Риторика 1 класс «Слово веселит, огорчает, утешает»


Риторика

Тема: Слово веселит, огорчает, утешает…

Цель:

— познакомить учащихся с тем, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей;

— формировать умение моделировать своё речевое поведение в различных ситуациях.

Оборудование: перчаточная кукла Петрушка, на доске — пословицы: 1

«Худое слово и сладким мёдом не запьёшь»

«От худого слова — да навек ссора»

«Доброе слово лечит, а худое калечит»

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация опыта


У учителя в руках перчаточная кукла Петрушка или картинка с изображением Петрушки. 1

— Ребята, вы узнали, кто пришёл к нам сегодня в гости? (Это Петрушка.) — Где вы с ним встречались? — В старину на Руси на ярмарках устраивали представления, главным героем которых был весёлый Петрушка. Он рассказывал вот такие истории:

Это, братцы, да не чудо ли?

Бегала дубинка с мальчиком в руках,

А за ним тулупчик с бабой на плечах.

Кнут схватил собаку парить мужика,

А мужик со страху влез на ворота.

Деревня закричала: «Озеро горит!»

Сено со дровами тушить пожар спешит.

Познавательные УУД

Формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

Формируем умение осознавать недостаток информации;


ΙΙ. Постановка учебной проблемы

— Как вы думаете, зачем рассказал Петрушка эту нелепицу, где всё перевёрнуто шиворот-навыворот? (Предположение детей) 2

А так в жизни бывает?


ΙΙΙ. Совместное открытие знаний

1.- Откройте свои учебники на с. 18. Кого мы видим на картинке? 1

— Что делает Петрушка? (Пляшет, поет)

— Что он поёт? Прочитайте.

— Какое у вас было настроение, когда вы читали перевёртыш?

— Почему это стихотворение называется перевёртыш?

— Послушайте стихотворение Э.Мошковской «Петрушка» и расскажите, какого Петрушку вы представили.

Эй, Петрушка,

Наш Петрушка,

Развесёлая игрушка —

Тонкий голос, Рыжий волос,

Озорные глазки — Расскажи сказки!

Расскажи, Насмеши, Покажи, пляски!

Где Петрушка — Там и смех.

Ты, Петрушка, Лучше всех!

Ты плясун Ты певун,

Ты весёлый Говорун.

Всем хорош! Всем хорош!

Ты тряпичный? Ну и что ж.

Если весело с тобой — Значит

ты

Живой!

— Каким вы представили Петрушку? — Раскрасьте Петрушку у себя в учебнике. 1 1

2. Посмотрите на следующую страницу. Прочитайте стихотворение «Путаница».

— О какой смешной путанице рассказывается в стихотворении?- Что решили котята, свинки, уточки, курочки?- Может ли такое случиться на самом деле?

— А откуда вы узнали, что котята мяукают, а свинки хрюкают?- Давайте прочитаем это стихотворение так, чтобы слушатели развеселились.- Вам было смешно? Почему? (Хорошо бы, чтобы среди различных версий детей была бы и версия о «смешных» словах.)

3. — Что же может делать слово? (Веселить.) 1 1

— А всегда ли слово веселит? — Иногда, не подумав, можно обидеть небрежным словом, грубостью. Помните, как провёл первый день своей жизни деревянный мальчишка Буратино.

4. — Откройте свои учебники на с. 20 и посмотрите на иллюстрацию. 1

Прибежав в каморку под лестницей, Буратино шлепнулся на пол

около ножки стула. — Чего бы еще такое придумать?

Не нужно забывать, что Буратино шел всего первый день от

рождения. Мысли у него были маленькие-маленькие,

коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые.

В это время послышалось:

Крри-кри, крри-кри, крри-кри…

Буратино завертел головой, оглядывая каморку.

Эй, кто здесь?

Здесь я, — крри-кри…

Буратино увидел существо, немного похожее на таракана, но с

головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене над очагом и тихо

потрескивало, — крри-кри, — глядело выпуклыми, как из стекла,

радужными глазами, шевелило усиками.

Эй, ты кто такой?

Я — Говорящий Сверчок, — ответило существо, — живу в

этой комнате больше ста лет.

Здесь я хозяин, убирайся отсюда.

Хорошо, я уйду, хотя мне грустно покидать комнату, где я

прожил сто лет, — ответил Говорящий Сверчок, — но, прежде чем

я уйду, выслушай полезный совет.

Оччччень мне нужны советы старого сверчка…

Ах, Буратино, Буратино, — проговорил сверчок, — брось

баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома и завтра

начни ходить в школу. Вот мой совет. Иначе тебя ждут ужасные

опасности и страшные приключения.

— Давайте поразмышляем, почему же сверчок не ответил грубостью на грубость?

— Отчего у него возникло желание дать Буратино полезный совет? 1

— Буратино был лишь деревянной куклой, не знающей жизни, не думающей о последствиях своей грубости. Помните, «мысли у него были маленькие-маленькие». Именно поэтому мудрый сверчок и решил ему помочь, предупредить о грозящей опасности, заставить задуматься.

— А вы всегда думаете, прежде, чем сказать что-либо обидное, грубое другу, бабушке, однокласснику и т.д.?

— Какие мысли при этом у вас возникают?— Почему всегда нужно следить за своими словами?- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке сегодня?- Чему мы будем учиться?

  1. Формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД

  1. Формируем умение соблюдать правила вежливого общения;

  2. Формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему

Регулятивные УУД

1. Формируем умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД

  1. Формируем умение осознавать роль речи в жизни людей


ΙV. Применение знаний

1. — Когда человек огорчён, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, но почти всегда на помощь придёт мама, друг или кто-то другой, кто утешит и словом и делом.

Вам знакомы стихи А.Барто? Напоминаю начало одного из них:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик. — Вспомнили? Закончите его.

Тише, Танечка, не плач, Не утонет в речке мяч.

— Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему?

2. — Посмотрите в учебник на с. 21. К какой сказке нарисована иллюстрация?

— Давайте вспомним эту сказку.- А как бы вы утешили деда и бабу?

3. — Посмотрите на доску.

На доске — пословицы: 1«Худое слово и сладким мёдом не запьёшь»

«От худого слова — да навек ссора»«Доброе слово лечит, а худое калечит»

Дети объясняют каждую пословицу.

4 На доске — пословицы: 1«Худое слово и сладким мёдом не запьёшь»

«От худого слова — да навек ссора»«Доброе слово лечит, а худое калечит»

— А теперь посмотрите на с. 22-23. Где находятся дети?

Составьте рассказ о своём посещении зоопарка. 2


V. Итог

— Что нового вы узнали о речи?

— Что больше всего вам понравилось сегодня на уроке?

— Что узнали нового? 4

— Что у вас получилось лучше всего?

— В чём испытали затруднения?

— Как бы оценили своё настроение после урока?

— Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока в дневнике. 4 2

ТООУ

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.

Свежие документы:  КОНСПЕКТ урока для 1 класса «ДЕНЬ РОССИЙСКОГО ФЛАГА»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: