Риторика
Тема: Слово веселит, огорчает, утешает…
Цель:
— познакомить учащихся с тем, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей;
— формировать умение моделировать своё речевое поведение в различных ситуациях.
Оборудование: перчаточная кукла Петрушка, на доске — пословицы: 1
«Худое слово и сладким мёдом не запьёшь»
«От худого слова — да навек ссора»
«Доброе слово лечит, а худое калечит»
Ход урока | Формирование УУД | |
Ι. Актуализация опыта
| У учителя в руках перчаточная кукла Петрушка или картинка с изображением Петрушки. 1 — Ребята, вы узнали, кто пришёл к нам сегодня в гости? (Это Петрушка.) — Где вы с ним встречались? — В старину на Руси на ярмарках устраивали представления, главным героем которых был весёлый Петрушка. Он рассказывал вот такие истории: Это, братцы, да не чудо ли? Бегала дубинка с мальчиком в руках, А за ним тулупчик с бабой на плечах. Кнут схватил собаку парить мужика, А мужик со страху влез на ворота. Деревня закричала: «Озеро горит!» Сено со дровами тушить пожар спешит. | Познавательные УУД Формируем умение ориентироваться в своей системе знаний; Формируем умение осознавать недостаток информации;
|
ΙΙ. Постановка учебной проблемы | — Как вы думаете, зачем рассказал Петрушка эту нелепицу, где всё перевёрнуто шиворот-навыворот? (Предположение детей) 2 — А так в жизни бывает? |
|
ΙΙΙ. Совместное открытие знаний | 1.- Откройте свои учебники на с. 18. Кого мы видим на картинке? 1 — Что делает Петрушка? (Пляшет, поет) — Что он поёт? Прочитайте. — Какое у вас было настроение, когда вы читали перевёртыш? — Почему это стихотворение называется перевёртыш? — Послушайте стихотворение Э.Мошковской «Петрушка» и расскажите, какого Петрушку вы представили. Эй, Петрушка, Наш Петрушка, Развесёлая игрушка — Тонкий голос, Рыжий волос, Озорные глазки — Расскажи сказки! Расскажи, Насмеши, Покажи, пляски! Где Петрушка — Там и смех. Ты, Петрушка, Лучше всех! Ты плясун Ты певун, Ты весёлый Говорун. Всем хорош! Всем хорош! Ты тряпичный? Ну и что ж. Если весело с тобой — Значит ты Живой! — Каким вы представили Петрушку? — Раскрасьте Петрушку у себя в учебнике. 1 1 2. Посмотрите на следующую страницу. Прочитайте стихотворение «Путаница». — О какой смешной путанице рассказывается в стихотворении?- Что решили котята, свинки, уточки, курочки?- Может ли такое случиться на самом деле? — А откуда вы узнали, что котята мяукают, а свинки хрюкают?- Давайте прочитаем это стихотворение так, чтобы слушатели развеселились.- Вам было смешно? Почему? (Хорошо бы, чтобы среди различных версий детей была бы и версия о «смешных» словах.) 3. — Что же может делать слово? (Веселить.) 1 1 — А всегда ли слово веселит? — Иногда, не подумав, можно обидеть небрежным словом, грубостью. Помните, как провёл первый день своей жизни деревянный мальчишка Буратино. 4. — Откройте свои учебники на с. 20 и посмотрите на иллюстрацию. 1 … Прибежав в каморку под лестницей, Буратино шлепнулся на пол около ножки стула. — Чего бы еще такое придумать? Не нужно забывать, что Буратино шел всего первый день от рождения. Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые. В это время послышалось: — Крри-кри, крри-кри, крри-кри… Буратино завертел головой, оглядывая каморку. — Эй, кто здесь? — Здесь я, — крри-кри… Буратино увидел существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене над очагом и тихо потрескивало, — крри-кри, — глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками. — Эй, ты кто такой? — Я — Говорящий Сверчок, — ответило существо, — живу в этой комнате больше ста лет. — Здесь я хозяин, убирайся отсюда. — Хорошо, я уйду, хотя мне грустно покидать комнату, где я прожил сто лет, — ответил Говорящий Сверчок, — но, прежде чем я уйду, выслушай полезный совет. — Оччччень мне нужны советы старого сверчка… — Ах, Буратино, Буратино, — проговорил сверчок, — брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу. Вот мой совет. Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения. — Давайте поразмышляем, почему же сверчок не ответил грубостью на грубость? — Отчего у него возникло желание дать Буратино полезный совет? 1 — Буратино был лишь деревянной куклой, не знающей жизни, не думающей о последствиях своей грубости. Помните, «мысли у него были маленькие-маленькие». Именно поэтому мудрый сверчок и решил ему помочь, предупредить о грозящей опасности, заставить задуматься. — А вы всегда думаете, прежде, чем сказать что-либо обидное, грубое другу, бабушке, однокласснику и т.д.? — Какие мысли при этом у вас возникают?— Почему всегда нужно следить за своими словами?- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке сегодня?- Чему мы будем учиться? |
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД 1. Формируем умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД
|
ΙV. Применение знаний | 1. — Когда человек огорчён, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, но почти всегда на помощь придёт мама, друг или кто-то другой, кто утешит и словом и делом. Вам знакомы стихи А.Барто? Напоминаю начало одного из них: Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. — Вспомнили? Закончите его. Тише, Танечка, не плач, Не утонет в речке мяч. — Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? 2. — Посмотрите в учебник на с. 21. К какой сказке нарисована иллюстрация? — Давайте вспомним эту сказку.- А как бы вы утешили деда и бабу? 3. — Посмотрите на доску. На доске — пословицы: 1«Худое слово и сладким мёдом не запьёшь» «От худого слова — да навек ссора»«Доброе слово лечит, а худое калечит» Дети объясняют каждую пословицу. 4 На доске — пословицы: 1«Худое слово и сладким мёдом не запьёшь» «От худого слова — да навек ссора»«Доброе слово лечит, а худое калечит» — А теперь посмотрите на с. 22-23. Где находятся дети? Составьте рассказ о своём посещении зоопарка. 2 |
|
V. Итог | — Что нового вы узнали о речи? — Что больше всего вам понравилось сегодня на уроке? — Что узнали нового? 4 — Что у вас получилось лучше всего? — В чём испытали затруднения? — Как бы оценили своё настроение после урока? — Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока в дневнике. 4 2 | ТООУ |
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.