они – с Айболитом. – Рассмотрим рисунок на с. 45. С кем прощается Айболит и как? – Что они говорят, как смотрят друг на друга? – «До свидания, Барбос. Я думаю, что тебе надо держаться подальше от курицы с цыплятами». – «Всего доброго, Айболит. Спасибо тебе». – «Всего хорошего, Мотылёк. Веселись, только свечки берегись». – «Спасибо тебе, Айболит. До встречи!» – Напишите на линиях-стрелках подходящие слова прощания (с. 46). Какие-то из ситуаций дети разыгрывают. Учитель обращает внимание на то, что при прощании люди обычно смотрят друг на друга, пользуются определёнными жестами: пожимают руки, кивают головой, машут рукой. | Познавательные УУД: 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний; 2) формируем умение осознавать недостаток информации; 3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей; 2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
ΙΙ. Открытие нового знания | Введение новой формы прощания «Счастливого пути!» Чтение «Голландской песенки» (в переводе И. Токмаковой) СЧАСТЛИВОГО ПУТИ! Усталый человек идёт, Рукой стирает пот, – Счастливого пути! Карета кое-как ползёт, Усталый конь её везёт, – Счастливого пути! А в океанах корабли, От родины своей вдали, – Счастливого пути! Пускай кто едет, кто идёт, Всегда свой путь домой найдёт, – Счастливого пути! – Когда мы при прощании говорим «Счастливого пути!»? | |
ΙΙΙ. Применение нового знания | Работа по учебнику. 3 1 2 2 – Давайте посмотрим, что изображено на с. 47. – Айболит вылечил в Африке зверей и теперь уезжает домой. Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено? Кто пришёл прощаться с Айболитом? – Что каждый из них говорит Айболиту? – Что Айболит им отвечает? – Представьте себе, что Айболит на корабле. Что провожающие кричат ему вдогонку? – Раскрасьте рисунок. – Послушайте отрывки из сказки Э. Мошковской «Вежливое слово».
Театр открывается! К началу всё готово! Билеты предлагаются За вежливое слово! …А Олень: – ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень, Уважаемый кассир, Я бы очень попросил Мне, жене и дочке Во втором рядочке Дайте лучшие места, Вот моё ПОЖАЛУЙСТА! Говорит Дворовый Пёс: – Поглядите, что принёс! Вот моё ЗДОРО’ВО – Вежливое слово. … Вдруг ворвался Косолапый, Отдавил хвосты и лапы, Стукнул зайца пожилого… – Касса, выдай мне билет! – Ваше вежливое слово? – У меня такого нет. – Ах, у вас такого нет? Не получите билет. – Мне – билет! – Нет и нет. – Мне – билет! – Нет и нет. Не стучите – мой ответ. Не рычите – мой совет. Не стучите, не рычите, До свидания, привет. Ничего кассир не дал. Косолапый зарыдал, И ушёл он со слезами И пришёл к мохнатой маме. Мама шлёпнула слегка Косолапого сынка И достала из комода Очень вежливое что-то… …Раз-два! Все слова хорошенько вымыла, Медвежонку выдала: ДО СВИДАНИЯ, ДО СКАКАНЬЯ, И ещё ДО КУВЫРКАНЬЯ, УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС… И десяток про запас. …Вот уже второй звонок! Медвежонок со всех ног Подбегает к кассе… – ДО СВИДАНИЯ! ЗДРАСЬТЕ! ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА! ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ! И кассир даёт билеты – Не один, а целых три! – Теперь я прочитаю эту сказку ещё раз. – Сколько билетов получили звери в кассе за вежливые слова? – За какие именно слова? Какие из этих слов вам показались необычными? – Может быть, вы знаете или придумаете такие же необычные слова приветствия и прощания, которые вы бы сказали, например, утке, лягушке, тигру, обезьянке, жуку, собаке и т.д. (До кряканья, доброй охоты, ласкового солнышка и т.д.) | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения; 2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему; 3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности. |
ΙV. Итог урока | – Кому вы скажете при прощании «Пока!»? «Всего!»? «Чао!»? – «До свидания», «до встречи» – очень интересные слова. Вдумаемся в их значение: «до свидания», «до встречи» – мы надеемся увидеть вас ещё раз. Поэтому людям приятно слышать эти слова. 4 – Для чего же люди прощаются? – Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились? – Чем полезна тема сегодняшнего урока? 4 – Кто или что вам помогало справиться? – Почему сегодня мы так много работали в парах? 3 – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.
|
ТООУ |
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.